Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенаше
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Чепурная Ольга Юрьевна

Сентябрь

 

 

  1. Знакомство с логическими блоками Дьенеша.

Дляначаланадопознакомитьребенкасблоками.Нужновыложитьпередребенкомнабори датьемувозможностьизучитьфигуры,потрогать,перебрать,подержатьипоигратьсними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найтивсефигурытакогожецвета,какнаобразце(покажите,например,желтуюфигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.)
  • Попроситеребенкадатьмишкевсесиниефигуры,азайчику–желтые,амышке–красные, затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
  • Попроситеребенкаопределитьлюбуюфигурупоцвету,форме,размеру,толщине.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша

Сентябрь

  1. Знакомство с логическими блоками Дьенеша.

Дляначаланадопознакомитьребенкасблоками.Нужновыложитьпередребенкомнабори датьемувозможностьизучитьфигуры,потрогать,перебрать,подержатьипоигратьсними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найтивсефигурытакогожецвета,какнаобразце(покажите,например,желтуюфигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.)
  • Попроситеребенкадатьмишкевсесиниефигуры,азайчику–желтые,амышке–красные, затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
  • Попроситеребенкаопределитьлюбуюфигурупоцвету,форме,размеру,толщине.

  1. Дидактическая игра«Найди»

Цель: Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета,понятия«большой–маленький»,«толстый–тонкий».Умеетсравниватьгеометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьенеша. Ход игры.

Педагогдаетдетямзадания–Найдивсефигуры(блоки),какэтапоцвету(поразмеру,форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру).

Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура,поцветуиформе,нодругиепоразмеру(такиежепоразмеруицвету,нодругиепо форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

  1. Дидактическаяигра«Чудесныймешочек»

Цель: находит геометрические фигуры, узнает форму. Материал:мешочек,наборлогическихблоковДьенеша. Ход игры.

Всефигурыскладываютсявмешок.Попроситьребенканаощупьдостатьвсекруглыеблоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

  1. Дидактическаяигра«Что изменилось»

Цель:замечаетизмененияврасположениипредметов,отражаетвречиэтиизменения. Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом однаизфигурисчезаетилизаменяетсянановую,илидвеменяютсяместами.Ребенокдолжен заметить изменения.

Октябрь

  1. Дидактическаяигра«Найдине такую»

Цель:выделяетсущественныепризнаки,называетих. Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Положитепередребенкомлюбуюфигуруипопроситеегонайтивсефигуры,которыене такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

  1. Дидактическаяигра«Расселижильцов»

Цель:классифицируетиобобщаетгеометрическиефигурыпопризнакам. Материал: набор логических блоков Дьенеша, «домик для блоков».

Ход игры.

Вгруппедетскогосадажили–былиблоки.Идомомдлянихбылаоднаобщаякоробка,в которой блокам было темно и тесно.

Идетивместесвоспитателемрешилипоселитьихвбольшомипросторномдоме.Длякаждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.

  1. Дидактическаяигра«Продолжи ряд»

Цель:находитзакономерностиврядуипродолжаетэтотряд.Анализируетисравниваетихв соответствии с заданием.

Материал:наборлогическихблоковДьенеша. Ход игры.

ВыкладываемнастолецепочкуизблоковДьенеша,чтобырядомнебылофигуродинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).

Предлагаемребенкупродолжитьрядизфигур.

  1. Дидактическаяигра«Соберибусы»

Цель:находитзакономерностиврядуипродолжаетэтотряд.Анализируетисравниваетихв соответствии с заданием.

Материал:мешочек,наборлогическихблоковДьенеша,цветнаянитьдлябус. Ход игры.

Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный…(можночередоватьпоформе,размеруитолщине).Предложитесделатьбусы,как эти. Продолжить ряд по образцу.

  1. Дидактическаяигра« Цепочка»

Цель:анализирует,выделяетсвойствафигур,находитфигурупозаданномупризнаку. Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Отпроизвольновыбраннойфигурыпостарайтесьпостроитькакможноболеедлинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • чтобырядомнебылофигуродинаковойформы(цвета,размера,толщины);
  • чтобырядомнебылоодинаковыхпоформеицветуфигур(поцветуиразмеру,поразмеруи толщине и т.п.);
  • чтобырядом былифигуры одинаковыепо размеру,норазныепоформе ит.д.;
  • чтобырядомбылифигурыодинаковогоцветаиразмера,норазнойформы(одинакового размера, но разного цвета).

