ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Создание программы дополнительного образования обосновано актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности. Воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа направлена, в т.ч. на детей, проявляющих признаки одаренности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования Администрации Валдайского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия» г.Валдай дошкольное отделение «Колосок»
Согласовано Педагогическим советом МАОУ «Гимназия» г. Валдай протокол № ___ от_________г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Гимназия» г. Валдай ____________Н.Ю. Петрова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
направленность: художественно - эстетическая
возраст обучающихся: дети в возрасте 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Стартовый уровень
Составитель:
Ярцева Ольга Анатольевна
воспитатель
г. Валдай 2025 г.
Оглавление
1.Пояснительная записка ....................................................................................3
1.1. Актуальность................................................................................................. 3
1.2. Новизна...........................................................................................................4
1.3. Отличительные особенности программы ………………………………...4
1.4.Возможность использования программы в других образовательных системах
1.5. Цель ……………………................................................................................4
1.6. Задачи .............................................................................................................5
1.7. Характеристика обучающихся..................................................................... 5
1.8. Сроки и этапы реализации программы......................................................5
1.9. Разделы, реализуемые программой..............................................................5
2. Ожидаемые результаты работы ......................................................................5
2.1. Методы, используемые на занятиях ……………………………………...6
2.2. Форма занятий ……………………………………………………………...6
2.3. Формы подведения итогов …………………………………………………6
3. Учебный план …………………………………………………………….…..6
4. Календарный план …………………………………………………………...7
5. Оборудование и материалы …………………………………………………11
6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы ……………………………………………………………………...11
7. Литература, используемая при составлении программы............................13
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (далее - программа) разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172- 14);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.18 г. № 629);
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 "О направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Художественный труд и изобразительное искусство - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.
- Актуальность
Создание программы дополнительного образования обосновано актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности. Воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
- Новизна программы
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом
- Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения, и реализуется в период с октября по май, в связи с продолжительностью отопительного сезона в нашем регионе.
Программа направлена, в т.ч. на детей, проявляющих признаки одаренности, для дальнейшего раскрытия и поддержания таких детей.
Одним из несомненных достоинств программы является интеграция предметных областей знаний. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащается словарь, происходит знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Образовательная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
- Возможность использования программы в других образовательных системах
Данная методическая разработка может быть рекомендована для использования педагогами дошкольных учреждений, и педагогами дополнительного образования
- Цель
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.
1.6. Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой обработки различных материалов.
2. Сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами.
3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
5. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
6. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
7. Воспитывать чувства формы, ритма, симметрии.
8. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает воображение, творческие способности, позволяет подготовить руку ребёнка к письму, а именно формировать и совершенствовать мелкую моторику рук. Материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что все их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда - готовую поделку, картину. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом освоения социально-культурного опыта.
Система работы построена по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.
- Характеристика обучающихся.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 5 до 6 лет.
В возрасте от 5 до 6 лет у детей активно развиваются художественные способности: повышается продуктивность в рисовании, совершенствуется восприятие цвета и формы, а воображение позволяет сочинять более сложные истории. Дети этого возраста могут самостоятельно ставить цели, выбирают средства выразительности и проявляют эмоциональную и техническую самостоятельность в музыкально-художественной деятельности.
- Сроки и этапы реализации программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)
Продолжительность реализации программы 1 год.
Проводится 1 занятие в неделю. Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Продолжительность занятий – 25 минут.
Учебный год начинается с 1 сентября, заканчивается 30 апреля. Количество учебных недель – 32.
- Разделы, реализуемые программой
- Работа с бумагой и картоном
- Конструирование из природных и бросовых материалов
- Пластилинография
- Тестопластика
- Ожидаемые результаты работы:
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
В конце года дети могут:
- планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- изготовлять поделки из природного материала;
- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
- использовать пооперационные карты;
- участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму).
Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика, в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки.
2.1. Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ схемы последовательности выполнения работы, образца;
- анализ продукта деятельности.
