Мастер-класс для воспитателей «ВОЛШЕБНОЕ ИСКУССТВО ОРИГАМИ»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду
Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Волшебное искусство оригами». Сегодня я кратко ознакомлю вас с историей возникновения оригами и его разновидностями, а в процессе практической деятельности вы освоите азы оригами и сделаете поделку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«ВОЛШЕБНОЕ ИСКУССТВО ОРИГАМИ»
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.
Задачи:
- рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;
- познакомить педагогов с приемами выполнения поделок в технике оригами;
- создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса.
- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Волшебное искусство оригами». Сегодня я кратко ознакомлю вас с историей возникновения оригами и его разновидностями, а в процессе практической деятельности вы освоите азы оригами и сделаете поделку. Надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдёт плодотворно. Итак, мы начинаем.
Что такое оригами?
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Япония славится своей древней культурой, традициями, старинными свитками, рисунками тушью, трактатами, яркой самобытностью в одежде – кимоно, куклами. Страна Японских самураев и мечей, сумо, суши, искусства «бонсай» и экибано, страна храмов и сакуры, страна оригами. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.
Знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая, именно там была создана технология производства бумаги. Очень скоро и в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай. Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава. Именно он создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.
В России Сергей и Елена Афонькины увлеклись складыванием фигурок из бумаги в конце 80-х годов ХХ века. В 1991 г. Они зарегестрировали некоммерческую организацию – «Петербургский центр оригами». Её главной задачей стало распространение информации о японском искусстве изготовления бумажных поделок без клея и ножниц.
В детском саду процессе конструирования из бумаги один из видов детской деятельности.
• Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление. Эта деятельность, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, может быть успешно организована родителями в домашних условиях.
• Содержание творчества с бумагой основывается на законах математики, может охватывать самые различные тематики, удовлетворяющие детей обоего пола и разных возрастов.
• Складывание моделей из нескольких листов бумаги, соединяющихся между собой с помощью оригамных замков, применяется в модульном оригами (занимательный бумажный конструктор – моделирование).
• Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).
• Оригами развивает: мелкую моторику, координацию движений пальцев, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность, точность и глазомер, фантазию и творческий потенциал и креативное мышление. При этом повышается и психоэмоциональное состояние.
Оригами используют в разных видах детской деятельности:
o В оформлении интерьера.
o Альбомы “Оригами”.
o В сюжетно-ролевых играх.
o В дидактических играх.
o Подвижные игры с ободками-масками.
o В театральной деятельности: пальчиковый и настольный театр.
o В ознакомлении с окружающим.
o Поделки-поздравления к праздникам.
В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги один из видов детской деятельности. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок.
Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаются пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Например: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ используется с учётом необходимости. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых, например – дорисовывание или оформление готовых моделей оригами художественными средствами и т. п. В заключении осуществляется игра с действующей фигуркой.
Поделки для детей 4,5 – 5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольнике», для детей 5 – 6 лет формы: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей», в 6 – 7 лет доступны более сложные базовые формы: «рыба», «двойной квадрат».
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
3. Практическая часть.
Сейчас мы практически освоим технику оригами, изготовим несколько изделии, которые можно применять в работе с детьми разных возрастов.
- Оригами «божья коровка»
- Оригами «собачка»
- Оригами «рыбка»
- Оригами «цветок»
- Оригами « корзинка»
4. Подведение итогов.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Предлагаю Вам памятку «Правила при обучении оригами». Есть ли у вас вопросы и предложения?
ПАМЯТКА «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ»
- Заготовки для поделок готовит взрослый.
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться.
- Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линия сгибов изделия должна тщательно проглаживаться.
- Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен сам уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"
Тема Мастер-класса «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

Мастер – класс для воспитателей в ДОУ по оригами «Волшебный квадратик»
Мастер - класс разработан для воспитателей в ДОУ для ознакомления основам конструирования из бумаги методом оригами....

Мастер-класс для родителей в ДОО "Забавное оригами"
Хочется предложить вашему вниманию несколько поделок, изготовленных на основе оригами....

мастер класс для воспитателей и родителей Искусство пластилинографии.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности....

Мастер - класс "Изготовление фигурки птицы в технике Оригами".
Мастер - класс "Изготовление фигурки птицы в технике Оригами"....

Мастер - класс " Изготовление сказочного персонажа в технике оригами"
Мастер-класс «Изготовление сказочного персонажа в технике оригами». Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования техники оригами в творческой деятельности детей.Задачи:1. Позна...