Методичка для воспитателей на тему: «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Марчук Наталия Дмитриевна

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. 

 В федеральном государственном образовательном стандарте для успешной реализации Программы определены следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1.):

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализовать эти условия помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

 

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация учебного процесса;
  • ребёнок,
  • педагог;
  • результат деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/С «Белоснежка»

Методическая разработка для воспитателей на тему:

«Применение личностно-ориентированной технологии

в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

     Марчук Наталия Дмитриевна

г.Новый Уренгой

2020 г.

             Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.  В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

            В федеральном государственном образовательном стандарте для успешной реализации Программы определены следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1.):

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализовать эти условия помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация учебного процесса;
  • ребёнок,
  • педагог;
  • результат деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. В чём же различие личностно — ориентированного общения  от традиционного?

1. Целеполагание. Цель — развитие ребёнка, создание таких условий, чтобы при  каждом общении  формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ребёнок , опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура —ребёнок. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ребёнка . Ребёнок является субъектом деятельности воспитателя. Деятельность идёт не отвоспитателя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения  «воспитатель— ребёнок». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей ребёнка  , включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Какие же существуют личностно-центрированные технологии?

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому наша педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т.д;

- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывать их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушать детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаться рядом или брать его на колени;

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя.

Содержание предлагаемых упражнений поможет педагогам осознать и прочувствовать смысл таких способов общения, как «понимание», «приятие» и «признание» личности ребенка,важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Упражнение «Я радуюсь, когда…»

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Задание – замените негативные установки на позитивные.

 

Негативные установки

 

Чувства детей

Позитивные установки

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

 

"Будь собой, у каждого 

в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

 

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Вот дурашка,

всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

 

"Молодец, что делишься

с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

 

"А ты как думаешь?".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. 

 

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

 

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

 

Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист

и аккуратен!"

"Девчонки все они капризули!"

"Все мальчики забияки и драчуны!"

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны,

но в то же время ни один не похож на другого".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с взрослыми, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.     

 

"Иди ко мне,

давай во всём разберёмся вместе!"

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, повышенное психоэмоциональное напряжение.

 

"Давай, я тебе помогу!"

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Упражнение "Я тебя понимаю"

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

«Сделаем по кругу подарок друг другу»

Цель: развитие чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен".

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Задание: Произнесите скороговорку «Купила бабуся бусы Марусе», отвечая на вопросы.

Кто купил бусы?

Кому купили бусы?

Бусы Марусе сделали?

Что купила бабуся Марусе?

Произнесите фразу: Пришла в различной речевой ситуации:

Педагоги собрались на консультацию. Все в сборе, кроме Люды. Все ждут, консультация не начинается. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.

Вы с друзьями собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.

Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Произнося фразу «Миша умеет танцевать»

 - удивите;

 - огорчите;

 - иронизируйте;

 - восхитите;

 - разгневайте;

 - констатируйте факт.

Упражнение «Звезда»

Цель: осознание способа общения «понимание».

Материалы: небольшое зеркало, изображение двойной пятиконечной звезды, ручка.

Ход: Глядя на изображение звезды через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Когда все закончат упражнение необходимо обсудить ощущения и мысли педагогов в процессе выполнения задания.

Комментарии к упражнению: от ребенка нельзя требовать того, что он в силу своих возможностей не в состоянии сделать. Следует обратить внимание, что педагоги при выполнении задания часто восклицают, разговаривают, комментируют свои действия, что является нормальным. От детей же на занятиях они часто требуют тишины. Дети сдерживают свои реакции, и это приводит к накоплению у них напряжения.

Упражнение «Подкрепление»

Цель: осознание способа общения «приятие».

Материалы: любой предмет, который можно переместить в пространстве.

Ход: Двое участников выходят за дверь. Остальным участникам нужно задумать предмет, из находящихся в помещении, и место, на которое его необходимо будет перенести. Ни предмет, ни место нельзя называть напрямую. Группе также дается задание: одному игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (критиковать), а другому — положительное (использовать слова поддержки).

Затем приглашаются активные участники, и им дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место, задавая наводящие вопросы. Отвечая на вопросы участников, группа дает одному положительное подкрепление, а другому отрицательное.

По окончании упражнения обсудить, какие чувства у участников вызвала реакция группы, какие выводы можно сделать из этого упражнения.

Комментарии к упражнению: Психологическая поддержка — это способ выражения приятия. С отрицательными подкреплениями первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку негативные оценки выдаются на протяжении всего периода его пребывания в детском саду и у него может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Упражнение «Самопознание»

Цель: осознание способа общения «признание».

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».

Ход: Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». В начале психолог спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос: — Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?

Далее группа составляет слова из букв. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Когда упражнение будет выполнено необходимо обсудить: все ли участвовали в составлении слов, были ли «выпадающие» и как они себя чувствовали, в какой форме проходило составление слов (просьба, совместное решение).

Комментарии к упражнению: необходимо учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

Упражнение «Мой день»

Цель: настрой на сохранение своего здоровья.

Материал: лист бумаги (можно использовать цветные стикеры).

Ход: Педагогам на чистом листе бумаги необходимо написать, что они сделали вчера, чтобы поддержать свое здоровье.

Комментарии к упражнению: педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру его здоровья, прежде всего, сам должен заботиться о своем здоровье. Подвести к тому, что если кто-то не смог ничего написать на листе, то значит, он мало заботится о себе и своем физическом и психологическом здоровье. Следует обратить на это внимание.

Упражнение «Подарок»

Занятие заканчивается упражнением «Подарок». Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

Заключительная часть.

Задание «Дерево рефлексии»

По окончании консультации педагоги прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – мероприятие прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворены мероприятием.

          Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников в процессе использования технологий личностно-ориентированного взаимодействия (ориентированных технологий) способствует созданию в ДОУ личностно-ориентированной образовательной среды, формированию сообщества воспитывающих взрослых, потребности в непрерывном социально-личностном развитии детей и взрослых.

Используемая литература:

1. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности // «Школьный психолог». – 2003. - № 22.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком» - Изд.: РЕЧЬ. - С. –П., 2008.

3. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность и практичность применения СКАЗКИ в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

В статье освещена проблема, актуальность и практическое использование сказки и сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста для формирования и развития морально-нравственной сферы личности....

применение элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Применение творческих средств в работе с детьми: «СКАЗКОТЕРАПИЯ»....

«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формы, методы, технологии  работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»     В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических ус...

Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО

В ФГОС  дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьм...