Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Использование набора «CUBORO» как средство пропедевтики инженерного воспитания современных дошкольников старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Адресат программы.
Дети дошкольного возраста (5-7лет). Современный ребенок, который активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи. Это ребёнок, который задает много вопросов и сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа. В этом возрасте ребёнку легче удаётся задействовать своё воображение и применить его на практике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад «Алёнушка»
РЕКОМЕНДОВАНА: решением Педагогического совета от « » 2025 года № | УТВЕРЖДЕНА: Заведующим МБДОУ города Тулуна «Детский сад «Алёнушка» ___________________Е.В.Кузнецова Приказ от « » 2025 года № |
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Использование набора «CUBORO» как средство пропедевтики инженерного воспитания современных дошкольников старшего дошкольного возраста»
Подвид программы: модульная
Возраст учащихся 5-7 лет
Срок реализации 3 года
Автор или составитель программы:
Бадеева Надежда Михайловна,
воспитатель,
первая квалификационная категория
г. Тулун, 2025 год
Пояснительная записка.
Форма организации обучения - обучающие игры для детей.
Направленность программы - техническая.
Уровень программы - базовый.
Подвид ДОП - модульная.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность инженерного образования в дошкольном образовательном учреждении становится всё более заметной в свете современных тенденций в образовании и потребности общества. Эти навыки становятся всё более важными в современном мире. Инженерные задачи требуют от детей анализа, планирования и поиска решений. Это помогает развивать критическое мышление и творческий подход к решению проблем. Введение инженерных компетенций в дошкольном образовании пробуждает интерес к науке и технике с раннего возраста. Задания, связанные с инженерией, требуют работы в группе, что способствует развитию сотрудничества и эффективной коммуникации. Инженерное направление в дошкольном образовании – это занятия по образовательной системе- «CUBORO».
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Конструирование из конструкторов «CUBORO» полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Конструктор ««CUBORO» способствует развитию у дошкольников интеллектуальных способностей, развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Отличительные особенности программы, новизна.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей.
Программа «CUBORO» представляет собой интересный подход к обучению через игру и исследования. Помогает детям развивать логическое и пространственное мышление через задачи и игры, что является основой для дальнейшего обучения в STEM – дисциплинах. Программа предполагает активное участие детей в процессе обучения, что способствует лучшему усвоению материала и повышению мотивации. «CUBORO» поощряет креативность и инновационное мышление, позволяет детям находить нестандартные решения задач. Программа помогает детям подготовиться к будущему, где навыки работы с технологиями и критическое мышление будут востребованы.
Адресат программы.
Дети дошкольного возраста (5-7лет). Современный ребенок, который активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи. Это ребёнок, который задает много вопросов и сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа. В этом возрасте ребёнку легче удаётся задействовать своё воображение и применить его на практике.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к 5годам (первый год обучения) ребёнок:
-умеет концентрироваться;
-активен на занятиях;
- адекватно реагирует на те или иные ситуации;
-проявляет любознательность и желание познавать мир;
-имеет начальные знания в области математики, чтения, письма.
К 6 годам (второй год обучения):
-у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
-проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей деятельности;
- соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
-способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
-регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очерёдность и учитывать права других людей, проявляют инициативу в общении и деятельности, задаёт вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу и образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
-согласовывает свои интересы с интересами партнёров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссёрской игре.
К 7 годам (третий год обучения):
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать своё поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
- стремится сохранять позитивную самооценку;
-проявляет положительное отношение к миру, разными видами труда, другим людям и самому себе;
-выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
-способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи;
-может применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
-владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
-проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
-интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире;
-склонен наблюдать, экспериментировать;
-способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное.
Сроки освоения программы.
Срок освоения программы 3 года, 63 недели.
- ый год обучения: дети 4-5 лет – 9 занятий (1 раз в месяц);
- ой год обучения: дети 5-6 лет – 18 занятий (1 раз в 2 недели);
- ий год обучения: дети 6-7 лет – 36 занятий (1 раз в неделю).
Общее количество за три года – 63 занятия
Объём программы: 63 часа.
Режим занятий.
Первый год обучения периодичность занятий составляет 1 раз в месяц, продолжительность 20 мин.
Второй год обучения предполагает проведение занятий 2 раза в месяц, продолжительность 25 мин.
Третий год обучения- 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 мин.
Форма обучения - очная.
