Проект "В мире фигур и конструкций"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Мария Викторовна Стукалина

Проект для детей средней группы по ФЭМП и конструированию с конструкторами ТИКО и фанкластик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_mire_figur_i_konstruktsiy_25_g.kapitoshka.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                          «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ                               Заместитель заведующего по ВМР

Детский сад №9 «Лесовичок»                 МБДОУ детский сад №9 «Лесовичок»

 ______________/Григорьева О.Н.          _____________/Абукова И.Г.

Проект: «В мире фигур и конструкций»

Срок реализации: сентябрь – май

Группа «Капитошка» (с 4 до 5 лет)

Воспитатели: Абукова И.Г., Стукалина М.В.

с. Тасеево 2025 г.

Актуальность

Математическое развитие детей в возрасте 4-5 лет является важным аспектом их общего формирования. Этот процесс идет далеко за пределами простого обучения счёту и решению арифметических задач. Основная задача заключается в том, чтобы научить детей понимать и использовать математические концепции для описания окружающего мира, выявляя свойства, отношения и зависимости между предметами и явлениями. В этом возрасте дети начинают осмысленно воспринимать такие элементы, как форма, цвет и количество, с помощью игры, что способствует формированию их математической осведомлённости.

В среднем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование математических представлений. Дидактические игры и конструирование являются ведущими видами деятельности для развития у детей пространственного мышления, логики, понимания счета, геометрических фигур и величин. Использование разнообразных конструкторов (кубики, ТИКО, Фанкластик) позволяет учесть разные интересы детей и комплексно подойти к формированию ФЭМП.

Проблема

У воспитанников группы наблюдается низкий интерес к математическому развитию. По результатам диагностики у многих воспитанников ниже среднего уровень развития в данной области.

Тип: познавательно - творческий

Участники: Педагоги, воспитанники средней группы родители.

 По продолжительности – долгосрочный.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через систему дидактических игр и конструкторскую деятельность.

Задачи:

- Образовательные: Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий), количестве (счет в пределах 5), пространственных отношениях (на, под, в, слева, справа).

- Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику и конструктивные навыки.

- Воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и паре.

- ТИКО: Учить создавать объёмные фигуры и предметы по схеме и по замыслу, закреплять знания о геометрических фигурах.

- Фанкластик: Совершенствовать навык соединения деталей под разными углами, учить «читать» простые схемы-цепи, создавать устойчивые симметричные конструкции.

- Общие: Развивать умение планировать свою деятельность, работать в паре, анализировать образец.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать и различать основные геометрические фигуры и тела, считать в пределах 5, понимать простые пространственные отношения. Будут уметь создавать постройки по образцу, схеме и собственному замыслу, анализировать и сравнивать объекты, умеют читать схемы.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный

  • Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
  • Подбор методической литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
  • Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

2 этап. Рефлексивно-диагностический

  • Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

         3 этап. Практический

  • Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.

План работы с родителями в рамках проекта

«В мире фигур и конструкций» (средняя группа)

Цель: Объединить усилия семьи и детского сада для развития пространственного, образного и логического мышления детей через конструктивную деятельность.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с целями, задачами и этапами проекта.
  2. Просветить родителей о важности конструирования для развития ребенка 4-5 лет.
  3. Вовлечь семьи в совместную творческую и познавательную деятельность.
  4. Создать условия для обмена семейным опытом.

План мероприятий:

Срок

Мероприятие

Формат и краткое содержание

Сентябрь

Анкетирование

«Конструируем дома»

Цель: Выявить интересы детей и возможности родителей.
Вопросы: Любит ли ребенок конструировать? Какие конструкторы есть дома? Нужна ли вам помощь?

Октябрь

Консультация –практикум «Не просто игрушка: Как конструирование развивает мозг ребенка»

Цель: Просвещение.
Содержание: В доступной форме рассказать о связи конструирования с развитием речи, мышления, воображения. Дать практические советы, как играть с пользой.

Ноябрь

Совместный конкурс «Постройку для любимой сказки»

Цель: Совместная деятельность.
Содержание: Семьи дома создают из любого конструктора (или бросового материала) постройку по мотивам любой сказки. Фотографируют процесс и результат. В группе оформляется выставка фотографий.

Декабрь

Мастер-класс от родителей «Семейное хобби: что мы строим дома»

Цель: Обмен опытом.
Содержание: Приглашаем 2-3 пап или мам, которые увлекаются моделированием, лего-конструированием и т.д., показать свои работы и простой мастер-класс для детей.

Январь

Акция «Коробка идей: Дарим вторую жизнь упаковке»

Цель: Привлечь к созданию РППС.
Содержание: Родители приносят чистые коробки разного размера, цилиндры от бумажных полотенец, пластиковые крышки. Дети используют это для конструирования.

Февраль

Совместное развлечение «Папа, мама, я – архитектурная семья!»