Ноябрь

  1. Дидактическаяигра«Найдипару»

Цель:называетгеометрическиефигуры,цвет,величину,толщину. Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Предложитьдетямкаждойфигуренайтипару,например,поразмеру:большойжелтыйкруг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом…

  1. Дидактическаяигра«Второйряд»

Цель:выкладываетпообразцу,объясняетпоследовательностьдействий.Находит закономерности в ряду, делает выводы.

Материал:наборлогическихблоковДьенеша. Ход игры.

Выложить в ряд 5 – 6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы,нодругогоцвета(размера);другаяпоцветуиразмеру;нетакаяпоформе,размеру, цвету.

  1. Дидактическаяигра«ПоможемЗолушке»

Цель:классифицируетиобобщаетгеометрическиефигурыпопризнакам. Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

  • Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила – была Золушка. Однаждыеемачехаполучилаприглашениенабалводворец.Золушкетакхотелосьтоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.

Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже; Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже; Баклажаны(синиеблоки)положитьнаполкахтретьегоэтажа. Усложнение игры:

  • Разложитьовощисуказаниемих размера.

  1. Дидактическаяигра« Алгоритм»

(дляиндивидуальнойработыс детьми)

Цель:называетгеометрическиефигуры,размещаетблокивопределенной последовательности. Читает карточки – символы.

Материал:наборлогическихблоковДьенеша;карточки–схемы;карточкискодами геометрических фигур.

Ход игры:

Ребенкувыдаютсякарточки–схемы.Рядомвыкладываютсякарточкискодами геометрических фигур.

Ребенок«читает»кодовуюкарточкуиберетнужныйблок,затемкладетегонакарте–схеме,в соответствии с указанным направлением стрелки.

Декабрь1.Дидактическая игра «Украсим елку бусами»

Цель:выявляет иабстрагирует свойствапредмета. «Читает схему».

Материал:изображениеелки,15карточекссимволами,наборлогическихблоковДьенеша. Ход игры.

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифранакарточкеуказываетпорядковыйномерниткибус(счетначинаемсверхушкиелки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

  1. Дидактическаяигра«Клад»

Цель:классифицируетпопризнаку(цвет–цвет),выполняетигровоедействиевсоответствии с выделенным признаком.

Материал:наборлогическихблоковДьенеша. Ход игры.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, по одним из нихпрячем«клад»(монетку,камешек,вырезаннуюкартинкуит.п.).Ребенокдолжензадавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет». «Клад под синим блоком?» - «Нет». «Клад под красным блоком» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затемвэтуигрудетимогутигратьсами,соревнуясьвнахожденииклада.

  1. Дидактическаяигра«Одинобруч»

Цель:умеетразбиватьмножествопоодномусвойствунадваподмножества,производить логическую операцию «не».

Материал:обруч,наборлогическихблоков Дьенеша.

Ход игры.

Передначаломигрывыясняют,какаячастьигровоголистанаходитсявнутриобручаивнеего, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

  1. Дидактическаяигра«Угощениедлямедвежат»

Цель:обобщаетсвойствапредметов,называетих.Используеткарточки–символы.Подбирает предмет в соответствии с карточкой, обосновывает в речи свой выбор.

Материал:9изображениймедвежат,карточкисознаками–символами,наборлогических блоков Дьенеша.

Ход игры.

В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать. Наши медвежата сладкоежкииоченьлюбятпеченье,причемразногоцвета,разнойформы.Какойматериалнам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки и логические фигуры.

Давайте угостим медвежат.

Угощают девочки. Печенье в левой руке и правой лапах должны отличаться только формой. Есливлевойлапеумедвежонкакруглое«печенье»,аправойможетбытьиликвадратное,или прямоугольное, или треугольное (не круглое)

Асейчасугощаютмальчики.Печеньевлапахмедвежатотличаетсятолькоцветом.В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме.

Цветуиразмеру, формеи размеру ит.д.

Январь

  1. Дидактическаяигра«Улитка»

Цель:классифицируетблокиподвумпризнакам(цветиформа).Отражаетвречицвет,форму предмета.