2.2. Форма занятий – совместная деятельность.
2.3. Формы подведения итогов:
- выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
- художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального и областного масштаба);
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- составление альбома лучших работ;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
3.Учебный план
№ | Блок | Количество занятий | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Работа с бумагой и картоном - объёмная аппликация - конструирование - торцевание | 14 | 1 | 13 |
3. | Конструирование из природных и бросовых материалов | 7 | 1 | 6 |
4. | Пластилинография | 6 | 1 | 5 |
5. | Тестопластика | 4 | 1 | 3 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 6 | 27 | |
4.Календарное планирование
№ | Тема | Блок | Цель | Кол – во занятий |
Октябрь | ||||
1. | Вводное занятие | Сформировать интерес к выполнению творческих работ различными материалами и способами. Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека, ножницы). | 1 | |
2. | Мышкина кладовка | Конструирование из природных материалов, работа с бумагой и картоном | Отрабатывать умение вырезывать округлые формы, учить размещать вырезанные элементы в соответствии с сюжетом, учить сочетать в работе различные материалы | 1 |
3. | Колосок | Пластилинография | Упражнять в раскатывании колбасок примерно одной толщины, но разной длины, формировать из них колосок. | 1 |
4. | Осеннее дерево | Конструирование из природных материалов | Отрабатывать умение закрашивать, не выходя за контур, учить окрашивать рис в различные цвета и наносить его на заготовку. | 1 |
5. | Старичок - боровичок | Работа с бумагой и картоном | Учить складывать картон по линиям, правильно располагать и наклеивать объёмные детали, украшать поделку мелкими деталями. | 1 |
Ноябрь | ||||
6. | Сова – умная голова | Пластилинография | Учить делать пластилиновое конфетти, выкладывать из него картину, совершенствовать умение работы в коллективе. | 1 |
7. | Букет из шишек для мамочки | Природные материалы | Учить наносить краску на каждую чешуйку шишки, дополнять поделку характерными деталями. | 1 |
8. | Райская птица | Работа с бумагой и картоном | Познакомить с новой техникой работы с бумагой: изготовление игрушек из колец, учить преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы | 1 |
9. | Цирковая обезьянка | Работа с бумагой и картоном | Отрабатывать умение составлять поделку из готовых форм, передавая характерные особенности строения обезьянки. | 1 |
10. | Паучишко – паучок
| Пластилинография, Конструирование из природных материалов | Учить наносить тонкий слой пластилина на скорлупу ореха, дополнять поделку мелкими деталями, учить изготавливать колбаски с помощью шприца и разогретого пластилина. | |
Декабрь | ||||
11. | Снеговики на лыжах | Конструирование из бросового материала и бумаги. | Совершенствовать навыки работы с гофрированной бумагой и бросовым материалом, развивать фантазию и воображение. | 1 |
12. | Еловая ветка с игрушками | Пластилинография | Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированными способами. | 1 |
13. | Дед Мороз | Конструирование из картона и бумаги | Учить изготавливать игрушки из бумажной тарелки, дополняя ее деталями, воспитывать аккуратность во время работы с клеем. | 1 |
14. | Снегири и синички | Работа с бумагой и картоном | Продолжать учить делать объёмную аппликацию. | 1 |
Январь | ||||
15. | Знакомство с солёным тестом. Печенье для куклы | Тестопластика | Познакомить детей с солёным тестом, как материалом для лепки, показать алгоритм его изготовления, продолжать учить различным приёмам лепки. | 1 |
16-17 | Весёлый Клоун | Пластилинография Конструирование из природного материала | Совершенствовать умение аккуратно заполнять контур тонким слоем пластилина, учить окрашивать макароны и приклеивать их на работу. | 2 |
Февраль | ||||
18. | Полярная сова | Тестопластика | Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, вырезать из неё кружок и складывать его по образцу, дополняя мелкими деталями | 1 |
19. | Валентинка | Работа с бумагой и картоном | Отрабатывать умение вырезать округлые детали, сбирать из них поделку, учить поздравлять с праздником. | 1 |
20. | Бинокль для папы | Конструирование из бросового материала | Совершенствовать навыки работы с бросовым материалом, развивать фантазию и воображение. | 1 |
21. | Пингвин | Работа с бумагой и картоном | Учить изготавливать игрушки из бумажной тарелки, дополняя ее деталями, воспитывать аккуратность во время работы с клеем. | 1 |
