Программа кружка по художественному труду "Умелые ручки"
материал по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Саадуева Насият Патхудиновна

Для получения более обширных знаний и умений по техникам ручного труда создан кружок «Умелые ручки». Здесь на кружке дети имеют возможность проявить свое творчество и фантазию, Программа кружка рассчитана на детей старших групп. Возраст детей 5-6 лет. В этом возрасте у детей возрастает потребность в самоутверждении, признании их возможностей со стороны взрослых. Дети умеют поставить цель, обдумать путь к ее достижению, оценить полученный результат, начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Дополнительная образовательная программа

 «Умелые ручки»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 5-6 лет

  Руководитель:

Саадуева Н.П.

Покачи

2022

Содержание:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………..…..………..…..…..…..…..…....…3

1.1. Пояснительная записка        ………………………………..…..…..…..…..…..…..…..…………………3

1.1.1. Цели и задачи Программы……………………………………………..……..…..…..…....…..…..3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……..…..………....…….............................4

1.1.3.Отличительная особенность Программы………………..…....…………………...........................5

1.1.4. Планируемые результаты………………………………………..…..…..……...........................….5

1.2. Целевые ориентиры ………………………………………..…........……………..........................….6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………….............…………………………..........................…..6

2.1. Описание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»………………………………………………………………….....…..……..........................…..6

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы…......................................9

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………..............………............................9

3.1.Учебный план………………………………………………………….................................................9

3.2. Перечень материалов и инструментов…………………………………..…..…..........................…..9

3.3.Перспективное планирование на текущий год (приложение)………...…..……............................11

3.4.Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами………………………………………..…..…..…..…..…..…...…....................................12

3.5. Список используемой литературы……………………………………....................................……13

 

 I. Целевой раздел

  1.1. Пояснительная записка.

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».    

                                                                                                                         Сухомлинский В. А.

     В энциклопедическом словаре слово «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд занимает основное и главное место в жизни каждого человека. Давно доказано, что навыки труда закладываются в детстве. Труд ребенка отличается от труда взрослого. Ведь он не создает на занятиях общественно значимых материальных ценностей. Труд ребенка носит развивающий и воспитательный характер. Он удовлетворяет его потребности в самоутверждении, в познании собственных возможностей.

Художественный труд развивает важные психические процессы: образное мышление, воображение, а также формирует у ребенка необходимую для жизни ручную умелость. Выполняя любой труд, руки дают «пищу» уму, развивают его, обогащают опыт. Воспитанники учатся ставить перед собой задачу, планировать ход своей работы, контролировать его, оценивать результат, узнают новое о материале и его свойствах, обогащают словарный запас.                            

   Для получения более обширных знаний и умений по техникам ручного труда создан кружок «Умелые ручки». Здесь на кружке дети имеют возможность проявить свое творчество и фантазию, Программа кружка рассчитана на детей старших групп. Возраст детей 5-6 лет. В этом возрасте у детей возрастает потребность в самоутверждении, признании их возможностей со стороны взрослых. Дети умеют поставить цель, обдумать путь к ее достижению, оценить полученный результат, начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.  

Актуальность создания данного кружка заключается в том, что развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

1.1.1 Цель программы: Развитие творческих способностей и совершенствование знаний и умений с различным материалом, а также формирование художественных навыков детей в процессе ознакомления и обучения нетрадиционным приемам и техникам работы.

Цель достигается через решение следующих задач:

Задачи:

 - Углублять знания детей по техникам художественного труда.

-Вызывать интерес к различным материалам (глине, бумаге, ткани, природному материалу и т. д), желание познавать их и действовать с ними.

-Формировать способность преобразовывать представления на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изделий творческого характера, вносить инициативу и замысел, содержание и форму изображаемого.

-Пробуждать потребность посильно вносить элементы красивого, изящного в свой быт, игры.

-Продолжать учить создавать коллективные поделки, получать удовольствие от общения с педагогом и сверстниками.

-Создавать благоприятный климат на занятиях и условия для совместной, ручной работы детей, обучая правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты друг с другом, замечать затруднения сверстников и оказывать помощь.

-Знакомить детей с нетрадиционными техниками изготовления поделок.

-Способствовать переносу усвоенных приемов работы с материалами в свободную самостоятельную деятельность детей и побуждать к вариативному их использованию.

-Использование более разнообразного материала, чем на занятиях.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы.

  • Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.
  • Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
  • Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
  • Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.
  • Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.

1.1.3. Отличительная особенность Программы.

Рабочая образовательная программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один учебный год. На занятиях кружка предполагается применение различных технологий в работе с детьми. Это аппликация с листьями, аппликация из бумаги и картона, аппликация из ткани и ниток, оригами, конструирование из бумаги, работа с пластилином и соленым тестом, нетрадиционные технологии, народное творчество, а также работа с бросовым и природным материалом. Отличительной особенностью программы «Рисуем является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Настоящая рабочая программа описывает курс работы с детьми дошкольного возраста 5— 6 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по ручному труду с учетом обновления содержания по программе «Творчество детей в работе с различными материалами» Е. К.Брыкиной.

1.1.4 Планируемые результаты

  •  следовать устным инструкциям педагога;
  •  создавать поделки из разнообразного материала;
  •  создавать коллективные композиции;
  • дополнять поделку различными деталями;
  •  аккуратно работать с ножницами, резаком для бумаги, дыроколами, клеем и т.д.

 На занятиях дети:

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами, пластилином и клеем.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.
  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности и положительное отношение к труду.
  • Подготовится рука к письму.    

1.2. Целевые ориентиры (возможные достижения):

Дети получат представления:

  • об искусстве оригами;
  • о разнообразии видов бумаги;
  • об объемной аппликации из пластилина и природного материала.
  • о разнообразии природного и бросового материала
  • о различных приёмах работы с тем или иным материалом.

Формы подведения итогов

  • Изготовление альбома фотографий детских работ.
  • Проведение выставок детских работ.

Форма работы: тематическая совместная деятельность

II.Содержательный раздел

2.1. Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Нетрадиционные техники работы с бумагой, природным и бросовым материалом

Оригами 

Похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги:

Объемная аппликации из цветной бумаги – давно уже ставшее традиционным творческое занятие для детей.

Оно позволяет развить навыки обращения с ножницами, усовершенствовать работу детских рук и сделать ребёнка более аккуратным. Каждый ребенок сможет сделать аппликации из цветной бумаги своими руками, если поставить перед ним выполнимую задачу.

Для этого вида аппликации можно использовать природный и бросовый материал, который можно склеивать с помощью пластилина.

Объемная аппликация из бумажных салфеток,

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование: белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками не заполнится Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на листе бумаги. Пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки

  2.2. Методы работы

  • словесные (беседа, рассказ);
  • наглядные (рассматривание иллюстраций, показ выполненных педагогом работ;
  • практические.

III.Организационный раздел

Основной формой работы являются занятия.

Режим проведения: два раза в неделю. Продолжительность: 30 минут.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Срок реализации – 1 год.

Возрастная группа – 5-6 лет

3.1Учебно- тематическое планирование.

Месяц

Техника

Количество занятий

Октябрь

Аппликация из осенних листьев.

Объемная аппликация из пластилина и семечек подсолнуха.

Объемная аппликация из пластилина и арбузных семечек

Объемная аппликация из салфеток

Конструирование из шишек и пластилина.

2

2

2

2

2

Ноябрь

Объемная аппликация из природного материала. (ракушки, фисташки)

Конструирование из природного или бросового материала)

Обрывная аппликация из цветной бумаги.

Конструирование из шишек и пластилина.

2

2

2

2

Декабрь

Лепка из пластилина.

Лепка из соленного теста.

Объемная аппликация из бумаги и природного материала

Симметричное вырезание.

Многослойное вырезание.

2

2

            2

1

1

Январь

Оригами

Оригами плюс аппликация.

Аппликация и конструирование из бумаги

3

2

3

Февраль

Аппликация из крупы.

Мозаика из яичной скорлупы

Работа с бросовым материалом.

Аппликация из геометрических фигур

Аппликация из бросового материала

1

1

2

2

2

Апрель

Конструирование из бумажных полосок

Конструирование из бумажных конусов

Лепка из пластилина и природного материала

Поделки из бросового материала

3

2

2

1

Май

Аппликации из бумажных тарелок и гофрированной бумаги

Изготовление игрушек из бросового материала

Аппликация способом обрыва

Объемная аппликация из бумаги и ниток

2

2

2

2

                                             

3.2.   Материал для работы:

1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеящаяся, оберточная, обои.

2. Цветной картон (однослойный и многослойный картон, гофр картон, текстурированный картон)

3. Фломастеры, маркеры, карандаши.

