ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф.ФРЁБЕЛЯ И ЕГО УНИКАЛЬНЫЕ «ДАРЫ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О.В.Шишкина
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Цыренова Эржена Бато-Мункуена

Очень понравилась статья Шишкиной О.В. и захотелось, чтобы она была в моих материалах. Наследие Ф.Фрёбеля, раскрыта методика методика работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наследие Фрёбеля33.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Ф.ФРЁБЕЛЯ И ЕГО УНИКАЛЬНЫЕ «ДАРЫ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.В.Шишкина

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Она оказывает огромное влияние на развитие и воспитание ребёнка. Важность её в дошкольном возрасте отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как незаменимое средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель. «Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай её мать! Береги, охраняй её отец!... Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своём внутреннем чувстве» (Ф. Фрёбель)

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель родился в 1782 году на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребёнком в семье пастора и потерял мать, когда ему было всего 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался, и мальчик был предоставлен самому себе.

В 1792 году дядя Фридриха забрал его в свою семью, и для мальчика началась новая жизнь - он стал посещать городскую школу. Это были самые счастливые годы его жизни. Хотя школьное обучение не особо нравилось ему, так как было «сухо и мёртво», и юный Фридрих убегал в горы, где природа была ему школой, а деревья и цветы учителями.

По возвращении к отцу Фридрих начал работать учеником лесничего, одновременно занимаясь самообразованием. Он изучал математику, геометрию и естествознание. Получив наследство матери, Фридрих поступает в Йенский университет и начинает заниматься архитектурой, в которой его привлекает точность, расчёт и красота.

После переезда во Франкфурт на Майне, Фридрих знакомится с Готлибом Грюнером, директором местной школы и под его влиянием меняет архитектуру на педагогику, всецело посвятив себя делу воспитания.

За время своей 40-летней педагогической деятельности Фрёбель написал множество книг о воспитании детей и создал разнообразные учебные заведения, в которых были отделения для маленьких детей.

В 1840 году, в городе Бад-Бланкенбурге, Фридрих Фрёбель открывает первое заведение для дошкольников, которое называет «детский сад». Название было в духе эпохи Просвещения с её концепцией «естественного человека»: дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.

В первом детском саду был свой сад — общий цветник и небольшая грядка у каждого ребёнка. Женщин, которые работали с детьми, называли «детскими садовницами». Это название прижилось и в нашей стране — воспитателей так называли вплоть до 30-х годов XX века. Сады Фрёбеля создавались не для того, чтобы заменить на время семью. Они должны были помочь родителям в воспитании: мамы могли прийти вместе с детьми, поиграть и поучиться у садовниц.

Позже, во многих городах Германии стали открываться детские сады по системе Фрёбеля. Педагогические идеи Фрёбеля вошли в единую систему образования от детского сада до университета.

В 1851 году по идеологическим причинам все детские сады в Германии были закрыты. Ф.Фрёбеля обвинили в пропаганде атеизма. Конечно, атеистом он не был, а наоборот, стремился развивать в детях «божественное начало». Но слишком непривычны были его методы для тех, кто проповедовал смирение и послушание.

Детские сады были открыты вновь лишь в 1860 году, когда на них был снят запрет. Идеи Фрёбеля распространяли по всему миру его друзья, ученики, соратники. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России и в других европейских странах.

Основные характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»

Фридрих Фрёбель не только первым придумал и открыл детский сад, но и разработал пособия для него. Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей и назвал его «дарами». Фрёбель считал, что именно через игру ребёнок знакомится с окружающим миром. И «дары» должны в этом помочь.

Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Всего Фрёбель разработал шесть «даров»:

Первый «дар» - разноцветные текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку различные виды движений: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиками учат детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Объясняя, почему первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фрёбель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Он приводит и ряд других символических доводов, например: шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности.

Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковые) – знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен и имеет рёбра.

