Проект "В мире фигур и конструкций"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Проект для детей средней группы по ФЭМП и конструированию с конструкторами ТИКО и фанкластик
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Заведующий МБДОУ Заместитель заведующего по ВМР
Детский сад №9 «Лесовичок» МБДОУ детский сад №9 «Лесовичок»
______________/Григорьева О.Н. _____________/Абукова И.Г.
Проект: «В мире фигур и конструкций»
Срок реализации: сентябрь – май
Группа «Капитошка» (с 4 до 5 лет)
Воспитатели: Абукова И.Г., Стукалина М.В.
с. Тасеево 2025 г.
Актуальность
Математическое развитие детей в возрасте 4-5 лет является важным аспектом их общего формирования. Этот процесс идет далеко за пределами простого обучения счёту и решению арифметических задач. Основная задача заключается в том, чтобы научить детей понимать и использовать математические концепции для описания окружающего мира, выявляя свойства, отношения и зависимости между предметами и явлениями. В этом возрасте дети начинают осмысленно воспринимать такие элементы, как форма, цвет и количество, с помощью игры, что способствует формированию их математической осведомлённости.
В среднем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование математических представлений. Дидактические игры и конструирование являются ведущими видами деятельности для развития у детей пространственного мышления, логики, понимания счета, геометрических фигур и величин. Использование разнообразных конструкторов (кубики, ТИКО, Фанкластик) позволяет учесть разные интересы детей и комплексно подойти к формированию ФЭМП.
Проблема
У воспитанников группы наблюдается низкий интерес к математическому развитию. По результатам диагностики у многих воспитанников ниже среднего уровень развития в данной области.
Тип: познавательно - творческий
Участники: Педагоги, воспитанники средней группы родители.
По продолжительности – долгосрочный.
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через систему дидактических игр и конструкторскую деятельность.
Задачи:
- Образовательные: Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий), количестве (счет в пределах 5), пространственных отношениях (на, под, в, слева, справа).
- Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику и конструктивные навыки.
- Воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и паре.
- ТИКО: Учить создавать объёмные фигуры и предметы по схеме и по замыслу, закреплять знания о геометрических фигурах.
- Фанкластик: Совершенствовать навык соединения деталей под разными углами, учить «читать» простые схемы-цепи, создавать устойчивые симметричные конструкции.
- Общие: Развивать умение планировать свою деятельность, работать в паре, анализировать образец.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать и различать основные геометрические фигуры и тела, считать в пределах 5, понимать простые пространственные отношения. Будут уметь создавать постройки по образцу, схеме и собственному замыслу, анализировать и сравнивать объекты, умеют читать схемы.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный
- Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
- Подбор методической литературы по теме проекта;
- Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
2 этап. Рефлексивно-диагностический
- Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
- Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.
План работы с родителями в рамках проекта
«В мире фигур и конструкций» (средняя группа)
Цель: Объединить усилия семьи и детского сада для развития пространственного, образного и логического мышления детей через конструктивную деятельность.
Задачи:
- Познакомить родителей с целями, задачами и этапами проекта.
- Просветить родителей о важности конструирования для развития ребенка 4-5 лет.
- Вовлечь семьи в совместную творческую и познавательную деятельность.
- Создать условия для обмена семейным опытом.
План мероприятий:
Срок | Мероприятие | Формат и краткое содержание |
Сентябрь | Анкетирование «Конструируем дома» | Цель: Выявить интересы детей и возможности родителей. |
Октябрь | Консультация –практикум «Не просто игрушка: Как конструирование развивает мозг ребенка» | Цель: Просвещение. |
Ноябрь | Совместный конкурс «Постройку для любимой сказки» | Цель: Совместная деятельность. |
Декабрь | Мастер-класс от родителей «Семейное хобби: что мы строим дома» | Цель: Обмен опытом. |
Январь | Акция «Коробка идей: Дарим вторую жизнь упаковке» | Цель: Привлечь к созданию РППС. |
Февраль | Совместное развлечение «Папа, мама, я – архитектурная семья!» | Цель: Укрепление детско-родительских отношений. |
Март | Фотовыставка «Наши великие строители» | Цель: Подведение промежуточных итогов. |
Апрель | Создание альбома | Цель: Создание полезного продукта. |
Май | Итоговое собрание в форме презентации «Какие мы стали конструкторы: итоги нашего проекта» | Цель: Подведение итогов, рефлексия. |
Постоянные формы работы в течение проекта:
- Информационный стенд «Строим и растем»: Регулярное размещение фотографий детских построек, рекомендаций, советов.