Цель: Укрепление детско-родительских отношений.
Содержание: Семьи соревнуются в командах: кто построит самую высокую башню, самый длинный мост, самый необычный дом из предоставленных материалов.

Март

Фотовыставка «Наши великие строители»

Цель: Подведение промежуточных итогов.
Содержание: Яркая выставка фотографий детей за конструированием в группе и кадров с семейного конкурса и развлечения.

Апрель

Создание альбома
«Схемы для юных конструкторов от наших родителей»

Цель: Создание полезного продукта.
Содержание: Родителям предлагается нарисовать вместе с ребенком простую схему для постройки (из кубиков, Лего и т.д.). Альбом остается в группе.

Май

Итоговое собрание в форме презентации «Какие мы стали конструкторы: итоги нашего проекта»

Цель: Подведение итогов, рефлексия.
Содержание: Показ презентации о проделанной работе, успехах детей. Вручение благодарностей самым активным семьям.

Постоянные формы работы в течение проекта:

  • Информационный стенд «Строим и растем»: Регулярное размещение фотографий детских построек, рекомендаций, советов.
  • Группа в мессенджере: Оперативное информирование о этапах проекта, объявления о конкурсах, размещение фото- и видеоотчетов.
  • Выставка детских работ: Постоянно обновляемая выставка лучших конструкций, созданных детьми в группе.

Перспективный план роботы с детьми:

Сентябрь: Диагностический. «Знакомство с Волшебными Кубками»

Цель: Выявление исходного уровня детей. Знакомство с материалами.

  • Дидактические игры: «Найди такую же фигуру», «Чудесный мешочек» (узнавание фигур на ощупь), «Большой и маленький» (сортировка кубиков по размеру).
  • Конструирование:
  • Цель: Выявить уровень навыков детей. Повторить основные приёмы соединения.
  • ТИКО:
  • Задание: «Собери свой узор» (создание плоских орнаментов из квадратов и треугольников).
  • Схема: Простая схема-цепочка (чередование 2-3 цветов или фигур).
  • Фанкластик:
  • Задание: «Собери длинную-предлинную змейку» (отработка соединения в линию).
  • Схема: Линейная схема из 5-7 деталей.

Октябрь: «В гостях у Квадратика и его друзей»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник).

  • Дидактические игры: «Геометрическое лото», «На что похоже?», «Найди пару».
  • Конструирование:
  • Цель: Учить создавать узнаваемые образы из плоских деталей.
  • ТИКО:
  • Задание: «Собери ёжика» (тело – большой квадрат, иголки – треугольники).
  • Схема: Примерная схема-образец на карточке.
  • Фанкластик:
  • Задание: «Собери солнышко» (соединение деталей в круговой структуре).
  • Схема: Схема-сердечко с указанием количества лучей.

Ноябрь: «В мире величин»

Цель: Формирование представлений о величине предметов (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий).

  • Дидактические игры: «Сравни по длине» (ленточки, палочки), «Расставь по порядку» (матрёшки, пирамидки), «Найди самый высокий дом» (на картинках).
  • Конструирование:
  • Цель: Формировать понятие устойчивости, симметрии конструкции.
  • ТИКО:
  • Задание: «Построй самую высокую и устойчивую башню».
  • Схема: Устная инструкция. Анализ, почему одна башня упала, а другая нет.
  • Фанкластик:
  • Задание: «Волшебные ворота» (создание арок и замкнутых контуров).
  • Схема: Схема простой арки из 6-8 деталей.

Декабрь: «Считаем до 5»

Цель: Обучение счету в пределах 5.

  • Дидактические игры: «Подбери цифру», «Сосчитай фигуры», «Покажи столько же» (использование счетных палочек).
  • Конструирование:
  • Цель: Создание тематических построек по схемам и замыслу.
  • ТИКО:
  • Задание: «Новогодняя ёлочка» (объёмная или плоская из треугольников разного размера).
  • Схема: Пошаговая схема сборки ярусов ёлки.
  • Фанкластик:
  • Задание: «Снежинка» (создание симметричной узорной конструкции).
  • Схема: Схема-образец одной веточки снежинки, которую нужно повторить 6 раз.

Январь: «Волшебные превращения фигур»

Цель: Развитие воображения и закрепление знаний о геометрических фигурах через преобразование.

  • Дидактические игры: «Составь картинку из геометрических фигур» (пазлы Танграм), «Преврати квадрат в…» (дорисовывание).
  • Конструирование:
  • Цель: Конструирование объектов с колёсами и осями.
  • ТИКО:
  • Задание: «Машинка» (кузов – прямоугольник, кабина – квадрат, колёса – круги).
  • Схема: Вид сбоку на схематичном рисунке.
  • Фанкластик:
  • Задание: «Самолёт» (фюзеляж – длинная цепь, крылья – ответвления по бокам).
  • Схема: Упрощённая схема с основными линиями.

