Кружковая деятельность "Логические блоки Дьенеша"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Кружковая работа в средней группе
«Логические блоки Дьенеша»
Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем
Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Цель: Развивать интеллектуальные способности детей через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи
- знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
- способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
- помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
- развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить .
- способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.
Ожидаемый результат:
К концу года дети могут: группировать предметы по цвету, размеру, форме; при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше, столько же; различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму; уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.
Режим и организационные моменты:
Программа представляет собой систему игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша. Все занятия построены в занимательной игровой форме. Количество занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: для детей 4 - 5 лет – 20 минут.
Основная форма занятий подгрупповая. Диагностический анализ проводится 2 раза в год (начальный - сентябрь; итоговый - май). Методы диагностики: наблюдения, беседа.
Занятия кружка
1 Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Нужно выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
- Найти все фигуры такого же цвета, как на образце (покажите, например, желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.)
- Попросите ребенка дать мишке все синие фигуры, а зайчику – желтые, а мышке – красные, затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
- Попросите ребенка определить любую фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.
Подвижная игра «Мы ребята смелые»
2 Игра «Найди»
Цель: Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.
3 Игра «Чудесный мешочек»
Цель: находит геометрические фигуры, узнает форму.
4 Игра «Что изменилось»
Цель: замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения.
5 Игра « Найди не такую»
Цель: выделяет существенные признаки, называет их.
6 Игра «Рассели жильцов»
Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.
7 Игра «Продолжи ряд»
Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.
8 Игра «Собери бусы»
Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.
9 Игра «Цепочка»
Цель: анализирует, выделяет свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку.
10 Игра «Алгоритм»
(для индивидуальной работы с детьми)
Цель: называет геометрические фигуры, размещает блоки в определенной последовательности. Читает карточки – символы.
11. Игра «Найди пару»
Цель: называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину.
12. Игра «Второй ряд»
Цель: выкладывает по образцу, объясняет последовательность действий. Находит закономерности в ряду, делает выводы.
13. Игра «Поможем Золушке»
Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.
14. Игра «Украсим елку бусами»
Цель: выявляет и абстрагирует свойства предмета. «Читает схему».
15. Игра «Клад»
Цель: классифицирует по признаку (цвет – цвет), выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком.
16. Игра «Один обруч»
Цель: умеет разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
17. Игра «Угощение для зайчат»
Цель: обобщает свойства предметов, называет их. Использует карточки – символы. Подбирает предмет в соответствии с карточкой, обосновывает в речи свой выбор.
18. Игра «Улитка»
Цель: классифицирует блоки по двум признакам (цвет и форма). Отражает в речи цвет, форму предмета.
19. Игра «Домино»
Цель: сравнивает свойства предмета, действует на основе выделенных свойств.
20. Игра «Два обруча»
Цель: использует знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах.
21. Игра «Художники»
Цель: анализирует и сравнивает свойства предмета, использует их в творческой деятельности.
22. Игра «Лабиринт»
Цель: «читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких.
23. Игра «На свою веточку»
Цель: определяет свойства блоков по карточкам, называет их. Анализирует, выделяет свойства фигур. Классифицирует фигуры по нескольким признаком.
24. Игра «У кого в гостях Котенок и щенок»
Цель: анализирует, обобщает свойства предмета, использует их для решения игровой задачи.
25. Игра «Помоги пчелкам»
Цель: называет свойства предмета.
26. Игра «Гусеница»
Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, величину.
27. Игра «Волшебное дерево»
Цель: классифицирует блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделяет основные признаки.
28. Игра «Паровозики»
Цель: классифицирует блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;
29. Игра «Этажи»
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
30. Игра «Магазин»
Цель: выделяет и абстрагирует свойства предмета, сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
31. Игра «Найди цветок»
Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы по заданным свойствам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая деятельность по теме: "Математическая Знайка" (игры с блоками Дьенеша)
моя кружковая деятельность...

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе
Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...
Конспект по кружковой работе с блоками Дьенеша в средней группе "Поездка на кондитерскую фабрику"
Данный материал используется для кружковой работы с блоками Дьенеша в средней группе....

Кружковая работа :"Смышленые игры с блоками Дьенеша"
Цель: обеспечение математического развития детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с блоками Дьенеша....

«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Кружковая работа "Умняшки" (блоки Дьенеша)
Данный материал представляет собой отчет по работе кружка "Умняшки" в старшей группе детского сада за учебный год.Кружок проводится в рамках учебного курса Н.И. Захаровой "Играем с логи...