- Группа в мессенджере: Оперативное информирование о этапах проекта, объявления о конкурсах, размещение фото- и видеоотчетов.
- Выставка детских работ: Постоянно обновляемая выставка лучших конструкций, созданных детьми в группе.
Перспективный план роботы с детьми:
Сентябрь: Диагностический. «Знакомство с Волшебными Кубками»
Цель: Выявление исходного уровня детей. Знакомство с материалами.
- Дидактические игры: «Найди такую же фигуру», «Чудесный мешочек» (узнавание фигур на ощупь), «Большой и маленький» (сортировка кубиков по размеру).
- Конструирование:
- Цель: Выявить уровень навыков детей. Повторить основные приёмы соединения.
- ТИКО:
- Задание: «Собери свой узор» (создание плоских орнаментов из квадратов и треугольников).
- Схема: Простая схема-цепочка (чередование 2-3 цветов или фигур).
- Фанкластик:
- Задание: «Собери длинную-предлинную змейку» (отработка соединения в линию).
- Схема: Линейная схема из 5-7 деталей.
Октябрь: «В гостях у Квадратика и его друзей»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник).
- Дидактические игры: «Геометрическое лото», «На что похоже?», «Найди пару».
- Конструирование:
- Цель: Учить создавать узнаваемые образы из плоских деталей.
- ТИКО:
- Задание: «Собери ёжика» (тело – большой квадрат, иголки – треугольники).
- Схема: Примерная схема-образец на карточке.
- Фанкластик:
- Задание: «Собери солнышко» (соединение деталей в круговой структуре).
- Схема: Схема-сердечко с указанием количества лучей.
Ноябрь: «В мире величин»
Цель: Формирование представлений о величине предметов (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий).
- Дидактические игры: «Сравни по длине» (ленточки, палочки), «Расставь по порядку» (матрёшки, пирамидки), «Найди самый высокий дом» (на картинках).
- Конструирование:
- Цель: Формировать понятие устойчивости, симметрии конструкции.
- ТИКО:
- Задание: «Построй самую высокую и устойчивую башню».
- Схема: Устная инструкция. Анализ, почему одна башня упала, а другая нет.
- Фанкластик:
- Задание: «Волшебные ворота» (создание арок и замкнутых контуров).
- Схема: Схема простой арки из 6-8 деталей.
Декабрь: «Считаем до 5»
Цель: Обучение счету в пределах 5.
- Дидактические игры: «Подбери цифру», «Сосчитай фигуры», «Покажи столько же» (использование счетных палочек).
- Конструирование:
- Цель: Создание тематических построек по схемам и замыслу.
- ТИКО:
- Задание: «Новогодняя ёлочка» (объёмная или плоская из треугольников разного размера).
- Схема: Пошаговая схема сборки ярусов ёлки.
- Фанкластик:
- Задание: «Снежинка» (создание симметричной узорной конструкции).
- Схема: Схема-образец одной веточки снежинки, которую нужно повторить 6 раз.
Январь: «Волшебные превращения фигур»
Цель: Развитие воображения и закрепление знаний о геометрических фигурах через преобразование.
- Дидактические игры: «Составь картинку из геометрических фигур» (пазлы Танграм), «Преврати квадрат в…» (дорисовывание).
- Конструирование:
- Цель: Конструирование объектов с колёсами и осями.
- ТИКО:
- Задание: «Машинка» (кузов – прямоугольник, кабина – квадрат, колёса – круги).
- Схема: Вид сбоку на схематичном рисунке.
- Фанкластик:
- Задание: «Самолёт» (фюзеляж – длинная цепь, крылья – ответвления по бокам).
- Схема: Упрощённая схема с основными линиями.
Февраль: «Пространственные загадки»
Цель: Освоение пространственных отношений (на, под, в, за, перед, слева, справа).
- Дидактические игры: «Куда спрятался мишка?», «Что изменилось?», «Команды для робота» (пройди два шага вперед, положи деталь справа).
- Конструирование:
- Цель: Конструирование сложных устойчивых сооружений.
