Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Огирева Людмила Валентиновна

Комплект  состоит из 3 конспектов -  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми 4,5 года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1,2 вида»

Учебно - методический комплект

по разделу ознакомление с окружающим миром

программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста»

по теме «Транспорт».

Комплект  состоит из 3 конспектов-  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми 4,5 года обучения.

   

                                                                 

                                                                            Составила:  воспитатель  дошкольной группы

                                                                            детей с нарушением слуха  Огирева  Л.В.          

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников с нарушением слуха в группе 4- го года обучения.

Тема: «Транспорт».

Цель: развивать устную речь дошкольников с нарушением слуха, закреплять навык аналитического чтения, активизировать словарь детей.

Программные задачи:

  • закреплять названия транспортных средств, название обобщающего слова «транспорт»;
  • закреплять понятие о различных видах транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • закреплять название действий производимых различными видами транспорта (едет, летит, плывет);
  • обозначать словами свои действия;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения у детей друг к другу во время занятия.

Оборудование: таблички, картинки (транспорт), заготовки для наклеивания, альбомные листы бумаги на каждого ребёнка, наборное полотно, разрезные картинки, сундучок, клей, салфетки.

Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент, дидактическое упражнение «Сложи картинку и назови», дидактическое упражнение «Найди верно, что делает...?», физкультминутка, дидактическое упражнение «Наклей верно», итог.

Речевой материал: активный словарь - машина, автобус, поезд, лодка, пароход, самолёт, едет, плывёт, летит, белка, привет, пока; пассивный словарь - будем заниматься, будем говорить, читать, слушать, играть, по воде, по воздуху, по рельсам, по дороге, транспорт, наземный, воздушный, водный, клей, салфетка, возьми клей, наклеивай, намажь, я наклеиваю, я наклеил (а), что делает?, кто это?, назови, что мы делали?, мы играли, говорили, читали, слушали, занимались хорошо, молодец.

Ход занятия:

1. Организационный момент.  «Дружба начинается с улыбки».

Дети стоят около воспитателя полукругом. Педагог обращает внимание детей на сундучок, стоящий у него на столе. Показывает детям. Дети рассматривают его и просят открыть. ( Что там?) Воспитатель открывает и достаёт конверты с разрезными картинками.

2.  Дидактическое упражнение «Сложи картинку и назови».

Воспитатель спрашивает у детей, что это, предлагает собрать картинки и посмотреть, что получится у каждого. Педагог раздаёт конверты с картинками. Дети на ковре собирают картинки с изображением транспорта. Затем каждый ребёнок называет свою картинку устно-дактильно. (самолёт, пароход, автомобиль, поезд, автобус)

Воспитатель спрашивает детей как можно все картинки назвать одним словом. Дети отвечают. Если затрудняются, то педагог предлагает детям выбрать нужную табличку на наборном полотне (транспорт).

Педагог показывает детям поднос с картинками и говорит, что тут все картинки перемешали малыши. Предлагает детям разложить их правильно.

3. Дидактическое упражнение « Найди верно, что делает…?»

На стульчиках лежат картинки с изображением воды, дороги, неба, рельсов. Над каждой картинкой табличка с названием действия - едет по дороге, летит по небу, плывёт по воде, едет по рельсам. Воспитатель раздаёт картинки каждому ребёнку. Дети раскладывают картинки с изображением транспорта нужной табличке. Педагог проверяет правильность выполнения задания. Отмечает тех детей, кто справился с заданием первым.

Затем дети прочитывают действие, выполняемое каждым видом транспорта. (Самолёт летит по небу. Автобус и автомобиль едут по дороге. Пароход плывёт по воде. Лодка плывёт по воде. Поезд едет по рельсам.)

Далее воспитатель предлагает детям из трёх табличек (воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт) выбрать правильно и положить к данному виду транспорта на стульчик. Все дети прочитывают таблички.

4. Физкультминутка. Подвижная игра «Покажи, как едет...?»

Воспитатель предлагает детям ещё поиграть. Показывает картинку, на которой изображён автобус (лодка, поезд, самолёт), дети выполняют движение (идут по кругу, руками изображая руль и говорят «би-би-би», садятся на пол друг за другом, руками изображают, что гребут вёслами, при этом говорят «ух-ух-ух» и т. д.)

5. Дидактическое упражнение «Наклей верно».

