ООД «Секреты бересты»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду
Цель: Расширить представление детей о декоративно-прикладном искусстве Смоленской области.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД «Секреты бересты»
ручной труд
Подготовительной группы
Цель: Расширить представление детей о декоративно-прикладном
искусстве Смоленской области.
Программные задачи:
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.
Обучающие:
Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.
Обогащать словарь детей словами – прилагательными.
Материал: проектор, кора березы необработанная, лупа, берестяные изделия. волшебная палочка, для экспериментирования: кора берёзы и тополя, лупа,
2 стакана, горячая вода.
Словарная работа: гибкий, прочный, пластичный, легкий, эластичный, упругий, долговечный.
Ход ООД:
-Ребята, мы с вами живем в лесном краю, и главным природным материалом было конечно дерево. Из него строили дома, делали мебель, игрушки для малышей; предметы домашнего обихода: ложки, блюдца, емкости для хранения продуктов и украшения. Дети, резьба и роспись по дереву самые древние виды народного творчества. Лучшие породы деревьев для ремесла – это липа, осина, ольха, дуб и конечно, береза. А о каком дереве пойдет речь, угадайте.
Плачет по весне слезами,
В почках растворяет камень,
И бумага для письма,
И - резные терема
Белая сорочка - царя лесного дочка,
В бане – хозяйка,
А ну-ка, угадай-ка?
- О каком дереве загадка? (ответы детей)
- Конечно, это берёз.
Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас в России. Любит наш народ зеленую красавицу за ее щедрость.
Хоровод «Ай да березка!»
Мы вокруг березки встанем в хоровод.
Радостно и звонко каждый запоет
Ай да, березка, белый ствол!
С зеленой, зеленой ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем.
У березки стройной пляски заведем.
Ай да, березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей, ты листвой.
Кто мне скажет, что дает нам береза?
Ответы детей: березовые дрова, веники для бани, мебель, сок.
- Мы с вами уже много знаем о берёзе, но сегодня мы откроем ещё некоторые её секреты. Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка»
- Передаем волшебную палочку по кругу и называем слова, характеризующие образ русской берёзки. (Кудрявая, красивая, стройная, белоствольная, полезная, русская, гибкая, нежная, гордая, величественная, воспетая).
Береза не только красивое дерево, но она еще и полезное дерево.
А сейчас я проверю, знаете ли вы, какую пользу приносит берёза человеку? Проходите на стульчики.
Раньше из почек берёзы делали коричневую краску.
А из листьев делали зелёную краску.
А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.
Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.
Во время войны раненым истощённым детям давали по 150 – 200 г. берёзового сока.
В годы войны пекли из коры хлеб.
Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.
Молодцы, много знаете о пользе березы.
Экспериментальная деятельность:
А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая) А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.
А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое) Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки) Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)
В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей) Посмотрите, у меня есть ещё кора тополя. Давайте мы с вами опустим в воду кору берёзы и кору тополя и посмотрим, что будет через некоторое время.
А пока мне нужен один помощник. Потрогай эти кусочки бересты и ничего не говори. Итак, положи один кусочек в стакан с цифрой 1, а во 2-ой второй кусочек (кору другого дерева). А как вы думаете, что с ними случится, если мы зальём их горячей водой? Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.
Что произошло с берестой? Итак, скажи, пожалуйста, в стакан под номером 1 по толщине какую ты положила бересту? А под номером 2? Какой мы можем сделать вывод?
Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.
Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.
Ну, а теперь давайте вернёмся к нашим стаканам с корой. Достаньте сначала кору тополя. Потрогайте её. Что с ней произошло? (она стала крошится)
А давайте теперь достанем кору берёзы. Потрогаем её? Она крошится? (нет) Как вы думаете, почему? (Потому что она не пропускает влагу.) Так почему бересту называют плащом берёзы? (она, как и плащ не пропускает влагу). Вот сколько мы уже с вами узнали секретов бересты. А сейчас давайте пройдём и поиграем в игру «Что сделано из бересты?». Вам нужно по очереди выбрать и перенести на другой стол предметы, изготовленные из бересты.
Давайте посмотрим, как вы справились. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная береста
Консультация по изготовлению работ из бересты...
Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"
Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...

Консультация "Секреты бересты и берёзы"
Консультация для родителей дошкольников "Секреты бересты и берёзы"....
ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 лет ТЕМА: «Секреты бересты»
Конструкт совместной непосредственно образовательной деятельности...