- ТИКО:
- Задание: «Домик с окошком и крышей» (объёмная постройка).
- Схема: Чертёж-развёртка домика.
- Фанкластик:
- Задание: «Прочный мост» (соединение двух опор перекрытием).
- Схема: Схема моста с обозначением опор и пролёта.
Март: «Геометрическая стройка» (работа по схемам)
Цель: Учить «читать» простейшие схемы и чертежи.
- Дидактические игры: «Найди ошибку на схеме», «Что здесь нарисовано?» (рассматривание простых схем построек).
- Конструирование:
- Цель: Конструирование фигурок людей, животных, роботов с подвижными частями.
- ТИКО:
- Задание: «Весёлый человечек» (голова – квадрат, туловище – прямоугольник, руки/ноги – узкие прямоугольники).
- Схема: Схема-образец "человечка" в анфас.
- Фанкластик:
- Задание: «Робот-трансформер» (создание модели с «ногами» и «руками»).
- Схема: Фотография модели с разных ракурсов.
Апрель: «Юные инженеры» (творческое проектирование)
Цель: Развитие творческих способностей, умения работать в паре.
- Дидактические игры: «Придумай и построй», «Стройка по заказу» (воспитатель дает задание: построй мост через реку).
- Конструирование:
- Цель: Развитие творчества, умения планировать и реализовывать идею.
- ТИКО:
- Задание: «Собери своего любимого сказочного героя».
- Схема: Без схемы. Обсуждение с ребёнком плана действий.
- Фанкластик:
- Задание: «Космический корабль будущего».
- Схема: Эскиз, который ребёнок рисует перед сборкой.
Май: Итоговый. «Выставка наших достижений»
Цель: Закрепление полученных знаний и навыков. Подведение итогов.
- Дидактические игры: Организация итоговой викторины «Умники и умницы» с заданиями на все темы года.
- Конструирование:
- Цель: Закрепление навыков, демонстрация достижений.
- ТИКО и Фанкластик:
- Задание: Коллективный проект «Наш город» (дети объединяются в группы и создают разные объекты: дома, машины, деревья, а затем объединяют в один макет).
- Схема: Общая схема-план города на ватмане.
- Итог: Организация выставки для родителей и детей из других групп.
*Могут вноситься дополнения и изменения.
Важные пометки для воспитателя:
- Схемы должны быть крупными, понятными, цветными (для ТИКО) и с указанием количества деталей.
- Работа с Фанкластиком требует более развитого пространственного мышления. Чаще показывайте сборку на своём примере.
- Всегда анализируйте с детьми готовую работу: что получилось, что было сложно, как можно было сделать иначе.
- Поощряйте эксперименты: «А если мы повернём деталь по-другому? Что получится?».
4 этап. Заключительный
- Обработка и оформление материалов проекта
- Презентация проекта
Ресурсное обеспечение проекта
- Кадровое обеспечение
Участники проекта:
- зам.зав. по ВМР (методическая поддержка и консультирование);
- дети средней группы ДОУ;
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
- Информационное обеспечение
- видео презентации;
- наглядно-дидактические пособия;
- фотографии;
- энциклопедии, книги, открытки и др.
- Материально-техническое обеспечение
- фотоаппарат;
- компьютер;
- проектор;
- магнитофон.
Риски.
- Несоблюдение сроков проекта из-за заболеваемости воспитанников.
- Разный темп работы воспитанников.
- Не активность семей воспитанников
Выводы.
Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «В мире геометрических фигур
Закрепление названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; повторение цветов: желтый, красный, синий, зеленый.Формирование умения детей находить похожую геометрическую фигуру по контуру....
« В мире геометрических фигур»
Непосредственно образовательная познавательная деятельность«Путешествие в страну геометрических фигур»Программное содержание:закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, ...

НОД "В мире геометрических фигур"
Цель: расширение представлений о геометрических фигурах по средствам математической сказки.Задачи:1. Упражнять детей в выделении геометрических фигур из образа, в порядковом счёте до...

Конспект занятия по математике в младшей группе " В мире геометрических фигур"
конспект по математике в котором представлен материал о геомерических фигурах....

Познавательный проект « В мире геометрических фигур»
Познавательный проект« В мире геометрических фигур»...