Воспитатель предлагает детям сесть за столы. «Сейчас проверим, как вы запомнили, что едет по дороге, что летит по небу, а что плывёт по воде». На столе у каждого ребёнка большой альбомный лист, с нарисованной на нём дорогой, рекой, небом. Рядом лежат заготовки для наклеивания.

Воспитатель с детьми повторяют то, что у них лежит на столе (клей, салфетка, бумага) устно-дактильно, при необходимости используют таблички. «Подумайте и наклейте транспорт в нужное место». Дети наклеивают.

Во время работы воспитатель просит детей назвать свои действия: «Что ты делаешь?», «Я наклеиваю» (табличка). «Что ты сделал (а)», «Я наклеил (а)». Далее педагог проверяет вместе с детьми работы детей, исправляет ошибки, оценивает работы. Затем показывает свою аппликацию ( специально допустив ошибку при расположении транспорта на листе) и говорит, что верно наклеила. Дети находят ошибку, исправляют.

6. Итог.

Воспитатель спрашивает детей, что они делали. Показывает таблички, дети читают: «Мы говорили, читали, слушали, играли, наклеивали».

Спрашивает, как дети занимались (очень хорошо, хорошо, неважно). Дети опираются при ответах на таблички. Воспитатель хвалит детей, отмечает, что все старались.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для дошкольников с нарушением слуха в группе 4 (5) - го года обучения.

Тема: «Водный транспорт».

Цель: познакомить детей с водным транспортом, профессией людей управляющих  водным транспортом; обобщить знания детей о транспорте; закрепить навыки самостоятельной речи; активизировать словарь по теме «Транспорт».

Программные задачи:

  • закреплять названия транспортных средств, название обобщающего слова «транспорт», «водный транспорт»; 
  • закреплять название действий производимых различными видами транспорта (едет, летит, плывет).
  • обозначать словами свои действия;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения у детей друг к другу во время занятия.

Методические приёмы: словесные - объяснение, вопросы, итог занятия; наглядные-рассматривание, мимика, естественные жесты, выполнение действий по образцу; практические – дидактические игры, упражнение, физкультминутка.

Структура занятия: организационный момент «Дружба начинается с улыбки», дидактическая игра «Что это?», дидактическое упражнение «Подумай и отгадай», динамическая пауза, дидактическая игра «Едет, летит, плывет», дидактическая игра «Что лишнее?», дидактическая игра «Сложи картинку», ритуал окончания занятия , итог.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением водного, воэдушного, наземного транспорта, картинка с изображением капитана, бинокль, таблички, конверт большой, конверты маленькие по количеству детей, разрезные картинки водного транспорта и 4-6 частей.

Речевой материал: активный словарь - лодка, пароход, катер, корабль, едет, плывёт, летит, транспорт, вода, плывёт, заяц, привет, пока;

пассивный словарь - будем заниматься, будем говорить, читать, слушать, играть, по воздуху, по рельсам, по дороге, транспорт, наземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, перевозит грузы, людей, что делает?, кто это?, конверт, картинки, возьми, собери, назови, верно, неверно,  что мы делали?, мы играли, говорили, читали, слушали, занимались хорошо, молодец.

Ход занятия:

1. Организационный момент: «Дружба начинается с улыбки».

Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Дидактическая игра «Что это?»

Дети по очереди берут по одной картинке с изображением  водного транспорта со стола педагога, ставят на наборное полотно и называют транспорт, при затруднении используют табличку. Воспитатель спрашивает детей как можно назвать эти картинки одним словом. (Транспорт). Дети отвечают. Если затрудняются, то педагог предлагает детям выбрать нужную табличку на наборном полотне (лодка, корабль, пароход, катер).

Педагог. Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы). Как передвигается этот транспорт? (По воде). Как называется этот вид транспорта? (Водный).

Если дети затрудняются с ответом, педагог предлагает выбрать нужную табличку на наборном полотне.

Этот корабль перевозит грузы. (Показывает картинку). Он какой? (Грузовой). Дети отвечают (устно-дактильно-письменно). А этот корабль перевозит пассажиров. (Показывает картинку). Он какой? (Пассажирский).

3. Дидактическое упражнение «Подумай и отгадай».

Педагог произносит загадку. Он на мостике стоит

                                                  И имеет грозный вид,

                                                  Управляя кораблем,

                                                  А бинокль всегда при нём.  (Капитан).

