Воспитание и обучение слабовидящих детей.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Косач Анжелика Юрьевна

В процессе учебной деятельности дети с нарушениями зрения тоже испытывают серьёзные трудности. Так как зрение у слабовидящих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Нам необходимо было создать условия для работы воспитанника с ОВЗ на занятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание и обучение слабовидящих детей.

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться своим небольшим опытом работы в воспитании и обучении детей с ОВЗ. В общеразвивающей группе нашего детского сада появилась девочка с нарушением зрения: сейчас ей 3 года. Не имея никакого опыта и определенных знаний, пришлось обращаться за помощью к методической литературе, медицинскому работнику и конечно же, родителям воспитанницы. Папа у девочки инвалид детства по зрению. Была составлена Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей. Девочка  попала в новую незнакомую обстановку, сразу столкнулась с трудностями, так как плохо видела окружающее пространство, внешний облик людей и коллектив незнакомых детей. Именно поэтому необходима была адаптационная работа с ребенком. Нашу работу мы начали со знакомства с зонами группы: приемная, туалет, игровые зоны и другие. Рассказали об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, режиме дня. Работа проводилась в игровой форме, для того чтобы ребенок быстрее преодолел страх незнакомого пространства. С ней проводились специальные игры для знакомства с групповым пространством, например, «Найди игрушку». Воспитатель прятал игрушку в группе, в одном из её помещений. Ребенок искал ее.«Игрушка лежит в спальной комнате на кровати. Давайте найдем ее». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.). Можно так же загадать местоположение игрушки через функцию помещения («Там моют посуду»). Далее мы начали знакомить девочку со сверстниками и со взрослыми, которые будут их окружать. Обычно дети с глазной патологией испытывают страх перед общением, поэтому нужно научить их общаться, играть с другими детьми. Кроме того, детям, которые никогда до этого не имели опыта общения со сверстниками в детском саду, очень сложно принять и понять, что им придется играть, делиться и считаться с другими детьми, сложно привыкнуть к новому окружению, а тут еще будет новый режим дня. Поэтому поступление новой информации должно быть постепенным.

Нам пришлось столкнуться с проблемой отсутствия навыков самообслуживания и личной гигиены девочки. Она привыкла к постоянной родительской опеке, негативно отнеслась к деятельности, требующей усилий, не проявляла желания овладеть какими-либо приемами, практически не умела самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратной во время умывания, еды и на прогулке. На первых этапах мы использовали прием совместных действий, помогли девочке преодолеть беспомощность и научить справляться с непослушными вещами, сопровождаемых речевыми комментариями, объясняя, что не надо бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, расправлять вещи, развешивать на спинке стула. Слабовидящие дети  не всегда могут быть аккуратными при умывании. Непременно будет и расплесканная вода, и мокрая одежда. Постепенно стали учить ребенка навыку умывания: «Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку. Ребенку с патологией зрения необходимо удостовериться, действительно ли блюдо горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета. Мы объяснили детям, что их «копание» в тарелке неприятно для детей, сидящих с ними за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни взрослые, ни дети так не делают. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Мы предложили поиграть в игру «Что сегодня на обед?». Играли со всеми детьми, пробовали по запаху определить, какое блюдо приготовили в саду.

В процессе учебной деятельности дети с нарушениями зрения тоже испытывают серьёзные трудности. Так как зрение у слабовидящих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Нам необходимо было создать условия для работы воспитанника с ОВЗ на занятиях. Расположить ребенка ближе к воспитателю, обеспечить хорошую освещенность рабочего места, возможность расположить наглядный материал на уровне глаз и на доступном расстоянии. Во время занятий, особенно, где была большая нагрузка на зрение, индивидуально проводили физкультминутки для снятия напряжения, усталости, утомления и расслабления мышц глаз. (Моргать в течение 1-2 мин.; с напряжением закрывать на 3-5 сек. попеременно один и другой глаз.; В течение 10 сек. несколько раз сильно зажмуриться.; В течение 10 сек. менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз; Прикрыть ладонями глаза)

На занятиях используем различный иллюстративный материал, он должны быть знакомым, ярким, контрастным и насыщенным. Для того чтобы, ребенку было хорошо видно, мы увеличивали в полтора раза размеры картинок, используемых для демонстрации на занятии. Показ наглядных пособий сопровождаем четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Наиболее доступными и эффективными для детей со зрительными нарушениями ученые считают практически-действенные методы обучения и воспитания: изобразительная и художественная деятельность, ручной труд. Поэтому мы стараемся, как можно больше внимания уделить ребенку во время занятий по изодеятельности. Ручной труд предоставляет возможность решать многочисленные задачи: формировать у дошкольников представления о свойствах различных материалов, (бумаги, ткани, природных материалов, учит приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание и др.) и навыкам работы с ножницами, клеем и т. д. Слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре. Однако ограниченность жизненного опыта, суженный круг общения, отсутствие конкретных представлений вследствие его неполноценности в значительной степени затрудняют возникновение и развитие игр у слабовидящих детей. Одними из любимых игр девочки  стали игры «Определи величину», «Путешествие по комнате», «Каравай», «Собери картинку»,«Узнай по голосу», «Собери пирамидку», «Прокати мяч». В свободное время стараемся нанизывать бусы, строить из крупного конструктора или строительного материала, играть с прищепками. Для того, чтобы ребенок с нарушениями зрения передвигался безопасно в помещении детского сада, его постоянно сопровождает воспитатель.

Особую важность для нас приобретает правильная организация прогулки. За время прогулки ребенок должен хорошо отдохнуть, подвигаться и, в тоже время, поупражняться в использовании зрения и всех сохранных анализаторов. Девочка почти за год посещения детского учреждения довольно быстро адаптировалась к новым условиям, подружились со всеми детьми, с желанием приходит в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».

Комплект  состоит из 3 конспектов -  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...

Воспитание и обучение леворуких детей в детском саду

Воспитание и обучение леворуких детей в детском садуТитаренко Анастасия Александровнавоспитатель, МБДОУ г. Астрахани № 100 Ребёнок очень любопытен, и ему интересно то, что происходит вокруг, но и...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

«Нейропсихологический подход в воспитании и обучении современных детей»

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально  ассиметричных полушарий – левого и правого,каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходим...

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей»

Родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения, следует учитывать рекомендации по профилактике и преодолению трудностей , которые могут возникнуть в обучении  у  их детей....

"Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей"

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи.Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного вос...