Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
материал

Байрамгулова Айслу Ураловна

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_au.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 1 Альшеевского района села Раевский РБ

Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Подготовила: воспитатель

Байрамгулова А.У.

с.Раевский 2018

Условия возникновения и становления опыта

Общение с искусством –

одна из больших радостей жизни”.

В.И. Сухомлинский

    Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

     В.А. Сухомлинский писал: “Ум ребенка - на кончиках его пальцев”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

     Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

     Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

  Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Актуальность и перспективность опыта

... Это правда! ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне...

Э. Успенский.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.  Поэтому  тему своего опыта и работы считаю актуальной.

Ведущие педагогические идеи

     Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

  • Проанализировать современное состояние развития творческих способностей и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
  • Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи в работе с детьми:

  • - Развивать воображение и творческие способности детей.
  • - Обогащать и расширять художественный опыт детей.
  • - Побуждать ребенка экспериментировать.
  • - Поощрять и поддерживать творческие находки.
  • - Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

Новизна опыта

   Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между детьми и окружающим миром. Роль воспитателя - педагога при этом, состоит не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное помочь детям увидеть мир, пережить в месте с ними красоту, вселить в них уверенность в свои силах и зажечь огонек радости творчества.

       Новизна опыта состоит в том, что бы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти "вдохновение" для творчества в окружающем мире .

       Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

       Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.                      

     Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

                               Технология опыта

Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

“Монотипия”,“Печатание листьями”,“Рисование нитками",“Печатание бумагой”,“Рисование мыльной пеной",“Рисование методом наката”,“Рисование с помощью соли”,“Рисование кляксами”,“Клеевая техника”,“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”,“Мятый рисунок”, “Рисование методом тычка",“Оттиск поролоном”

     Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает детям свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

          В работе использовали рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

     Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: "Натюрморт из овощей", "Дары осени", "Растения в нашей группе","Галстук для папы" и др..    

      Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

      Учили детей рисовать тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику  используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый щенок» .

      В старшей группе мы часто учились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: "Деревья смотрят в воду", "Ранняя весна" и др.

     Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада предлагалось  собирать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

  Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

                           Результативность опыта

      В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.

     Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

     Таким образом, на основе проделанной работы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

  Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Библиографический список

  • Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  • Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.
  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.\
  • Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
  • Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  • Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.
  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  • Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.
  • Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  • Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.
  • Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.
  • Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.