На наборное полотно выставляются картинки капитан и бинокль. Рассматриваются детьми.

4. Динамическая пауза.

Мы плывём на корабле. Мы плывём на лодке. Мы купаемся в реке. (Дети выполняют соответствующие движения 2-3 раза.)

5. Дидактическая игра « Едет, летит, плывет».

На наборном полотне выставлены таблички, обозначающие действия производимые транспортом (едет, летит, плывет) и картинки с изображением воды, воздуха (небо), дороги, рельсов.

У каждого ребенка в руках по 2 картинки  разного вида транспорта. По сигналу воспитателя дети расставляют свои картинки под нужные таблички с изображением воды, воздуха, дороги. Оцениваются действия каждого ребенка, правильность и быстрота выполнения. Игра повторяется 3 раза, оцениваются действия каждого ребенка.

                                                   

6. Дидактическая игра «Что лишнее?»

На доске выставляется 3 картинки с изображением водного и 1 воздушного транспорта. Педагог просит назвать, что тут лишнее и почему? Дети отвечают с опорой на таблички.

Игра повторяется 3-4 раза.

7. Дидактическая игра «Сложи картинку».

В дверь группы кто-то стучит. Воспитатель открывает дверь. В гости к детям пришёл зайчик и принес большой конверт. Дети приветствуют зайчика. Педагог показывает детям красивый конверт, спрашивает у детей, что это. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт, смотрят, что в нем. Педагог достает маленькие конверты, предлагает каждому ребенку. Дети собирают на ковре изображение водного транспорта, называют его. Еще раз уточняют общее название данного вида транспорта (водный транспорт).

8. Ритуал окончания занятия. «Солнышко». 

Дети встают в круг, улыбаются друг другу и протягивают в центр круга руки, соединяя их,  «лучики солнышка». Тихо стоят, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

9. Итог. 

Воспитатель спрашивает детей, что они делали, показывает таблички, дети читают: «Мы говорили, читали, слушали, играли». Спрашивает, как дети занимались (очень хорошо, хорошо, неважно). Дети опираются при ответах на таблички и пиктограммы. Воспитатель хвалит детей, отмечает, что все старались.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для дошкольников с нарушением слуха в группе 4 (5) - го года обучения.

Тема: «Наземный транспорт».

Цель: познакомить детей с наземным транспортом, с профессиями людей управляющих  наземным транспортом; обобщить знания детей о транспорте; активизировать словарь по теме «Транспорт».

Программные задачи:

  • закреплять названия наземных транспортных средств,
  • закреплять понятие «наземный транспорт», правила перехода улицы;  название обобщающего слова «транспорт», 
  • закрепление слов «пассажирский», «грузовой»,
  • закреплять умение группировать предметы по определенному признаку,
  • создавать образ предмета, используя знакомые геометрические фигуры,
  • развивать память, внимание, мышление;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения у детей друг к другу во время занятия.

Методические приёмы: словесные - объяснение, вопросы, итог занятия; наглядные-рассматривание, мимика, естественные жесты, выполнение действий по образцу; практические – дидактические игры, упражнение, физкультминутка.

Структура занятия: организационный момент, дидактическое упражнение «Назови верно», дидактическая игра «Назови профессию», физкультминутка «Светофор», дидактическая игра «Четвертый лишний», дидактическая игра «Сложи картинку», ритуал окончания занятия, итог.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением наземного транспорта, картинки с изображением людей, которые управляют этим транспортом, таблички, конверты с геометрическими фигурами по количеству детей, круги желтого, зеленого, красного цвета,  

Речевой материал:

активный словарь – автомобиль, грузовик, автобус, поезд, велосипед, мотоцикл, едет,  транспорт, дорога;

пассивный словарь - будем заниматься, будем говорить, читать, слушать, играть, по воздуху, по рельсам, по дороге, наземный транспорт, грузовой, пассажирский, пассажиры, перевозит грузы, людей, что делает?, кто это?, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, мешочек, конверт, картинки, геометрические фигуры, возьми, собери, назови, верно, неверно,  что мы делали?, мы играли, говорили, читали, слушали, занимались хорошо, молодец.

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Дружба начинается с улыбки».

Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

2. Дидактическое упражнение « Назови верно».  

Педагог предлагает детям по очереди взять со стола демонстрационные картинки с изображением наземного транспорта, назвать его и поставить на наборное полотно (автобус, поезд, грузовик, автомобиль, велосипед, мотоцикл).