4. Вата.

6. Зубочистки, ватные палочки.

7. Нитки

8. Бросовый материал

9. природный материал

10.Пластилин

10. Цветные иллюстрации.

 Инструменты для работы

1. Ножницы, фигурные ножницы, фигурные дыроколы. Резак для бумаги

2. Клей

3.Салфетки

3.3.Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами

  • Работай за своим рабочим местом.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
  • Нельзя брать в рот мелкие детали.
  • При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
  • При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
  • Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
  • При работе не держи ножницы концами вверх.
  • При вырезывании деталей поворачивай бумагу.
  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  • Не работай ножницами с ослабленным креплением
  • При работе с резаком для бумаги не оставляй пальцы под режущей поверхностью
  • Не касайся пальцами красящей поверхности чернильных подушечек, для этого есть специальные тампоны.
  • Не держи фигурный дырокол в руках, работай с ним на столе. Так инструмент дольше сохранится в рабочем состоянии.
  • Не бросай и не роняй инструменты, чтобы не сломать их.
  • Береги инструменты, экономь материалы.
  • Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно

                              Учебно – методическая литература.

  1. Брыкова Е. К. Творчество детей в работе с различными материалом. – М. : Педагогическое общество России; 1998.
  2. Т. Н Доронова, С.Г Якобсон- «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
  3. А.Н Малышева, Н В Ермолаева – «Аппликация в детском саду».
  4. Н.А Цирулик, Т.Н Проснякова – «Уроки творчества».
  5. И.А Лыкова – «Изобразительная деятельность в детском саду».
  6. И. А Лыкова – Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки».
  7. И А Лыкова – Изобразительное творчество в детском саду «Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре- самолете и в машине времени». Занятия в ИЗОстудии.
  8. Т.Б Сержантова – «Оригами для всей семьи».
  9. Т.И Тарабарина – «Оригами для всей семьи, лучшие поделки».
  10. Н.А Просова – «Сказка из бумаги». Оригами (пособие для детей 5-6 лет).
  11. С.И Мусиенко – «Мастерим из бумаги» Оригами (пособие для детей 4-5 лет).
  12. С.И Мусиенко, Г.В Бутылкина – «Мастерим из бумаги». Пособие для детей 5-6 лет. Часть - 1.
  13. С.И. Мусиенко, Г.В Бутылкина – «Мастерим из бумаги». Пособие для детей 5-6 лет. Часть-2.
  14. С. И. Мусиенко – «Школа волшебников». Учебно- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста.
  15. В.А Кайе – Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие.
  16. И.А Лыкова – «Аппликация из листьев». Осенние картины. Методические рекомендации (5-8 лет).
  17. И, А Лыкова – Лепка из пластилина. Методические рекомендации (5-8 лет).
  18. А.В Белошистая, О.Г Жукова – «Волшебный поролон». Пособие для детей 4-7 лет.
  19. И.А Лыкова- «Аппликация из бумаги. Цветы». Методические рекомендации(5-8лет)  
  20. О.М Жихарева – «Оригами для дошкольников». Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ.
  21. Т.Н Доронова, С.И Мусиенко - «Сделаю сам» дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми среднего дошкольного возраста.
  22. Т.Н Доронова, С.И Мусиенко – «Сделаю сам» дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста.
  23. Э.К Гульянц, И.Я Базик – «Что можно сделать из природного материала».
  24. . Учебные и методические пособия. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» ( 4 -5 лет)

Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.Цель:ü     Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.ü     Помочь ребёнку ощутить себя...

Программа кружка по ИЗО "Умелые ручки"

Кружок «Радужная палитра» проводится на базе среднего дошкольного возраста. Каждый ребенок с двух лет и до подросткового возраста рисует сложные многофигурные композиции, рисует всё, что видит вокруг,...

Рабочая программа кружка по аппликации «Умелые ручки»

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке....

Программа кружка по пластилинографии "Очумелые ручки"

Основная цель программы кружковой работы «Очумелые ручки»: научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.Мы пр...

Рабочая программа кружка 2020-2021. "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки" для средней группы...

Рабочая программа кружка по художественно- эстетическому развитию «Умелые ручки» для воспитанников 4-5 лет

Данная методическая разработка способствует развитию индивидуальности, художественно-творческих способностей дошкольников путем экспериментирования с различными материалами, средствами нетрадици...