Фомы организации образовательного процесса - групповые, от 6 до 12 человек.
Цель - пропедевтика инженерного образования через формирование технических навыков у детей дошкольного возраста с использованием конструктора «CUBORO»
Задачи:
1. Развивать у дошкольников пространственное воображение, творчество, креативность и умение работать в команде.
2. Развивать память и концентрацию у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать когнитивные способности дошкольников (трѐхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое мышление).
#1057;овершенствовать у дошкольников практических навыки конструирования и моделирования: обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.
5. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы ребёнок приобретёт компетенции в области проектирования и моделирования. Будет освоен навык создания конструкций на основе образцов, схем, заданных параметров и собственных идей. У детей разовьются навыки коллективной работы, научатся взаимодействовать в команде. Также буде сформировано умение работать с инструкцией.
Учебный план.
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации\контроля | |||
Всего | Теория | Практика | Индивид.раб. | |||
Раздел 1. Знакомство с «CUBORO». | ||||||
1. | Тема. «Знакомство с «CUBORO» | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
2. | Тема. «Классификация «Обследование отверстий». | 1 | 0 | 0 | ||
3. | Тема. «Знакомство с нумерацией «CUBORO». | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4. | Тема. «СUBORO» как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков». | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
5. | Тема. «СUBORO» как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков». | 1 | 0 | 0 | ||
6. | Тема. «СUBORO» как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков». | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
7. | Тема. «Классификация и сортировка кубиков». | 1 | 0 | 0 | ||
8. | Тема. «Классификация и сортировка кубиков». | 1 | 0 | 0 | ||
9 | Тема. «Классификация и сортировка кубиков». | 1 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу: | 9 | |||||
Раздел 2. Учимся строить по схеме. | ||||||
1. | Тема. «Учимся строить по схеме». | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
2. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
3. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
4. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
5. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
6. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
7. | Тема. «Построение фигур по рисунку». | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | 0 |
8. | 1 | 0 | 0 | |||
9. | Тема. «Работа с координатной сеткой». | 1 | 0 | 0 | ||
10. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
11. | Тема. «Смена уровней». | 1 | 0 | 0 | ||
12. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
13. | Тема. «Вертикальные фигуры». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
14. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
15. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
16. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
17. | Тема. «Свободное конструирование по замыслу». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
18. | 1 | 0 | 0 | |||
Итого по разделу: | 18 | 3 | 14,5 | 0 | ||
Раздел 3. Создание фигур по основным параметрам. | ||||||
1. | Тема. «Создание фигур по основным параметрам». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
2. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
3. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
4. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
5. | Тема. «Создание фигур по геометрическим параметрам». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
6. | 1 | 0 | 0 | |||
7. | 1 | 0 | 0 | |||
8. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
9. | Тема. «Создание фигур по заданному контуру». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
10. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
11. | 1 | 0 | 0 | |||
12. | 1 | 0 | 0,5 | 0,5 | 0 | |
13. | Тема. «Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
14. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
15. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
16. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
17. | Тема. «Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
18. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
19. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
20. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
21. | Тема. «Создание фигур по собственному замыслу». | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
22. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
23. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
24. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
25. | Тема. «Создание фигур по собственному замыслу». | 1 | 0 | 0 | ||
26. | 1 | 0 | 0 | |||
27. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
28. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
29. | Тема. «Соревнования». | 1 | 0 | 0 | ||
30. | 1 | 0 | 0 | |||
31. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
32. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
33. | Тема. «Опыты с ускорением шарика». | 1 | 0 | 0 | ||
34. | 1 | 0 | 0 | |||
35. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
36. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
Итого по разделу: | 36 | 3 | 29 | 2 | 2 | |
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Знакомство с «CUBORO» (первый год обучения).