Педагог. Как можно назвать эти картинки одним словом? Дети отвечают (транспорт). Как называется транспорт, который передвигается по земле? Дети отвечают с опорой на табличку (наземный транспорт).

Педагог. Как по-другому можно назвать людей, которые едут в транспорте - автомобиле, поезде, автобусе? (Пассажиры.) Дети отвечают устно или устно - дактильно с опорой на табличку. Далее педагог просит детей отобрать картинки с изображением пассажирского транспорта и назвать как называется транспорт, который перевозит пассажиров? Дети с опорой на табличку отвечают устно-дактильно- письменно (Пассажирский.)

Затем педагог спрашивает как называется транспорт, который перевозит грузы. (Грузовой.) Дети отбирают картинки с изображением грузового транспорта.

3. Дидактическая игра «Назови профессию».

На наборном полотне размещены картинки автобуса, легкового автомобиля, грузовика, поезда. Рядом на столе картинки с изображением людей, которые управляют этим транспортом и таблички с их названием (водитель, шофёр, машинист).

Педагог предлагает детям правильно поставить картинку с изображением человека, управляющим соответствующим видом транспорта  и табличку напротив нужной картинки с изображением вида транспорта. Дети проговаривают с опорой на табличку (Автомобилем управляет водитель, поездом управляет машинист ит.д.)

4. Физкультминутка. Игра «Светофор».

 Дети должны повторить правила перехода улицы по сигналам светофора.

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

На наборное полотно выставляются 3 картинки с наземным транспортом и 1-транспортная профессия; 3 картинки с наземным транспортом и 1 с воздушным; 3 картинки с водным и 1 с наземным; 3 легковые машины и 1 грузовая, 3 транспортные профессии и поезд. Дети должны назвать в каждом случае лишнюю картинку, объяснив, почему её надо убрать. Например; автомобиль, поезд, грузовик - это наземный транспорт, а самолёт – лишний - это воздушный транспорт. Шофёр, водитель, машинист – это профессии людей, а поезд -  это вид транспорта.

6. Дидактическая игра  «Сложи картинку».

Педагог. Сейчас дети мы с вами пофантазируем, посмотрите, какой красивый мешочек у меня есть. (Дети рассматривают мешочек.) Хотите узнать что там? Давайте, посмотрим.

Педагог достает из мешочка конвертики. В конверте картинка с изображением какого – то одного вида транспорта и несколько геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник).

Воспитатель предлагает каждому ребенку, опираясь на картинку, составить её изображение из геометрических фигур. Выигрывает тот, кто быстрее сложит картинку из геометрических фигур. Сложив картинки, дети называют получившийся у каждого вид транспорта (устно; устно-дактильно-письменно). Повторяют обобщающее название «наземный транспорт».

7. Ритуал окончания занятия. «Солнышко». 

Дети встают в круг, улыбаются друг другу и протягивают в центр круга руки, соединяя их,  «лучики солнышка». Тихо стоят, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

8. Итог

Воспитатель спрашивает детей, что они делали, показывает таблички, дети читают: «Мы говорили, читали, слушали, играли». Спрашивает, как дети занимались (очень хорошо, хорошо, неважно). Дети опираются при ответах на таблички и пиктограммы. Воспитатель хвалит детей, отмечает, что все старались.

При нарушенном слухе у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со слабослышащими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи   слабослышащего ребенка.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Поезд

Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Загудел паровоз,
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.

Самолет

Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Лодочка

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Пароход

Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.

Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.

Легковой автомобиль

Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.

Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали.

Шофёр

Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам – мотор.

Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.

Нажимаю на педаль – и машина мчится вдаль.

Машина

       Би – би – би -                                                  Дети ритмично постукивают кулачком

       Гудит машина,                                                 одной руки о кулачок другой руки.

       Тук-тук-тук

       Мотор стучит,                                                 Ритмично хлопают в ладоши.

       Едем, едем, едем, едем-

       Он так громко говорит.

       Шины трутся о дорогу:                                  Потирают ладони друг о друга.

       Шу – шу – шу -

       Они шуршат.

       Быстро крутятся колеса.                                 Ритмично вертят руками.

      Та-та-та-

      Вперед спешат.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

 Поезд.  Воспитатель предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. "Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки.