Материал:игровоеполесизображениемспирали;наборобъемныхблоковДьенеша. Ход игры.

Воспитательпредлагаетдетямпостроитьдомикдляулиткиизволшебныхфигур.Домик получается нарядным и красивым.

Выкладываниеблоковначинаетсяссерединыспирали.Произвольноберетсялюбойблок,в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.

  1. Дидактическаяигра« Домино»

Цель:сравниваетсвойствапредмета,действуетнаосновевыделенныхсвойств. Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Вэтуигруможноигратьнесколькимучастникамодновременно(нонеболее4х).Блокиделим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно

пропуститьход.Побеждаеттот,ктопервымвыложитвсефигуры. Как ходить?

Фигурамидругогоразмера(цвета,формы).Фигурамитогожецвета,нодругогоразмераили такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета размера).

Такимижефигурамипоцветуиформе,нодругогоразмера.Ходимфигурамидругогоцвета, формы, размера, толщины.

  1. Дидактическаяигра«Два обруча»

Цель:используетзнаниесвойствгеометрическихфигурдляраспределенияблоковвдвух обручах.

Материал:наборлогическихблоковДьенеша,дваобруча(красныйисиний). Ход игры.

Расположитеблокитак,чтобывнутрисинегообручаоказалисьвсекруглыеблоки,авнутри красного обруча – все красные.

Беседапо вопросам:

  • какиеблокилежатвнутриобоихобручей?
  • внутрисинего,новнекрасногообруча?
  • внутрикрасного,новнесинегообруча?
  • вне обоих обручей?

Февраль

  1. Дидактическаяигра«Художники»

Цель:анализируетисравниваетсвойствапредмета,используетихвтворческойдеятельности. Материал: «эскизы картин» - лист большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры

.Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) – выбирается тонкий блок , если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к Эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: « головы слоников, солнышко, озеро,верхушкупальмы,кактус,животноеиблоки.Вконцеработыхудожникипридумывают название к своим картинам.

  1. Дидактическаяигра«Лабиринт»

Цель: «читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких. Материал:«лабиринт»-стрелкиизплотнойбумаги,наборлогическихблоковДьенеша, карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер).

Ход игры.

Наполурасположен«лабиринт»,вконцекоторогостоит«домик»,гдележатлюбимые игрушки детей (призы). Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по

направлению,котороеуказываютстрелочкиибратьтолькотеблоки,которыеописаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна.

Усложнениеигры:карточкискодамигеометрическихфигур(цвет,форма,размер,толщина).

  1. Дидактическаяигра«Насвоюветочку»

Цель:определяетсвойстваблоковпокарточкам,называетих.Анализирует,выделяетсвойства фигур. Классифицирует фигуры по нескольким признаком.

Материал: комплект из 24 фигур (четыре формы, трицвета, две величины). Каждаяфигура – носитель трех важных свойств: формы, цвет, величины, и в соответствии с этим название фигурысостоитизтрехсвойств:красный,большойпрямоугольник;желтыймаленькийкруг; зеленый большой квадрат и т.п.

Ход игры.

На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви, какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, где которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления.Дальшепоказано,чтополевойветочкедолжнапродвигатьсябольшаяфигура,а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами.

Март

  1. Дидактическаяигра«УкоговгостяхВини–Пухи Пятачок»

Цель:анализирует,обобщаетсвойствапредмета,используетихдлярешенияигровойзадачи. Материал: карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Вини – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом. У какой фигуры в гостях Вини Пух и Пятачок?Детинаходятнедостающуюфигуруикладутвклетку,гденарисованыВини–Пухи Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры по двум свойствам.

  1. Дидактическаяигра«Помогимуравьишкам»

Цель: называет свойства предмета.

Материал:наборлогическихблоков,непрозрачныеоткрывающиесякоробочкиспрорезью вверху (домики) по числу детей.

Ход игры.

Переддетьмивыложеныблоки(муравьишки).

Воспитательрассказываетдетямисториюотом,чтоумамымуравьишки–многодетей–

веселыхилюбознательныхмуравьишек.Оничастоубегаютиздома, апотомструдом находят

дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама – муравьишка научитьихбыстровозвращатьсявсвойдом.Нооднойейнесправиться,ионапроситпомощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек),которыедолжныпопастьвдомики(круглые,красные,большиеилижелтые, маленькие квадратные и т.д.)

