Практическое применение телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Юлия Викторовна Рыбалко

 

          

          Считаю эффективным включение  в процесс моей коррекционной работы с детьми  предложенные  элементы  технологии телесно - ориентированного обучения детей, целью которого является изменение речевых дисфункций воспитанников с помощью ориентированных на тело методических приемов.

           

 

            

      

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybalko_yu.v._mdoau_no1.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое применение телесно - ориентированных методов в  коррекционной работе с детьми  старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рыбалко Юлия Викторовна, воспитатель группы компенсирующей направленности, МДОАУ №1, г. Новокубанск

           Работая в группе компенсирующей направленности в течение шести лет, часто сталкиваюсь со следующими проблемами:

 - недостаточное развитие зрительного и слухового восприятия у детей с ОВЗ;

- слабая моторика пальцев рук и кисти, нарушения координации движений, пространственной ориентировки.

- некоторые  ребята не понимают инструкцию, быстро утомляются, другим трудно сосредоточиться на определенной деятельности, и, как следствие, они теряют интерес ней;

           Поэтому считаю эффективным вводить в коррекционную работу с детьми с ОВЗ инновационные технологии, которые позволяют повысить качество образовательной деятельности и делают занятия с воспитанниками более интересными и продуктивными.

           В процесс моей коррекционной работы с детьми были включены предложенные  нашим учителем - логопедом  элементы  технологии телесно - ориентированного обучения детей, целью которого является изменение речевых дисфункций воспитанников с помощью ориентированных на тело методических приемов.

           Они включают в себя биоэнергопластику,  использование су -джок массажеров в пальчиковой гимнастике, играх, упражнениях, графические диктанты, кинезиологические сказки и упражнения.

           Эффективным в коррекции речевых нарушений является сочетание невербальных и вербальных методов. То есть сочетание методов телесной терапии и методов логопедии. Такое сочетание осуществляется посредством синхронизации речи с движениями тела - движением пальцев ведущей руки.

               Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

            Биоэнергопластика - соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой .

        Применение данного метода эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

         Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

-  развивают мозолистое тело;

- повышают стрессоустойчивость;

- улучшают мыслительную деятельность;

- способствуют улучшению памяти и внимания;

- облегчают процесс чтения и письма;

- улучшают как настроение, так и самочувствие ребенка.

 Это упражнения типа «Кулак - ребро - ладонь», «Зайчик - колечко - цепочка», «Дом - ёжик - замок», «Зайчик - коза - вилка» и др.

               Су - джок - эффективный прием, который обеспечивает развитие познавательной, речевой, эмоционально - волевой сферы.

               В результате использования Су-Джок терапии:

- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

- развивается координация движений и мелкая моторика;

- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

              Упражнение "Обведи рисунок шариком по контуру" можно использовать в                   занятиях по рисованию. Ребёнок обводит контур изображения, и в результате зрительного и тактильного запоминания ему будет проще воспроизвести рисунок на листе бумаги уже кисточкой или карандашом.

             Массажные шарики можно использовать в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения (включение чистоговорок, скороговорок с определенным звуком).

             В своей работе я использую и массажные ковры : массаж стоп - прекрасная оздоравливающая процедура, а с добавлением стишков и чистоговорок, можно обыкновенную ходьбу по массажному ковру превратить в увлекательную игру.

            Неоценима польза логоритмических упражнений и подвижных речевых игр, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Проводятся такие игры в нашей группе ежедневно,  главной целью  которых является обучение детей  координации речи с движением.  Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей в коррекционной работе воспитателя компенсирующей группы.

             Графические диктанты очень любят ребята моей группы. Стараюсь подбирать интересные рисунки, а не просто схемы, так как мотивацией является конечный результат работы и дети стремятся правильно выполнить задание.

            Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся  более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

                  Использование в  моей работе методов и приемов телесно - ориентированной технологии служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые используются в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

               Систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

              Содержание и организационные формы занятий с использованием телесно-ориентированных техник определяются этапом работы и психологическим настроем детей. Количество, порядок и содержание игр не являются фиксированными и могут меняться.

               Таким образом, правильное и тесное взаимодействие с учителем - логопедом в  по применению телесно - ориентированных методов в  коррекционной работе с детьми позволяет достичь положительных результатов в коррекции речевых нарушений у воспитанников группы. Занятия  стали разнообразнее, ребята быстрее и с интересом включаются в педагогический процесс, имеются положительные результаты в развитии психических и речевых  функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

   Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...

Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....

Презентация "Использование приемов телесно – ориентированной терапии в работе с детьми раннего возраста"

Мой опыт работы по использованию приемов телесно – ориентированной терапии в работе с детьми раннего возраста...

Методичка для воспитателей на тему: «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеюще...

«Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Телесно-ориентированные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по соб...

Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно- ориентированное воспитание &ndash...