Проект "Умные пальчики"
проект по коррекционной педагогике

Проект по развитию мелкой моторики рук с использованием Су-Джок терапии

(для детей младшего дошкольного возраста)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umnye_palchiki.docx442.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им. Оруджева, д.  29/1, тел./факс: 8 (3499)52-20-26,E-mail:belosnezhka-ds@mail.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

«Умные пальчики»

Проект

по развитию мелкой моторики рук с использованием Су-Джок терапии

(для детей младшего дошкольного возраста)

Разработчик:

Лютая Н.П., учитель-логопед

г. Надым, 2020 г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.

Введение

 Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития,а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и, во-вторых, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.Одно из направлений педагогической деятельности в рамках проекта «Умные пальчики» - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.  

Проблема

В ходе обследования детей старшего дошкольного возраста обнаружилось, что у  большинства из них  недостаточно развиты кисти рук, слабо развита как общая, так и мелкая моторика рук, что отрицательно сказывается на развитие речи, так, как существует взаимосвязь между развитием тонких движений пальцев рук и речевым, интеллектуальным развитием ребенка.

Актуальность

В последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Характер речевых патологий часто имеет комбинированную форму, когда одновременно нарушается речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера. Возникает необходимость в комплексном преодолении речевых нарушений, наряду с традиционными методами и приемами использовать нетрадиционные технологии. Су-джок терапия – одна из них. Это  - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. («Су» по-корейски — кисть, «Джок» — стопа.)Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Новизна: данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991). 

Цель проекта: укрепление мышц и развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием Су-Джок терапии.

Задачи проекта:

-развивать  мелкую моторику пальцев рук детей, речевых способностей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;

-способствовать развитию внимания, памяти, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук;

- повысить уровень компетентности  родителей в развитии мелкой моторики рук с использованием Су-Джок терапии;

- воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга

Предполагаемые риски:

-количество детей с речевыми нарушениями не уменьшилось (по медицинским показателям);

-возможное нежелание детей выполнять знакомые упражнения с использованием шариков «Су-Джок»;

-возможная дезорганизация совместной образовательной деятельности с детьми из-за частых падений шариков, их «колючести».

Гипотеза проекта:  

Использование  Су-Джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно,  и,  возможно сократятся сроки коррекционной работы. 

Реферативная часть

       Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак ЧжэВу. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Формы взаимодействия  педагогов с родителями

Содержание работы

Срок

Ответственные

  1. Анкетирование родителей.
  2. Создание буклетов для родителей «Пальчики играют-речь нам развивают».
  3. Консультация «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений».
  4. Индивидуальные консультации по применению Су-Джок терапии в домашних условиях.
  5. Мастер-класс «Наш дружок – Су-Джок»

Воспитатели, учитель-логопед

Формы взаимодействия с педагогами ДОУ

Содержание работы

Срок

Ответственные

  1. Мастер-класс «Шариками играем – речь развиваем».
  2. Семинар-практикум «Су-Джок терапия».
  3. Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су-Джок терапия с детьми дошкольного возраста
  4. Консультация «Внедрение Су-Джок терапии в образовательный процесс ДОУ»

Воспитатели, учитель-логопед

Формы взаимодействия с детьми

Содержание работы

Срок

Ответственные

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Рассказывание сказок.
  3. Заучивание стихотворений.
  4. Совершенствование навыков пространственной ориентации
  5. Совершенствование лексико-грамматических категорий.
  6. Совершенствование навыков употребления предлогов.

Воспитатели, учитель-логопед

Предполагаемый результат:

Дети:

-дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

-увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;

-дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

-у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

-стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

-получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Продукт проекта:

-картотека пальчиковых игр с пружинкой Су-Джок;

-картотека упражнений с шариками Су-Джок по лексическим темам;

-картотека стихотворений для автоматизации звуков с применением Су-Джок терапии «Приключения ежика»;

-консультации для педагогов «Внедрение Су-Джок терапии в образовательный процесс ДОУ»;

-конспект НОД «Играем с Гномом».

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Содержание работы

Срок

Ответственные

  1. Изучение методики «Су-Джок».
  2. Создание условий для внедрения метода «Су-Джок» терапии:

-подбор материала для внедрения данного метода.

- приобретение шариков «Су-Джок»

Воспитатели, учитель-логопед

  1. Основной этап

Совместная деятельность                      с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

  1. Обучение детей элементам массажа шариками Су-Джок.
  2. Массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов.
  3. Самомассаж шариками Су-Джок для развития мелкой моторики.