Февраль: «Пространственные загадки»

Цель: Освоение пространственных отношений (на, под, в, за, перед, слева, справа).

  • Дидактические игры: «Куда спрятался мишка?», «Что изменилось?», «Команды для робота» (пройди два шага вперед, положи деталь справа).
  • Конструирование:
  • Цель: Конструирование сложных устойчивых сооружений.
  • ТИКО:
  • Задание: «Домик с окошком и крышей» (объёмная постройка).
  • Схема: Чертёж-развёртка домика.
  • Фанкластик:
  • Задание: «Прочный мост» (соединение двух опор перекрытием).
  • Схема: Схема моста с обозначением опор и пролёта.

Март: «Геометрическая стройка» (работа по схемам)

Цель: Учить «читать» простейшие схемы и чертежи.

  • Дидактические игры: «Найди ошибку на схеме», «Что здесь нарисовано?» (рассматривание простых схем построек).
  • Конструирование:
  • Цель: Конструирование фигурок людей, животных, роботов с подвижными частями.
  • ТИКО:
  • Задание: «Весёлый человечек» (голова – квадрат, туловище – прямоугольник, руки/ноги – узкие прямоугольники).
  • Схема: Схема-образец "человечка" в анфас.
  • Фанкластик:
  • Задание: «Робот-трансформер» (создание модели с «ногами» и «руками»).
  • Схема: Фотография модели с разных ракурсов.

Апрель: «Юные инженеры» (творческое проектирование)

Цель: Развитие творческих способностей, умения работать в паре.

  • Дидактические игры: «Придумай и построй», «Стройка по заказу» (воспитатель дает задание: построй мост через реку).
  • Конструирование:
  • Цель: Развитие творчества, умения планировать и реализовывать идею.
  • ТИКО:
  • Задание: «Собери своего любимого сказочного героя».
  • Схема: Без схемы. Обсуждение с ребёнком плана действий.
  • Фанкластик:
  • Задание: «Космический корабль будущего».
  • Схема: Эскиз, который ребёнок рисует перед сборкой.

Май: Итоговый. «Выставка наших достижений»

Цель: Закрепление полученных знаний и навыков. Подведение итогов.

  • Дидактические игры: Организация итоговой викторины «Умники и умницы» с заданиями на все темы года.
  • Конструирование:
  • Цель: Закрепление навыков, демонстрация достижений.
  • ТИКО и Фанкластик:
  • Задание: Коллективный проект «Наш город» (дети объединяются в группы и создают разные объекты: дома, машины, деревья, а затем объединяют в один макет).
  • Схема: Общая схема-план города на ватмане.
  • Итог: Организация выставки для родителей и детей из других групп.

*Могут вноситься дополнения и изменения.

Важные пометки для воспитателя:

  • Схемы должны быть крупными, понятными, цветными (для ТИКО) и с указанием количества деталей.
  • Работа с Фанкластиком требует более развитого пространственного мышления. Чаще показывайте сборку на своём примере.
  • Всегда анализируйте с детьми готовую работу: что получилось, что было сложно, как можно было сделать иначе.
  • Поощряйте эксперименты: «А если мы повернём деталь по-другому? Что получится?».

              4 этап. Заключительный

  • Обработка и оформление материалов проекта
  • Презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение

Участники проекта:

 -  зам.зав. по ВМР (методическая поддержка и консультирование);

- дети средней группы ДОУ;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

  1. Информационное обеспечение

- видео презентации;

- наглядно-дидактические пособия;

- фотографии;

- энциклопедии, книги, открытки и др.

  1. Материально-техническое обеспечение

- фотоаппарат;

- компьютер;

- проектор;

- магнитофон.

Риски.

  1. Несоблюдение сроков проекта из-за заболеваемости воспитанников.
  2. Разный темп работы воспитанников.
  3. Не активность семей воспитанников

Выводы.

Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «В мире геометрических фигур

Закрепление названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; повторение цветов: желтый, красный, синий, зеленый.Формирование умения детей находить похожую геометрическую фигуру по контуру....

В мире геометрических фигур

Конспект занятия по математике для детей второй младшей  группы...

« В мире геометрических фигур»

Непосредственно образовательная познавательная деятельность«Путешествие в страну геометрических фигур»Программное содержание:закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, ...

НОД "В мире геометрических фигур"

Цель: расширение представлений о геометрических фигурах по средствам математической сказки.Задачи:1. Упражнять детей в выделении геометрических фигур  из  образа, в  порядковом счёте до...

Конспект занятия по математике в младшей группе " В мире геометрических фигур"

конспект по математике в котором представлен материал о геомерических фигурах....

Познавательный проект « В мире геометрических фигур»

Познавательный проект« В мире геометрических фигур»...