Тема 1. «Знакомство с «CUBORO». Теория: знакомство с правилами работы. Беседа по презентации «История конструктора «CUBORO». |
Тема 2. Классификация «Обследование отверстий». Теория: обследование кубиков и отверстий на них. Практика: спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. Игра «Отгадай». |
Тема#1047;накомство с нумерацией «CUBORO». Теория: объяснение «Номер кубиков». Практика: игра «Найди такой же». Игра «Определи на ощупь номер кубика». |
Тема 4. «Знакомство со схематическим изображением кубиков». Теория: объяснение «Схематическое изображение кубиков, различия постройки». Практика: игра «Угадай кубик». |
Тема 5. «Знакомство со схематическим изображением кубиков». Практика: игра «Угадай кубик». Построй по схеме «Дорожка змейкой», «Круговая дорожка». |
Тема 6. «Знакомство со схематическим изображением кубиков». Индивидуальная работа: игра « Мы строители» - дорожка разными способами по собственному замыслу, поворот, разворот. |
Тема 7. «Классификация и сортировка кубиков». Практика: игра «Найди кубик» - прямой желоб, прямой туннель, изогнутый желоб, изогнутый туннель. Игра «Построй дорожку для колобка». |
Тема 8. «Классификация и сортировка кубиков». Практика: игра «Найди кубики со сбрасывающими туннелями». Индивидуальная работа: игра «Строим тоннели». |
Тема 9. «Классификация и сортировка кубиков». Практика: игра «Найди кубики со сбрасывающими туннелями». Игра «Строим башню для шарика». |
Раздел 2. Учимся строить по схеме (второй год обучения).
Тема 1. «Учимся строить по схеме». Теория: беседа с презентацией «Давайте знакомиться - графическое изображение кубиков». |
Тема 2. «Учимся строить по схеме». Практика: подбор кубиков из конструктора согласно схеме. Игра «Выложи цифру или букву». |
Тема 3. «Учимся строить по схеме». Практика: подбор кубиков из конструктора согласно схеме. Игра «Построй лабиринт для колобка». |
Тема 4. «Учимся строить по схеме». Практика: графическое изображение кубиков. |
Тема 5. «Учимся строить по схеме». Практика: игра «Составим цифры из кубиков». |
Тема 6. «Учимся строить по схеме». Практика: игра «Угадай кубик». |
Тема 7. «Построение фигур по рисунку Теория: знакомство с координационной сеткой. Практика: изображение фигуры на координатной сетке. |
Тема 8. «Построение фигур по рисунку». Теория: знакомство с координационной сеткой. Практика: игра «Построй дорожку для колобка». |
Тема 9. «Работа с координатной сеткой». Теория: знакомство с координатной сеткой. Практика: игра «Поставь кубик куда скажу». |
Тема 10. «Работа с координатной сеткой». Практика: игра «Построй по рисунку дорогу для колобка». |
Тема 11. «Смена уровней». Теория: объяснение «Уровни конструкции». Практика: игра «Построй лабиринт для колобка». |
Тема 12. «Смена уровней». Практика: графическое изображение кубиков. |
Тема 13. «Вертикальные фигуры». Практика: показ «Сооружение постройки с перекрытием в определенной последовательности». Игра «Составим цифры из кубиков». |
Тема 14. «Вертикальные фигуры». Практика: показ «Сооружение постройки с перекрытием в определенной последовательности». Игра «Собери уровень». |
Тема 15. «Вертикальные фигуры». Практика: игра «Поставь кубик куда скажу»- ориентация на координатной сетке. |
Тема 16. «Вертикальные фигуры». Практика: игра «Построй по рисунку дорогу для колобка» - строительство конструкций по схематическому рисунку на координатной сетке. |
Тема 17. Свободное конструирование по замыслу. Практика: изображение фигуры на координатной сетке. |
Тема 18. Свободное конструирование по замыслу. Практика: игра «Построй дорожку для колобка». |
Раздел 3 «Создание фигур по основным параметрам» (третий год обучения).
