Кружковая деятельность "Логические блоки Дьенеша"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Наталия Владимировна Наталенко

Кружковая работа в средней группе

«Логические блоки Дьенеша»

 

Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем

Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Цель: Развивать интеллектуальные способности детей через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи

  • знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
  • способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
  • развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить .
  • способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.

Ожидаемый результат:

К концу года дети могут: группировать предметы по цвету, размеру, форме; при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше, столько же; различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму; уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.

Режим и организационные моменты:

Программа представляет собой систему игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша. Все занятия построены в занимательной игровой форме. Количество занятий – 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: для детей 4 - 5 лет – 20 минут.

Основная форма занятий подгрупповая. Диагностический анализ проводится 2 раза в год (начальный - сентябрь; итоговый - май). Методы диагностики: наблюдения, беседа.

Занятия кружка

1       Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Нужно выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

- Найти все фигуры такого же цвета, как на образце (покажите, например, желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.)

- Попросите ребенка дать мишке все синие фигуры, а зайчику – желтые, а мышке – красные, затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

- Попросите ребенка определить любую фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Подвижная игра «Мы ребята смелые»

2       Игра «Найди»

Цель: Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.

3       Игра «Чудесный мешочек»

Цель: находит геометрические фигуры, узнает форму.

 4      Игра «Что изменилось»

Цель: замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения.

5       Игра « Найди не такую»

Цель: выделяет существенные признаки, называет их.

6       Игра «Рассели жильцов»

Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.

 

7       Игра «Продолжи ряд»

Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.

8       Игра «Собери бусы»

Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.

9       Игра «Цепочка»

Цель: анализирует, выделяет свойства фигур, находит фигуру по заданному признаку.

10     Игра «Алгоритм»

(для индивидуальной работы с детьми)

Цель: называет геометрические фигуры, размещает блоки в определенной последовательности. Читает карточки – символы.

11. Игра «Найди пару»

Цель: называет геометрические фигуры, цвет, величину, толщину.

12. Игра «Второй ряд»

Цель: выкладывает по образцу, объясняет последовательность действий. Находит закономерности в ряду, делает выводы.

13. Игра «Поможем Золушке»

Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.

14. Игра «Украсим елку бусами»

Цель: выявляет и абстрагирует свойства предмета. «Читает схему».

15. Игра «Клад»

Цель: классифицирует по признаку (цвет – цвет), выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком.

16. Игра «Один обруч»

Цель: умеет разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

17. Игра «Угощение для зайчат»

Цель: обобщает свойства предметов, называет их. Использует карточки – символы. Подбирает предмет в соответствии с    карточкой, обосновывает в речи свой выбор.

 

18. Игра «Улитка»

Цель: классифицирует блоки  по двум признакам (цвет и форма). Отражает в речи цвет, форму предмета.

19. Игра «Домино»

Цель: сравнивает свойства предмета, действует на основе выделенных свойств.

20. Игра «Два обруча»

Цель: использует знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах.

21. Игра «Художники»

Цель: анализирует и сравнивает свойства предмета, использует их в творческой деятельности.

22. Игра «Лабиринт»

Цель: «читает» карточки – символы. Выбирает необходимый блок из нескольких.

23. Игра «На свою веточку»

Цель: определяет свойства блоков по карточкам, называет их. Анализирует, выделяет свойства фигур. Классифицирует фигуры по нескольким признаком.

24. Игра «У кого в гостях Котенок и щенок»

Цель: анализирует, обобщает свойства предмета, использует их для решения игровой задачи.

25. Игра «Помоги пчелкам»

Цель: называет свойства предмета.

26. Игра «Гусеница»

Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, величину.

27. Игра «Волшебное дерево»

Цель: классифицирует блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделяет основные признаки.

28. Игра «Паровозики»

Цель: классифицирует блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;

29. Игра «Этажи»

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

30. Игра «Магазин»

Цель: выделяет и абстрагирует свойства предмета, сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

31. Игра «Найди цветок»

Цель: выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер. Сравнивает предметы по заданным свойствам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе

Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...

Конспект по кружковой работе с блоками Дьенеша в средней группе "Поездка на кондитерскую фабрику"

Данный материал используется для кружковой работы с блоками Дьенеша в средней группе....

Кружковая работа :"Смышленые игры с блоками Дьенеша"

Цель: обеспечение математического развития детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с блоками Дьенеша....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Кружковая работа "Умняшки" (блоки Дьенеша)

Данный материал представляет собой отчет по работе кружка "Умняшки" в старшей группе детского сада за учебный год.Кружок проводится в рамках учебного курса Н.И. Захаровой "Играем с логи...