Использование упражнений и массажа:

- в непосредственно-образовательной деятельности, как физминутки;

-перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз;

1.Индивидуальные консультации по применению Су-Джок терапии в домашних условиях.

2. Консультация «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений».

1. Консультация для педагогов «Внедрение Су-Джок терапии в образовательный процесс ДОУ».

2. Картотека упражнений с шариками Су-Джок по лексическим темам.

3.Индивидуальные консультации.

  1. Завершающий этап

Содержание работы

Срок

Ответственные

  1. Подведение итогов работы.

-   анкетирование родителей,

-   сбор фотоматериалов.

  1. Презентация.
  2. Публикация проекта на сайте ДОУ.

Воспитатели, учитель-логопед

Заключение

Наблюдая и анализируя результаты работы наши педагоги отмечают, что при использовании Су-Джок терапии у детей повышается интерес к занятиям, происходит повышение словарного запаса, развитие мелкой моторики. Немаловажным является и повышение эмоционального фона занятия.

У детей повысилась речевая активность- это проявилось в  разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.

Предполагаемый риск активного использования шариков Су – Джок в  работе с детьми  не подтвердился. Дети с большим желанием выполняли упражнения с шариками и пружинками. В случае их отсутствия в совместной деятельности часто задавался вопрос: «А где же волшебные шарики?». Падений с каждым занятием становилось всё меньше и меньше, а на «колючесть» внимание обращалось только в самом начале реализации проекта.
Включение в деятельность детей элементов Су-Джок терапии способствовало созданию атмосферы эмоциональных положительных эмоций, доброжелательному настрою детей и педагогов. Следует отметить, что и сами педагоги, в системе вместе с детьми применяющие Су-Джок терапию, почувствовали благоприятное воздействие данного метода на организм.
Су-Джок способствовала координации движений и развитию мелкой моторики у детей, совершенствованию произвольного поведения, внимания, памяти, речи и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Высокая эффективность Су-Джок-терапии в том что:

- не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;

- безопасность использования многократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

- включение самомассажа в любую образовательную деятельность (физкультминутки);

 - легок в выполнении;

- проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей.

Эта здоровье сберегающая технология настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им можно пользоваться всю жизнь.

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимание педагогов, родителей, специалистов для работы по развитию мелкой моторики рук.

Учет возрастных особенностей.

Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

Перспективы развития проекта.

- Перспектива развития проекта заключается в работе по данному направлению на каждый возрастной период.

- Внедрение элементов Су-Джок терапии в непосредственно образовательную деятельность по подготовке к обучению грамоте, с целью достижения более высокого уровня готовности детей к обучению в школе

Способы трансляции опыта.

Распространение педагогического опыта по проекту планируется посредством:

-участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

-участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта.
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995

 5. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

6.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

7. Челышева А. А., Огородова И. С. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 552-554.

Приложение

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.

(памятка для педагогов)

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.D:\Логопед\су-джок терапия\picture_22_15_05_02_14.png

D:\Логопед\су-джок терапия\picture_29_13_31_01_14.png

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак ЧжеВу, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).

Приемы Су-Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом.  Помогает  стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и коррекции является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Предлагаем вам несколько игр с Су-Джок шарами и колечками.

Массаж Су-Джок шарами.

Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю».

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И  другой рукой начну.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

Пальчиковая игра «Черепаха».

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку.

Дети катают Су-Джок между ладоней

.

Пальчиковая игра «Ёжик».

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

Нам колючки показал,

А колючки тоже

на ежа похожи.

Дети катают Су-Джок между ладонями.

Массажные движения большого пальца.

Массажные движения безымянного пальца.

Массажные движения мизинца.

Дети катают Су-Джок между ладонями.

Пальчиковая игра «Ёжик».

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите,

Не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Пальчиковая игра «Капустка».

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем

Мы капустку жмем, жмем.

Ребром ладони стучим по шарику.

Подушечками пальцев трогаем шарик.

Потираем ладошками о шарик.

Сжимаем шарик в кулачке.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому, пальчику, начиная с большого.

Дети катают Су-Джок между ладоней.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять». Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

 Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Разгибать пальцы по одному.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

-С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Пальчиковая игра «Пальчики».

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Пальчиковая игра «Семья».

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Пальчиковая игра «Родные братья».

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на средний палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец.

Надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...