  1. Дидактическаяигра«Гусеница»

Цель:выделяет и абстрагируетцвет, форму, величину.

Материал:наборлогическихблоковДьенеша,обручи,карточки–символы. Ход игры.

Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываютсяврядобручипутемналоженияодногонадругой,длясозданияобщей области. Раскладываются карточки – символы в каждый обруч.

Например:

  • 1 обруч – синее цветовое пятно;
  • 2 обруч – все маленькие;
  • 3 обруч - желтоецветовое пятно;
  • 4 обруч – все квадратные;
  • 5 обруч – все большие;
  • 6обруч–все круглыеитак далее.

Коды–символыможнорасполагатьвлюбомпорядке.Длина«гусеницы»любая.Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Апрель

  1. Дидактическаяигра«Волшебное дерево»

Цель:классифицируетблокипотремпризнакам(цвет–форма–размер)ивыделяетосновные признаки.

Материал:Деревосветкамибезлистьев,обозначенцветветок,наветкахизображены символы фигур – листьев, набор блоков.

Ход игры.

Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрическиефигуры.Каждаяветкаимеетсвойцвет.Детивыбираютгеометрические фигуры по цвету и располагают « листики» на ветках.

  1. Дидактическаяигра« Паровозики»

Цель:классифицируетблокиподвум,тремпризнакам:цветуиформе;формеиразмеру; Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушки: медвежонок, заяц.

Ход игры.

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут,чтохотелиприехатькнамвгости,носейчаслесунамеломногоснега,ионинезнают,

что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес. Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки. Паровозик нужностроитьпоправилам:-чтобырядомнебылофигуродинаковойформы(цвета,размера, толщины); - чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру; размеру иформе; толщине); чтобы рядом былифигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; - чтобы рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.

Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез. Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и нашидрузья:МишкаиЗайка.Онинасдолгождалиихотятснамипоиграть.Давайтепоиграем вместе. Подвижная игра: « По порядку становись», « Найди свое место» и другие.

Мывеселоигралиснашимидрузьями,атеперьпоравозвращатьсядомой.Досвидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.

  1. Дидактическаяигра« Этажи»

Цель:развиватьумениеклассифицироватьиобобщатьгеометрическиефигурыпопризнакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическоемышление.

Материал:наборлогическихблоковДьенеша. Ход игры.

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4 – 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строимвторойэтаждоматак,чтобыподкаждойфигуройпредыдущегорядаоказаласьдеталь другого цвета ( или размера, формы).

Вариант2:детальтакойжеформы,нодругогоразмера(илицвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Май

  1. Дидактическаяигра«Магазин»

Цель:выделяетиабстрагируетсвойствапредмета,сравниваетпредметыпосамостоятельно выделенным свойствам.

Материал:товар(карточкисизображениемпредметов),логическиеблокиДьенеша. Ход игры.

Дети приходят в магазин, где большой выбор игрушек, у каждого ребенка 3 логические фигуры«денежки».Наодну«денежку»можнокупитьтолькооднуигрушку,вкоторойесть хотя бы одно свойство

логическойфигуры.Правиломожноусложнитьвыборигрушкиподвумсвойствам(например, большой квадрат, синий квадрат и т.д.).

  1. Дидактическаяигра«Найдицветок»

Цель:выделяетиабстрагируетцвет,форму,размер.Сравниваетпредметыпозаданным свойствам.

Материал:наборлогическихблоков Дьенеша.

Ход игры.

Переддетьмиполянас«цветами»(излогическихблоков,отличающихсяцветом,формой, размером). Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны – его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме. Дети отыскивают, объясняют, почему так решили. Затем загадывают другой цветок, игра продолжается.

источник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша

Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша...

Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша

Игры с блоками Дьеныша на знакомство и закрепление геометрических фигур,  формы, цвета, обобщения, классификаций предметов по характерным признакам...

2020г. Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша

1.Знакомство с логическими блоками Дьенеша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Нужно выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержа...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста

Представлена картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста, которую может распечатать педагог (воспитатель, учитель-дефектолог и др), залами...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста.

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста....

Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша

Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша...