Программа кружка по пластилинографии "Очумелые ручки"
методическая разработка (старшая группа)

Ищук Татьяна Владимировна

Основная цель программы кружковой работы «Очумелые ручки»: научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.

Мы продолжаем свой  кружок «Очумелые ручки» и хотим познакомить  детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографией, принципом которой является создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой  учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего дошкольноговозраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brodilki.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»

                                                        Утверждаю:

                                                        Заведующий МБДОУ д/с № 17

                                                           _______________Е.В.Киселева

                                                        «_____»________________2016г.

Перспективный план работы кружка

«Очумелые ручки» (пластилинография)

воспитателей 1 компенсирующей группы

на 2016-2017 учебный год.

                                                                Воспитатель:

                                                                Ищук Татьяна Владимировна

                                                                

Зеленогорск, 2016г.   

          

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Мы продолжаем свой  кружок «Очумелые ручки»ихотим познакомить  детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникойработы изобразительной деятельности – пластилинографией, принципом которой является создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой  учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего дошкольноговозраста.

Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук.В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Основная цель программы кружковой работы: «Очумелые ручки»:

научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.

Цель

- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников;

- знакомство с новым видом аппликации;

- приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;

-обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи

Обучающие:

1.Овладеть   начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.

2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.

3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.

4. Использовать навыки  творческого сотрудничества.

Развивающие:  способствовать развитию

 1. творческих способностей.

 2. сенсорики, мелкой моторики рук.

 3. пространственного воображения.

 4. технического и логического мышления, глазомера.

 5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные:

   1.Уважительное отношение к результатам труда.

    2.Интерес к творческой и досуговой деятельности.

    3.Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

-  репродуктивный (воспроизводящий);

-  объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Возраст детей: 5-6-7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Показатели развития:

К концу учебного года ребенок:

- Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;

- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

- Вырабатывать усидчивость;

- Развивает мелкую моторику пальцев

- Сохраняет интерес к занятию

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Октябрь

Знакомство детей с пластилинографией.  Осенние листочки

2

Грибы-грибочки выросли в лесочке

2

Мой сад и огород

2

Совушка – сова. Большая голова.

2

2

Ноябрь

Золотая рыбка

2

Червячок в яблочке

2

Кашалотик – кашалот

2

Осьминог

2

3

Декабрь

Снеговик

2

Новогодние шары так прекрасны и важны

2

Елка новогодняя

2

Белая снежинка мне на ладошку села

2

4

Январь

Снегирь

2

Пингвин на льдинке

2

Символ года

2

5

Февраль

Бежит кораблик по волнам

2

Валентинка (сердечка)

2

Галстук для папы

2

Яблоки на тарелочке

2

6

Март

Цветы для мамы

2

Матрешка

2

Подводное царство

2

Подснежник

2

7

Апрель

Божья коровка, улети на небо

2

Бабочка

2

Волшебное яичко

2

Лебедь

2

8

Май

Проснулись жуки, червячки и другие насекомые

2

Незабудки

2

Одуванчики

2

Веселый зоопарк

2

Перспективный план

Октябрь.

  1. Тема: Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки.

Цель: Беседа о пластилинографии.   Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием  - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.

  1. Тема: Грибы-грибочки выросли в лесочке.

Цель: Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.

  1. Тема:Мой сад и огород .

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделатьполезную вещь – дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.  

  1. Тема: Совушка – сова. Большая голова.

Цель: Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность.  Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики)

Ноябрь

  1. Тема:Золотая рыбка.

Цель: Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).

  1. Тема:Червячок в яблочке.

Цель: Выполнение работы воспитателем  с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.

  1. Тема:Кашалотик – кашалот.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

  1. Тема: Осьминог.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделатьполезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.  

Декабрь

  1. Тема:Снеговик.

Цель:Закреплять умение ровно и гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду. Учить работать в технике «граттаж». Развивать образное восприятие, воображение и творческую активность, самостоятельность в работе, навыки графического изображения. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.

  1. Тема:Новогодние шары так прекрасны и важны.

Цель:Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска. Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки). Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров, украшений.

  1. Тема:Елка новогодняя.