С помощью данного набора происходит восприятие особенностей фигур, их движения, скорости, вращения, изменения формы. Ребенок учится наблюдать и экспериментировать со свойствами объектов (манипулирование, сравнение …) Развивается мелкая моторика и воображение, зрительно-моторная координация и образное мышление. С помощью данного набора, ребенок знакомится с разными формами предметов.

Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взгляду: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, и т. д.

Третий «дар» — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фрёбель, получает представление о целом и составляющих его частях; он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.

Четвертый «дар» — кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Благодаря работе с данным набором, ребенок знакомится со свойствами куба, его внутренним строением, числами и свойствами симметрии.

У ребенка развивается зрительно-моторная координация, пространственное мышление. Ребенок учится наблюдать, использовать в игре числа, конструировать (здание, башня, заполнение пространства…), развивает умения работать по образцу.

Посредством этого дара, считал Фрёбель, ребёнок получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя. Возможность строительных комбинаций значительно расширяется с прибавлением каждого нового «дара».

Пятый «дар» — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Благодаря данному набору, ребенок знакомится с новыми формами: ромб, квадрат, треугольник, прямоугольник; учится конструировать образы и составные геометрические формы.

Шестой «дар» — кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д. Использование данного набора развивает логическое мышление детей, умение планировать собственную деятельность. Ребенок учится анализировать и подсчитывать составные части, исследовать поверхности фигур и количество углов. Благодаря свойствам данного набора происходит развитие наблюдения, творческих способностей, мелкой моторики.

Кроме приведённых шести «даров», Фридрих Фрёбель предлагал использовать детям дополнительный строительный материал - арки, кольца, полукольца и т.д. А также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение, вышивание, выпиливание и другие.

Заимствованная у Песталоцци идея «даров» окутана Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок, подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе – божественному началу. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, делённый на части).

Основные принципы педагогики Фрёбеля и его подходы к системе создания образовательных средств впоследствии были взяты на вооружение и развиты в различных авторских педагогических системах. Многие известные зарубежные и отечественные педагоги-практики использовали идеи Фридриха Фрёбеля в своих педагогических концепциях: М. Монтессори, Р. Штейнер (Вальдорфская педагогика), Л. Малагуцци, развивающая система Никитиных, теория развивающего обучения Б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова.

Последователи идей Фрёбеля продолжают развивать систему элементов его «даров». Если во время педагогической деятельности Фрёбеля в детских садах использовались всего шесть его «даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей.

Седьмой «дар» - цветные плоскостные фигуры: круги, полукруги, треугольники и квадраты. Набор знакомит детей с фигурами и разными видами треугольников, учит детей строить сложные конструкции, используя простые фигуры, подготавливает ребёнка к рисованию, используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов, развивает мышление и воображение.

Восьмой «дар» - цветные деревянные палочки разных длин. Этот «дар» демонстрирует линию и вводит понятие длины, развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Девятый «дар» - цветные кольца и полукольца трёх размеров (малые, средние, большие). Набор знакомит детей с понятиями «симметрия», дуги, полукруг, развивает моторные навыки, координацию, творческие способности и воображение.

Десятый «дар» - фишки (деревянные цветные кружки), обозначающие, по мысли Ф.Фрёбеля, точки. Происходит знакомство детей с точками, с отношениями между точками, линиями и плоскостями, развивается зрительно-моторная координация, способствует развитию детского творчества.

Одиннадцатый «дар» - цветные тела. Включает в себя цветные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр), имеющие отверстия для нанизывания на шнурок. Обучает классификации предметов по цвету и форме, развивает пространственные представления.

Двенадцатый «дар» - мозаика, шнуровка. Включает мозаичное поле, деревянные фишки на ножке шести цветов и шесть шнурков разного цвета. Обучает распознаванию цвета, развивает зрительно-моторную координацию, воображение.

Тринадцатый «дар» - башенки. Включает в себя треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр. Этот набор знакомит с понятием полуцилиндра, развивает пространственное мышление, воображение.

Четырнадцатый «дар» - арки и цифры. Включает криволинейные фигуры: три разрезанных цилиндра и девять кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия. Цилиндры разделены на три концентрических кольца и разрезаны на четыре части. Набор знакомит детей с числами, с формами круга и полукруга, учит располагать кубики с цифрами от 1 до 9 по порядку.