Тема 1. «Создание фигур по основным параметрам». Практика: наглядный показ построения конструкции, и определение количества кубиков с двойным касанием. |
Тема 2. «Создание фигур по основным параметрам». Практика: плавное и неплавное движение шарика по дорожке. Игра «Построй туннель». |
Тема 3. «Создание фигур по основным параметрам». Практика: плавное и неплавное движение шарика по дорожке. Построение конструкции, определение количества кубиков с двойным касанием. |
Тема 4. «Создание фигур по основным параметрам». Практика: игра «Построй тоннель». Плавное и неплавное движение шарика по дорожке. |
Тема 5. «Создание фигур по геометрическим параметрам». Практика: показ - построение конструкции, определение количества кубиков с тройным касанием. Создание дорожек с помощью кубиков с прямым желобом. |
Тема 6. «Создание фигур по геометрическим параметрам». Практика: игра «Построй тоннель». Плавное и неплавное движение шарика по дорожке. Индивидуальная работа: создание дорожек с помощью кубиков с изогнутым желобом. |
Тема 7. «Создание фигур по геометрическим параметрам». Практика: построение конструкции, определение количества кубиков с тройным касанием. Симметрия поверхностей и контуров фигур. Индивидуальная работа: создание дорожек с помощью кубиков с изогнутым желобом. |
Тема 8. «Создание фигур по геометрическим параметрам». Практика: игра «Построй тоннель». Плавное и неплавное движение шарика по дорожке. |
Тема 9. «Создание фигур по заданному контуру». Практика: показ «Создание фигур по заданному контуру». Игра «Построй конструкцию, не выходя за контур»- работа с координатной сеткой. |
Тема 10. «Создание фигур по заданному контуру». Практика: показ «Создание фигур по заданному контуру». Игра «Построй конструкцию, не выходя за контур»- работа с координатной сеткой. Строительство уровня из заданного набора кубиков. |
Тема 11. «Создание фигур по заданному контуру». Практика: игра «Построй конструкцию, не выходя за контур»- работа с координатной сеткой. Индивидуальная работа: строительство уровня из заданного набора кубиков. |
Тема 12. «Создание фигур по заданному контуру». Практика: игра «Построй конструкцию, не выходя за контур»- работа с координатной сеткой. Индивидуальная работа: строительство уровня из заданного набора кубиков. |
Тема ;Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: показ «Изменение направления движения шарика с ускорением». Строительство конструкции из 16 кубиков с одним двойным касанием. |
Тема ;Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: показ «Изменение направления движения шарика с ускорением». Строительство конструкции из 20 кубиков с одним двойным касанием. |
Тема ;Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: строительство уровня из заданного набора кубиков. |
Тема ;Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: строительство уровня из заданного набора кубиков. |
Тема ;Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: показ «Увеличение числа кубиков на каждом уровне». Строительство конструкции по схеме и добавление уровня. |
Тема 18. «Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: показ «Увеличение числа кубиков на каждом уровне». Строительство конструкции по схеме и добавление уровня. |
Тема 19. «Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: строительство конструкции из 28 кубиков с одним тройным касанием. |
Тема 20. «Экспериментируем с направлением движения, временем и набором». Практика: строительство конструкции из 28 кубиков с одним тройным касанием. |
Тема 21. «Создание фигур по собственному замыслу». Практика: создание фигур по собственному замыслу, используя один кубик несколько раз. |
Тема 22. «Создание фигур по собственному замыслу». Практика: создание фигур по собственному замыслу, используя один кубик несколько раз. |
Тема 23. «Создание фигур по собственному замыслу». Практика: создание фигур по собственному замыслу, используя один кубик несколько раз. |
Тема 24. «Создание фигур по собственному замыслу». Практика: игра «Построй конструкцию с самым длинным путём движения шарика». |
Тема 25. «Создание фигур по собственному замыслу». Теория: объяснение «Составление плана по построению фигуры». Практика: игра «Построй конструкцию с самым длинным путём движения шарика». |
Тема 26. «Создание фигур по собственному замыслу». Теория: объяснение «Составление плана по построению фигуры». Практика: игра «Построй конструкцию с самым длинным путём движения шарика». |
Тема 27. «Создание фигур по собственному замыслу». Практика: игра «Построй конструкцию с самым длинным путём движения шарика». |
Тема 28. «Создание фигур по собственному замыслу». Практика: игра «Построй конструкцию с самым длинным путём движения шарика». |
Тема 29. «Соревнования». Теория: объяснение «Правила соревнований». Практика: строительство конструкции с наибольшей длиной дорожки, высотой не менее 5 уровней. |
Тема 30. «Соревнования» Теория: объяснение «Правила соревнований». Практика: строительство конструкции с наибольшей длиной дорожки, высотой не менее 5 уровней. |
Тема 31. «Соревнования». Практика: строительство дорожки с максимальным количеством касаний, в которой количество поворотов равно количеству тоннелей. |
Тема 32. «Соревнования». Практика: строительство дорожки с максимальным количеством касаний, в которой количество поворотов равно количеству тоннелей. |
Тема 33. «Опыты с ускорением шарика». Теория: объяснение «Движение по наклонной плоскости. Наилучшее ускорение». Практика: спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. |
Тема 34. «Опыты с ускорением шарика». Теория: объяснение «Движение по наклонной плоскости. Наилучшее ускорение». Практика: спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. |
Тема 35. «Опыты с ускорением шарика». Практика: спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. |
Тема 36. «Опыты с ускорением шарика». Практика: спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. |
Календарный учебный график.
Первый год обучения: дети 4-5 лет – 9 занятий (1 раз в месяц)
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||
Недели обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | |
Количество часов | Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
П. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И.р. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
Объём на уч. год | 9 учебных часов (где промежуточной аттестации) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Второй год обучения: дети 5-6 лет – 18 занятий (1 раз в 2 недели)
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||
Недели обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | |
Количество часов | Т. | 1 | 0. 5 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
П. | 0. 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
И.р. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||
Объём на уч. год | 18 учебных часов (где промежуточной аттестации) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третий год обучения: дети 6-7 лет – 36 занятий (1 раз в неделю).
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||
Недели обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | |
Количество часов | Т. | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | |||||||||||||||||||||||||
П. | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 1 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | |||||||||||
И.р. | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | 0. 5 | ||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация. | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
Объём на уч. год | 36 учебных часов (где 2 часа промежуточной аттестации) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплекс организационно-педагогических условий.
Программу дополнительного образования реализует воспитатель 1 квалификационной категории. Педагогический стаж работы 17 лет.
Занятия по программе организуются в просторной групповой комнате, с хорошей вентиляцией.
Для организации рабочего места, в наличии имеются столы и стулья, которые соответствуют количеству и росту детей. В наличии имеются 8 наборов конструктора «CUBORO». Наборы конструктора хранятся рядом на полке в доступном месте.
Работу организует воспитатель с подгруппой детей во второй половине дня.
Социальное партнёрство:
- взаимодействие с социумом (участие в конкурсах);
- взаимодействие с семьями детей (в дни открытых дверей);
- педагогами (на открытых занятиях и педагогических мастерских).
Формы методы обучения и воспитания:
- конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видео-просмотр, инструкции, схемы);
- практический (составление программ, сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Технологии обучения:
- STEM- технология;
- технология проблемного обучения.
Категория детей: дети групп общеразвивающей направленности 5-7 лет.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая, 4-6 человек;
- индивидуальная.
Алгоритм организации занятий.
Структура занятия:
1. Организационный момент: приветствие, создание эмоционального настроя, проверка готовности к занятию.
2. Мотивация: проблемная ситуация, сюрпризный момент, беседа, игра.
3. Объяснение нового материала: демонстрация, показ, объяснение алгоритма работы, повторение техники безопасности работы с «CUBORO».
4. Практическая работа детей: самостоятельная деятельность, работа в группах, индивидуальная работа.
5. Анализ и рефлексия: обсуждение работ, обмен впечатлениями, самооценка.
6. Подведение итогов: похвала, награждение.
Материалы, инструменты и оборудование, используемые на занятиях:
- наборы кубиков «CUBORO» (по количеству детей)
- карточки с заданиями (по каждой теме)
- бланки с координатной сеткой
- наглядно - методический материал.
Формы аттестации:
- Карты наблюдения за ребенком в процессе игровой деятельности с «CUBORO».
- Диагностическая карта «Уровни сформированности инженерного мышления дошкольника».
Критерии | Показатели | Уровни | ||
Оптимальный | Достаточный | Недостаточный | ||
Желание конструировать | Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста | Выбирает конструирование первым из предложенных видов деятельности | Выбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности | Выбирает конструирование третьим из предложенных видов деятельности |
Умение конструировать | -реакция на задание; -результат деятельности; -выбор материалов; оригинальность | В продукте деятельности отражены все показатели продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражена половина показателей продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражено мало показателей продуктов детского творчества |
Уровень сформированности образовательных способностей | Развитие конструктивных математических, логических способностей | Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно | Нуждается в помощи, допускает много ошибок | Не отвечает, делает всё неправильно, часто ошибается |
Список литературы:
1. Методическое пособие «CUBORO – Думай креативно». Содержит: методическое пособие, карточки с заданиями и примерами.
2. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.
Парамонова Л.А. 2002г.
4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М.: Издательство Академия 2002г.
5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов 2013г.
6. Методическое пособие «CUBORO» часть 1 «Основные принципы и планы строительства».
7. Методическое пособие «CUBORO» часть 2 «Технологические карты строительства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Умка» Интерактивная доска .Возраст обучающихся: 6 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Умка» Интерактивная доска .Возраст обучающихся: 6 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В мире QBRIX» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развива...

