ООД «Секреты бересты»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду

Казакова Лариса Ивановна

Цель: Расширить представление детей о декоративно-прикладном искусстве Смоленской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_sekrety_beresty_._podg._gr.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «Секреты бересты»

 ручной труд

Подготовительной группы

Цель: Расширить представление детей о декоративно-прикладном

искусстве Смоленской области.

Программные задачи:

Развивающие:

        Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

        Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.

Обучающие:

        Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.

        Обогащать словарь детей словами – прилагательными.

Материал: проектор, кора березы необработанная, лупа, берестяные изделия. волшебная палочка, для экспериментирования: кора берёзы и тополя, лупа,

 2 стакана, горячая вода.

Словарная работа: гибкий, прочный, пластичный, легкий, эластичный, упругий, долговечный.        

Ход ООД:

-Ребята, мы с вами живем в лесном краю, и главным природным материалом было конечно дерево. Из него строили дома, делали мебель, игрушки для малышей; предметы домашнего обихода: ложки, блюдца, емкости для хранения продуктов и украшения. Дети, резьба и роспись по дереву самые древние виды народного творчества. Лучшие породы деревьев для ремесла – это липа, осина, ольха, дуб и конечно, береза. А о каком дереве пойдет речь, угадайте.

Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень,

И бумага для письма,

И - резные терема

Белая сорочка - царя лесного дочка,

В бане – хозяйка,

А ну-ка, угадай-ка?

- О каком дереве загадка? (ответы детей)

        - Конечно, это берёз.

 Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас в России. Любит наш народ зеленую красавицу за ее щедрость.

Хоровод «Ай да березка!»

Мы вокруг березки встанем в хоровод.

Радостно и звонко каждый запоет

Ай да, березка, белый ствол!

С зеленой, зеленой ты листвой.

Яркие платочки в руки мы возьмем.

У березки стройной пляски заведем.

Ай да, березка, белый ствол!

Зеленей, зеленей, ты листвой.

Кто мне скажет, что дает нам береза?

Ответы детей: березовые дрова, веники для бани, мебель, сок.

- Мы с вами уже много знаем о берёзе, но сегодня мы откроем ещё некоторые её секреты. Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка»

- Передаем волшебную палочку по кругу и называем слова, характеризующие образ русской берёзки. (Кудрявая, красивая, стройная, белоствольная, полезная, русская, гибкая, нежная, гордая, величественная, воспетая).

 Береза не только красивое дерево, но она еще и полезное дерево.

А сейчас я проверю, знаете ли вы, какую пользу приносит берёза человеку? Проходите на стульчики.

Раньше из почек берёзы делали коричневую краску.

А из листьев делали зелёную краску.

      А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.

   Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.

 Во время войны раненым истощённым детям давали по 150 – 200 г. берёзового сока.

В годы войны пекли из коры хлеб.

Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.

      Молодцы, много знаете о пользе березы.

Экспериментальная деятельность:

А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая) А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.

А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое) Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки) Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)

В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей) Посмотрите, у меня есть ещё кора тополя. Давайте мы с вами опустим в воду кору берёзы и кору тополя и посмотрим, что будет через некоторое время.

А пока мне нужен один помощник. Потрогай эти кусочки бересты и ничего не говори. Итак, положи один кусочек в стакан с цифрой 1, а во 2-ой второй кусочек (кору другого дерева). А как вы думаете, что с ними случится, если мы зальём их горячей водой? Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.

Что произошло с берестой? Итак, скажи, пожалуйста, в стакан под номером 1 по толщине какую ты положила бересту? А под номером 2? Какой мы можем сделать вывод?

Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.

Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.

Ну, а теперь давайте вернёмся к нашим стаканам с корой. Достаньте сначала кору тополя. Потрогайте её. Что с ней произошло? (она стала крошится) 

А давайте теперь достанем кору берёзы. Потрогаем её? Она крошится? (нет) Как вы думаете, почему? (Потому что она не пропускает влагу.) Так почему бересту называют плащом берёзы? (она, как и плащ не пропускает влагу). Вот сколько мы уже с вами узнали секретов бересты. А сейчас давайте пройдём и поиграем в игру «Что сделано из бересты?». Вам нужно по очереди выбрать и перенести на другой стол предметы, изготовленные из бересты.

Давайте посмотрим, как вы справились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)...

Волшебная береста

Консультация по изготовлению работ из бересты...

"Волшебная береста"

Наглядный материал, альбом для рассматривания...

Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"

Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...

Консультация "Секреты бересты и берёзы"

Консультация для родителей дошкольников "Секреты бересты и берёзы"....

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 лет ТЕМА: «Секреты бересты»

Конструкт совместной непосредственно образовательной деятельности...