Март | ||||
22. | Платочек для бабушки | Работа с бумагой и картоном Конструирование из бросового материала | Учить делать бахрому из ниток, раскладывать детали аппликации, создавая композицию, наклеивать их | 1 |
23-24 | Птица счастья | Пластилинография Работа с бумагой и картоном | Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета. Развивать воображение и цветовосприятие. | 2 |
25. | Первоцветы | Пластилинография Работа с бумагой и картоном | Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника. | 1 |
Апрель | ||||
26. | Песочный замок | Конструирование из природного материала | Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом, познакомить с новым методом выполнения работы: аппликация песком. Учить аккуратно заполнять контур клеем, оформлять работу карандашами. | 1 |
27. | Высоко летит ракета | Работа с бумагой и картоном | Учить составлять предмет, состоящий из нескольких частей. Красиво располагать заготовки на листе бумаги. | 1 |
28. | Цыпленок | Работа с бумагой и картоном Конструирование из природного материала | Учить выполнять поделку из комков бумаги и яичной скорлупы | 1 |
29. | Разноцветные бусы | Тестопластика | Закрепить умение отщипывать одинаковые кусочки теста, раскатывать круговыми движениями, наносить различные оттенки краски. | 1 |
30. | Вечный огонь | Работа с бумагой и картоном | Познакомить с новым приёмом работы с бумагой - торцевание, развивать мелкую моторику рук | 1 |
Май | ||||
31. | Радуга - дуга | Работа с бумагой и картоном | Повторить основные цвета и оттенки, познакомиться с их последовательностью в радуге, закреплять умение правильно держать кисточку, аккуратно работать клеем, пользоваться салфеткой. | 1 |
32. | Отпечаток ладошки | Тестопластика | Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, оставлять отпечаток ладони. | 1 |
33. | Итоговое занятие (презентация) | Подвести итоги работы за год, провести презентацию работ. | 1 | |
5.Оборудование и материалы:
- пооперационные карты;
- природный материал, собранный совместно с детьми;
- бросовый материал (ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые предметы и др.);
- прочие материалы (различные крупы, мука, соль);
- разные виды бумаги, картон, пластилин;
- ножницы, клей, кисточки, клеёнки;
- красители пищевые;
- детские фартуки;
- полотенца, тряпочки, щетка и совок.
6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Для определения художественно – творческого развития используется адаптированная методика Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Мониторинг проводится 2 раза в год: определение стартового уровня развития способностей обучающихся проходит на 1-2 неделях, итоговый результат – на 35-36.
7. Литература, используемая при составлении программы:
- Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.
- Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.
- Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2000г.
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». М., 2011г.
- Давыдова Г. Н. «Поделки из бросового материала» - М., 2008г.
- Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.
- Петрова И.М. «Волшебные полоски» - С.-П., 2000г.
- Пищикова И.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» - М., 2007г.
- Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких» - С.-П., 2008г.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М., 2011г.
- Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись. Методическое пособие» - М., 2010г.
- Ресурсы Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа *Волшебные краски*
Программа имеет художественную направленность с нравственно-патриотическим уклоном. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, учатся видеть красоту родной природы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), понимание речи; га...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем пальчиками» для воспитанников от 3 до 4 лет
Эмоции — это, и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Веселые пальчики"
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В.А.Сухомлинский...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умные пальчики»
Программа дополнительного образования "Умные пальчики" рассчитана для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Начальная основа для обучения детей грамоте в игровой и творческой форме. Дети не...

2020-2022 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики»
1. УчреждениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска2. Полное название программыДополнительная общеобразовате...