Цель: Продолжить знакомить детей с техникой трафаретного рисунка и приемами декорирования. Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимательность, умение слушать и руководствоваться инструкцией воспитателя. Вызвать интерес к деятельности желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий. Воспитывать объективность при оценке работ товарищей.

  1. Тема: Белая снежинка мне на ладошку села.

Цель: Показать возможности использования нехарактерных для этого вида деятельности средств (чеснокодавилки) для воплощения образа. Учить составлять геометрически правильный рисунок из пластилина, пропущенного через чеснокодавилку. Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности. Вызвать интерес к процессу деятельности. Воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы. Развивать адекватность и аргументированность оценочных суждений.

Январь

  1. Тема: Снегирь.

Цель:Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделатьполезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.  

  1. Тема: Пингвин на льдинке.

Цель:Продолжать освоение приемов пластилинографии, подготовка фона: волны – короткие колбаски синего цвета, линия горизонта – длинная белая колбаска, северное сияние – разноцветные колбаски, выложенные рядами в виде линий.

  1. Тема:Символ года.

Цель:Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделатьполезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.  

  1. Тема: Белая снежинка мне на ладошку села

Цель:Показать возможности использования нехарактерных для этого вида деятельности средств (чеснокодавилки) для воплощения образа. Учить составлять геометрически правильный рисунок из пластилина, пропущенного через чеснокодавилку. Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности. Вызвать интерес к процессу деятельности. Воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы. Развивать адекватность и аргументированность оценочных суждений.

Февраль

  1. Тема: Бежит кораблик по волнам.

Цель: Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание). Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка. Развивать самостоятельность, индивидуальность в работе. Вызвать желание сделать подарок близким, дорогим людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества». Воспитывать любовь и уважение к родителям, гордость за тех, кому пришлось служить в Армии.

  1. Тема:Валентинка (сердечка).

Цель: Совершенствовать навыки пользованием трафаретом. Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.

  1. Тема: Галстук для папы.

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

  1. Тема: Яблоки на тарелочке.

Цель: Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие.

Март

  1. Тема:Цветы для мамы.

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться  аккуратности в работе с  пластилином.

  1. Тема:Матрешка.

Цель: Приобщать детей к миру искусства. Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета. Развивать фантазию, творчество, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Развивать активность и самостоятельность в работе, а так же старание и аккуратность.

  1. Тема:Подводное царство.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление, воображение. Развивать творческую активность, самостоятельность в работе. Вызвать удовлетворение от процесса своего труда и то итога коллективного изображения морского мира.

  1. Тема:Подснежник.

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться  аккуратности в работе с  пластилином.

Апрель

  1. Тема: Божья коровка, улети на небо.

Цель: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином. Учить слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

  1. Тема:Бабочка.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки,  шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать цветовосприятие, чувства меры гармонии, чувства эстетического восприятия.

Тема: Волшебное яичко.

Цель: Познакомить  детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Сообщить, уточнить представления детей о причинах традиционного отмечания праздника Пасхи. Развивать творческие способности. Развивать активность и самостоятельность в работе. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать интерес и определенное отношение к духовным ценностям, к традициям народа. Воспитывать опрятность, аккуратность в работе, желание выполнить красивый «рисунок».

  1. Тема: Лебедь.

Цель: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином. Учить слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Май

  1. Тема:Проснулись жуки, червячки и другие насекомые.

Цель: Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

  1. Тема:Незабудки.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

  1. Тема:Земляничка.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

  1. Тема: Веселый зоопарк.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк"

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

 Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Литература

  1. Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
  2. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  4. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
  5. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
  6. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
  7. Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.
  8. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

Программа кружка "Умелые ручки".

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «УМЕЛЫЕ  РУЧКИ».ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с...

Рабочая программа кружка "Оч. умелые ручки"

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности (аппликация). Программа расчитана на два года - старшая и подготовительная группа...

Рабочая программа кружка «ОЧ.Умелые ручки»

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...

Программа кружка "Наши золотые ручки"

Программа кружка«Наши золотые  ручки»      Разработчик:Бульц Людмила Михайловнавоспитатель первой категории...

Программа кружка "Оч. умелые ручки"

Программа по дополнительному образованию  кружка "Оч.умелые ручки" для детей 5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...