Игровые упражнения с использованием игровой логопедической мозаики «Дары Фрёбеля» в коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Софронова Екатерина Вячеславовна

Набор «Дары Фребеля» позволяет встраивать в образовательный процесс широкий круг задач для развития дошкольников. Современными полифункциональными модификациями классического набора является комплект «Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля». В «Мозаике игровой логопедической» заложены огромные игровые и коррекционно-развивающие возможности, целый комплекс инновационных комбинированных методик речевого развития детей дошкольного возраста. Представленный игровой комплект может рассматриваться как специальный дидактический материал для использования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_dary_frebelya.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения с использованием  игровой логопедической мозаики «Дары Фрёбеля» в коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Набор «Дары Фребеля» позволяет встраивать в образовательный процесс широкий круг задач для развития дошкольников. Современными полифункциональными модификациями классического набора является комплект «Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля». В «Мозаике игровой логопедической» заложены огромные игровые и коррекционно-развивающие возможности, целый комплекс инновационных комбинированных методик речевого развития детей дошкольного возраста. Представленный игровой комплект может рассматриваться как специальный дидактический материал для использования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Мозаика дает возможность активно действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику. Пользуясь вспомогательным материалом (рабочие поля: цветные и контурные изображения различных объектов окружающей действительности), дети могут реализовывать свои потребности в художественном конструировании, в контексте речевого развития составлять сюжетные и предметные картинки, сопровождая их рассказом. При художественном конструировании, дети не столько отображают структуру образов, сколько выражают свое отношение, передают характер, пользуясь цветом, формой, фактурой, обозначая все эти признаки словом.

В пособии учтены индивидуальные возможности и потребности каждого ребёнка. Ведь он должен быть успешен в этом виде деятельности, получать удовлетворение от игры и видеть результат – обязательно положительный. На первый взгляд пособие состоит из простых геометрических фигур разного цвета. Геометрические фигуры, палочки, кольца, полукольца и т.д. максимально символичны и безгранично расширяют возможности педагога и ребёнка в их интерпретации. Специалист получает возможность использовать один и тот же материал для решения коррекционно-развивающих задач по разным направлениям логопедической работы. Так, например, фишки можно использовать и как элемент построения сюжетного изображения, и при выполнении ребёнком заданий на развитие чувства ритма, на усвоение грамматического строя на уровне слова и предложения. В индивидуальной работе ребёнку предлагается последовательное конструирование предметов по опорным словам (например: дерево, белка и т.п.) из элементов «Мозаики» с последующим составлением рассказа по сконструированной сюжетной картинке. После прослушивания небольшого рассказа и определения его частей (начало рассказа, середина и конец), дети распределяются на малые подгруппы по 2-3 человека (или индивидуально по желанию ребёнка) для конструирования каждой части рассказа в отдельности. При конструировании картинок (частей), к одному рассказу, дети одновременно могут работать на разных рабочих полях, в зависимости от уровня их развития: одним детям могут быть предложены рабочие поля с цветным изображением, для наложения геометрических фигур, соотнося их с цветом и размером, предложенными на рабочем поле, другим - с контурным изображением: дети могут выбирать цвет самостоятельно, а третьим – чистые поля для творческого воплощения части сюжета. Уровень речевого развития соответствует уровню сложности заданий. Главным мотивом для детей является желание, чтобы их рассказ превратился в открытку для мамы, в мультфильм или в книгу с историями в картинках. Уникальной особенностью «Мозаики игровой логопедической» является возможность создавать детьми самостоятельно сюжетные, предметные картинки или серии картинок. В процессе их создания взрослым используется целый комплекс специальных приёмов по активизации лексического словаря, по развитию лексико-грамматического строя речи, после чего коррекционный эффект значительно возрастает. Сложно не согласиться, что у детей значительно возрастает мотивация к рассказыванию, конструированию, так как полученный результат – это не просто выполненное задание взрослого, а это их собственные достижения, результаты успешной продуктивной и речевой деятельности.

Список литературы 

Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции / под ред. Орловой И.А., Нисской А.К., Цаплиной О.В., Шеиной Е.Г., Кириллова И.Л., Хайдарпашич М.Р. — М.: НАИР, 2018.

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. –158 [2] с.

2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2017. – 288 с.

 3. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И.Н. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами: учебное пособие. – Самара: Вектор, 2018. – 30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкол...

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной художественной деятельности"

Авторская технология по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР в интегрированной деятельности педагогов....

Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегративной художественной деятельности»

В основу интеграции положены разные виды художественной деятельности на фоне разнообразной речевой активности дошкольников....

"Использование игорового набора "Дары Фрёбеля" в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников"

В статье рассматривается возможность решать задачи по всем направлениям речевого развития для детей старшего дошкольного возраста в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия с...

Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию ра...

Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с помощью логопедической ритмики

Логопедическая ритмика помогает автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать речь детей. Использование скороговорок, чистоговорок и стихов с выполнением определённых целями и задачами занятия ...

Проект "Говорящие пальчики" (Использование биоэнергопластики в комплексе артикуляционной гимнастики для коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с ОНР)

Актуальность проекта.Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению...