ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ярцева Ольга Анатольевна

Создание программы дополнительного образования обосновано актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности. Воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа направлена, в т.ч. на детей, проявляющих признаки одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnye_palchiki.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования Администрации Валдайского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия» г.Валдай дошкольное отделение «Колосок»

Согласовано

Педагогическим советом

МАОУ «Гимназия» г. Валдай

протокол № ___ от_________г.

УТВЕРЖДАЮ:  

Директор МАОУ  

«Гимназия» г. Валдай

____________Н.Ю. Петрова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

направленность: художественно - эстетическая

возраст обучающихся: дети в возрасте 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Стартовый уровень

Составитель:

Ярцева Ольга Анатольевна

воспитатель

г. Валдай 2025 г.

Оглавление

1.Пояснительная записка ....................................................................................3

1.1. Актуальность................................................................................................. 3

1.2. Новизна...........................................................................................................4

1.3. Отличительные особенности программы ………………………………...4

1.4.Возможность использования программы в других образовательных системах

1.5. Цель ……………………................................................................................4

1.6. Задачи .............................................................................................................5

1.7. Характеристика обучающихся..................................................................... 5

1.8. Сроки  и этапы реализации  программы......................................................5

1.9. Разделы, реализуемые программой..............................................................5

2. Ожидаемые результаты работы ......................................................................5

2.1. Методы, используемые на занятиях ……………………………………...6

2.2. Форма занятий ……………………………………………………………...6

2.3. Формы подведения итогов …………………………………………………6

3. Учебный план …………………………………………………………….…..6

4. Календарный план …………………………………………………………...7

5. Оборудование и материалы …………………………………………………11

6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы ……………………………………………………………………...11

7. Литература, используемая при составлении программы............................13

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (далее - программа) разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172- 14);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.18 г. № 629);
  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 "О направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения.        

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Художественный труд и изобразительное искусство - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.

  1. Актуальность 

Создание программы дополнительного образования обосновано актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности. Воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

  1. Новизна программы

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом

  1. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения, и реализуется в период с октября по май, в связи с продолжительностью отопительного сезона в нашем регионе.

Программа направлена, в т.ч. на детей, проявляющих признаки одаренности, для дальнейшего раскрытия и поддержания таких детей.

Одним из несомненных достоинств программы является интеграция предметных областей знаний. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащается словарь, происходит знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Образовательная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

  1. Возможность использования программы в других образовательных системах

              Данная методическая разработка может быть рекомендована для использования педагогами дошкольных учреждений, и педагогами дополнительного образования

  1. Цель 

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.

1.6. Задачи:

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой обработки различных материалов.

2. Сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами.

3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

5. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

6. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

7. Воспитывать чувства формы, ритма, симметрии.

8. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает воображение, творческие способности, позволяет подготовить руку ребёнка к письму, а именно формировать и совершенствовать мелкую моторику рук. Материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что все их невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда - готовую поделку, картину. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом освоения социально-культурного опыта.

Система работы построена по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.

  1. Характеристика обучающихся.

 Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 5 до 6 лет.

В возрасте от 5 до 6 лет у детей активно развиваются художественные способности: повышается продуктивность в рисовании, совершенствуется восприятие цвета и формы, а воображение позволяет сочинять более сложные истории. Дети этого возраста могут самостоятельно ставить цели, выбирают средства выразительности и проявляют эмоциональную и техническую самостоятельность в музыкально-художественной деятельности. 

  1. Сроки и этапы реализации программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Продолжительность реализации программы 1 год.

Проводится 1 занятие в неделю. Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Продолжительность занятий – 25 минут.

Учебный год начинается с 1 сентября, заканчивается 30 апреля. Количество учебных недель – 32.

  1. Разделы, реализуемые программой
  • Работа с бумагой и картоном
  • Конструирование из природных и бросовых материалов
  • Пластилинография
  • Тестопластика
  1. Ожидаемые результаты работы:

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

В конце года дети могут:

  • планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
  • изготовлять поделки из природного материала;
  • работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
  •  использовать пооперационные карты;
  • участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму).

Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика, в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки.

2.1. Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ схемы последовательности выполнения работы, образца;
  • анализ продукта деятельности.

2.2. Форма занятий – совместная деятельность.

2.3. Формы подведения итогов:

  • выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
  • художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального и областного масштаба);
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • составление альбома лучших работ;
  • творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

3.Учебный план

Блок

Количество занятий

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Работа с бумагой и картоном

 - объёмная аппликация

 - конструирование

 - торцевание

14

1

13

3.

Конструирование из природных и бросовых материалов

7

1

6

4.

Пластилинография

6

1

5

5.

Тестопластика

4

1

3

6.

Итоговое занятие

1

1

Итого

33

6

27

4.Календарное планирование

Тема

Блок

Цель

Кол – во занятий

Октябрь

1.

Вводное занятие

Сформировать интерес к выполнению творческих работ различными материалами и способами.

Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека, ножницы).

1

2.

Мышкина кладовка

Конструирование из природных материалов, работа с бумагой и картоном

Отрабатывать умение вырезывать округлые формы, учить размещать вырезанные элементы в соответствии с сюжетом, учить сочетать в работе различные материалы

1

3.

Колосок

Пластилинография

Упражнять в раскатывании колбасок примерно одной толщины, но разной длины, формировать из них колосок.

1

4.

Осеннее дерево

Конструирование из природных материалов

Отрабатывать умение закрашивать, не выходя за контур, учить окрашивать рис в различные цвета и наносить его на заготовку.

1

5.

Старичок - боровичок

Работа с бумагой и картоном

Учить складывать картон по линиям, правильно располагать и наклеивать объёмные детали, украшать поделку мелкими деталями.

1

Ноябрь

6.

Сова – умная голова

Пластилинография

Учить делать пластилиновое конфетти, выкладывать из него картину, совершенствовать умение работы в коллективе.

1

7.

Букет из шишек для мамочки

Природные материалы

Учить наносить краску на каждую чешуйку шишки, дополнять поделку характерными деталями.

1

8.

Райская птица

Работа с бумагой и картоном

Познакомить с новой техникой работы с бумагой: изготовление игрушек из колец, учить преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы 

1

9.

Цирковая обезьянка

Работа с бумагой и картоном

Отрабатывать умение составлять поделку из готовых форм, передавая характерные особенности строения обезьянки.

1

10.

Паучишко – паучок

        

Пластилинография,

Конструирование из природных материалов

Учить наносить тонкий слой пластилина на скорлупу ореха, дополнять поделку мелкими деталями, учить изготавливать колбаски с помощью шприца и разогретого пластилина.

Декабрь

11.

Снеговики на лыжах

Конструирование из бросового материала и бумаги.

Совершенствовать навыки работы с гофрированной бумагой и бросовым материалом, развивать фантазию и воображение.

1

12.

Еловая ветка с игрушками

Пластилинография

Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированными способами.

1

13.

Дед Мороз

Конструирование из картона и бумаги

Учить изготавливать игрушки из бумажной тарелки, дополняя ее деталями, воспитывать аккуратность во время работы с клеем.

1

14.

Снегири и синички

Работа с бумагой и картоном

Продолжать учить делать объёмную аппликацию.

1

Январь

15.

Знакомство с солёным тестом. Печенье для куклы

Тестопластика

Познакомить детей с солёным тестом, как материалом для лепки, показать алгоритм его изготовления, продолжать учить различным приёмам лепки.

1

16-17

Весёлый Клоун

Пластилинография

Конструирование из природного материала

Совершенствовать умение аккуратно заполнять  контур тонким слоем пластилина, учить окрашивать макароны и приклеивать их на работу.

2

Февраль

18.

Полярная сова

Тестопластика

Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, вырезать из неё кружок и складывать его по образцу, дополняя мелкими деталями

1

19.

Валентинка

Работа с бумагой и картоном

Отрабатывать умение вырезать округлые детали, сбирать из них поделку, учить поздравлять с праздником.

1

20.

Бинокль для папы

Конструирование из бросового материала

Совершенствовать навыки работы с бросовым материалом, развивать фантазию и воображение.

1

21.

Пингвин

Работа с бумагой и картоном

Учить изготавливать игрушки из бумажной тарелки, дополняя ее деталями, воспитывать аккуратность во время работы с клеем.

1

Март

22.

Платочек для бабушки

Работа с бумагой и картоном Конструирование из бросового материала

Учить делать бахрому из ниток, раскладывать детали аппликации, создавая композицию, наклеивать их

1

23-24

Птица счастья

Пластилинография

Работа с бумагой и картоном

Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета. Развивать воображение и цветовосприятие.    

2

25.

Первоцветы

Пластилинография

Работа с бумагой и картоном

Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника.

1

Апрель

26.

Песочный замок

Конструирование из природного материала

Формировать практические навыки работы с разнообразным природным  материалом, познакомить с новым методом выполнения работы: аппликация песком. Учить аккуратно заполнять контур клеем, оформлять работу карандашами.

1

27.

Высоко летит ракета

Работа с бумагой и картоном

Учить составлять предмет, состоящий из нескольких частей. Красиво располагать заготовки на листе бумаги.

1

28.

Цыпленок

Работа с бумагой и картоном

Конструирование из природного материала

Учить выполнять поделку из комков бумаги и яичной скорлупы

1

29.

Разноцветные бусы

Тестопластика

Закрепить умение отщипывать одинаковые кусочки теста, раскатывать круговыми движениями, наносить различные оттенки краски.

1

30.

Вечный огонь

Работа с бумагой и картоном

Познакомить с новым приёмом работы с бумагой - торцевание, развивать мелкую моторику рук

1

Май

31.

Радуга - дуга

Работа с бумагой и картоном

Повторить основные цвета и оттенки, познакомиться с их последовательностью в радуге, закреплять умение правильно держать кисточку, аккуратно работать клеем, пользоваться салфеткой.

1

32.

Отпечаток ладошки

Тестопластика

Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, оставлять отпечаток ладони.

1

33.

Итоговое занятие (презентация)

Подвести итоги работы за год, провести презентацию работ.

1

5.Оборудование и материалы:

  • пооперационные карты;
  • природный материал, собранный совместно с детьми;
  • бросовый материал (ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые предметы и др.);
  • прочие материалы (различные крупы, мука, соль);
  • разные виды бумаги, картон, пластилин;
  • ножницы, клей, кисточки, клеёнки;
  • красители пищевые;
  • детские фартуки;
  • полотенца, тряпочки, щетка и совок.

6. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Для определения художественно – творческого развития используется адаптированная методика Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

 

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает

взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Мониторинг проводится 2 раза в год: определение стартового уровня развития способностей обучающихся проходит на 1-2 неделях, итоговый результат – на 35-36.

7. Литература, используемая при составлении программы:

  1. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.
  2. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.
  3. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2000г.
  4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». М., 2011г.
  5. Давыдова Г. Н. «Поделки из бросового материала» - М., 2008г.
  6. Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.
  7. Петрова И.М. «Волшебные полоски» - С.-П., 2000г.
  8. Пищикова И.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» - М., 2007г.
  9. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
  10. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких» - С.-П., 2008г.
  11. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М., 2011г.
  12. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись. Методическое пособие» - М., 2010г.
  13. Ресурсы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа *Волшебные краски*

Программа имеет художественную направленность с нравственно-патриотическим уклоном. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, учатся видеть красоту родной природы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Чудо – пальчики»

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование),  понимание речи; га...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем пальчиками» для воспитанников от 3 до 4 лет

Эмоции — это, и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Веселые пальчики"

laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В.А.Сухомлинский...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умные пальчики»

Программа дополнительного образования "Умные пальчики" рассчитана для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Начальная основа для обучения детей грамоте в игровой и творческой форме. Дети не...

2020-2022 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики»

1. УчреждениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска2. Полное название программыДополнительная общеобразовате...