Все «Дары Фрёбеля» сделаны из дерева (за исключением первого «дара») и хранятся в деревянных ящиках с задвижной крышкой.

В настоящее время «Дары Фрёбеля» называются «модулями» и к ним прилагается комплект методических пособий по работе с игровым набором, состоящий из 6 книг и 80 карточек-игр.

Комплект методических пособий по использованию набора «Дары Фребеля» создан с учетом наиболее важных дидактических принципов:

1. Информативность. В нем предусмотрена разнообразная тематика использования игровых средств с учетом образовательных областей и активности детей во взаимодействии с предметным окружением;

2. Вариативность. В структуру методического пособия заложен учет специфики образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования, содержание воспитания, культурные и художественные традиции народов России.

В содержание карточек-игр положены игры с фиксированными, открытыми правилами. К ним относятся большинство дидактических, познавательных, подвижных игр, развивающие интеллектуальные игры, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Подбор игровых заданий в карточках осуществлен таким образом, что в каждой образовательной области педагог легко сможет решить основные задачи. Большинство карточек сопровождается стихотворениями. На каждой есть иллюстрация, которая позволяет наглядно понять суть предложенной игры.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» имеет возможность соответствовать многим, самым популярным и необходимым для раскрытия содержания образовательных программ темам: «Наш город», «Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года» и т.д. В зависимости от особенностей Программы, возможностей педагога и поставленных образовательных задач, игры, представленные в пособиях, можно использовать не по образовательным областям, а по темам.

Выбор цветового оформления методических рекомендаций и карточек связан с удобством использования комплекта для педагогов.

Каждое направление развития детей в дошкольном возрасте (образовательная область) в соответсвий с ФГОС ДО:

  1. физическое развитие (зелёный);
  2. социально-коммуникативное развитие (жёлтый);
  3. художественно-эстетическое развитие (розовый);
  4. познавательное развитие (голубой);
  5. речевое развитие (синий).

Дошкольники с увлечением играют в «Дары Фрёбеля». Особенно их привлекают модули №7,8,9,10. С помощью этих наборов детям удаётся складывать различные сюжеты. Дети очень любят «составлять сказки». Читая или рассказывая сказку, они выкладывают её сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки. Можно использовать различные вариации игр. Например, в игре «Золушка» после прочтения (или пересказа) сказки проводится обсуждение, а затем воспитатель предлагает детям побыть «Золушками», а сам играет роль «злой мачехи»: высыпает из набора круги и полукруги и показывает, как их сортировать. В зависимости от возраста детей можно предложить рассортировать предметы по одному или нескольким признакам (по размеру, цвету, форме).

Когда все круги рассортированы, воспитатель становится «доброй феей», берёт «волшебную палочку», произносит «волшебное заклинание» и показывает, как можно превратить полукруг в круг. После чего дети сами соединяют полукруги в круги. Модифицировать игру можно предложением построить интерьер дома, в котором жила Золушка, или сконструировать современные бытовые приборы, облегчающие труд «Золушек».

Вариантов игр с использованием «Даров Фрёбеля» огромное множество. И дети с большим удовольствием играют в них, как индивидуально, так и коллективно.

Организация образовательного пространства с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля» обеспечивает все виды детской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Система воспитания по Фридриху Фрёбелю уникальна. Она известна более двух столетий и, несмотря на это, по-прежнему актуальна.

Литература:

  1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. 272с.
  2. Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей / Пер. с нем., сост. и предисл. Л.М.Волобуевой. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 248с.
  3. История педагогики: Учеб. пособие для дошкольных пед. Училищ / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1961. 380 с.
  4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. - М., с.
  5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  6. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации / Под. общ. ред. Кожевниковой В.В. – М.: ООО « Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014. 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...

Статья на тему: "Педагогическое наследие Ф.Фрёбеля и его уникальные "Дары" в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всех отношениях связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все её требования, точно т...

Методическое пособие «Дары Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской дея...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...