 Воробушки и автомобиль.  Игра для 3-5 летнего возраста детей. Отмечаются границы площадки. На одном ее конце размещаются на стульях воробушки. На другом - место для автомобиля (гараж). Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим транспортом.

 Самолеты.  Для детей 4-5 лет. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора, используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.

 Такси.  Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание. Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Вот как быстро едет такси.

Указания к проведению. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь - то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

 Автобус.  (сюжетно-ролевая игра) Цель: Расширять представления детей о труде взрослых. Продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми.Учить уступать, подчиняться правилам игры. Учить использовать в игре знакомые слова и фразы, общаться с помощью речи. Закреплять умение брать на себя роль и выдерживать ее до конца игры. Закрепить правила поведения людей  в автобусе, акцентировать значимость деятельности водителя автобуса, кондуктора.

Методические приемы: объяснение; распределение ролей; игровые действия; итог.

Речевой материал: Будем играть. Игра называется «Автобус». Шофёр, кондуктор, пассажиры, билет, деньги, сумка, дайте, пожалуйста, билет, на. Спасибо, пожалуйста, сядьте, двери закрываются. Поехали, остановка «Магазин», «Больница». Можно выйти, спешить, уступить место, приехать.

 Поезд. (сюжетно-ролевая игра). Цели:  Учить отражать в игре увиденное на экскурсиях.

Учить брать роль на себя и выдерживать ее до конца, учить подчинять свои действия взятой роли, сюжету, учить детей использовать знакомые слова и фразы во время игр, общаться в игре друг с другом и взрослыми с помощью речи.  Учить играть, не мешая друг другу, не ломать сделанную детьми постройку.  Продолжать воспитывать у детей навыки коллективной совместной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей, общаться друг с другом.

Речевой материал: Будем играть. Игра называется «Поезд». Построим поезд. Возьми стул, поставь сюда. Ты - машинист. Это руль. Ты кассир. Вы пассажиры. Билеты, деньги. Дайте, пожалуйста, билет. Спасибо, пожалуйста. Сядьте, поехали. Пока. Кукла, сумка. Поехали в магазин, на дачу. Остановка. Выходите.  Поезд, вагон, железная дорога.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Развитие пальчиковой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулируют подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок для развития у ребенка познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

 "Лодочка”-  (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
"Пассажиры в автобусе” - (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).
 "Лодка” -  Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

 "Пароход”.

Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

 "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).

Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).

Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).

Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).

Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).

Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).

Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).

Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).

Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали.

РОЛЬ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности  и речи ребенка выступает загадка. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы.  Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,  ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

ЗАГАДКИ О ТРАНСПОРТЕ

Очень быстро в небе мчится

Удивительная птица.

Ввысь летит на ней пилот.

Что за птица? (самолет)

Это что за богатырь

Вдоль дороги поднял пыль?

По асфальту напрямик

Едет с грузом... (грузовик)

Из железа парень стойкий

Честно трудится на стройке.

Однорукий великан

С именем — подъемный... (кран)

Железная рыба живет под водой.

Она с огоньками и с длинной трубой.

Плывет в океане не кит, не селедка,

А с моряками подводная... (лодка)

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет... (корабль)

И не лодка, и не плот,

Не паром, не теплоход.

Солнце. Море. Ветерок.

Мчит по волнам... (катерок)

Две педали я кручу,

На колесах вдаль качу.

Что за транспорт, дай ответ.

Быстрый мой... (велосипед)

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это? (машина)

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница. (поезд)

Что за дюжий великан
Строит дом то тут, то там?
Весь он сделан из железа.
Отгадал?… (подъёмный кран)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: ТРАНСПОРТ Выполнила: Огирева Л.В.- воспитатель ку НС(К)ОШ I,II вида Используемые источники- картинки Интернет

Слайд 2

Цель: развивать устную речь дошкольников с нарушением слуха, закреплять навык аналитического чтения, активизировать словарь детей Программные задачи: - закреплять названия транспортных средств, название обобщающего слова «транспорт»; - закреплять понятие о различных видах транспорта (наземный, воздушный, водный); - закреплять название людей которые управляют различными видами транспорта (лётчик, капитан, шофёр, машинист, водитель) - развивать память, внимание, мышление; - воспитывать дружеские взаимоотношения у детей друг к другу во время занятия

Слайд 3

План презентации: Дидактическое упражнение «Назови, что это?» Дидактическое упражнение «Назови вид транспорта» Дидактическое упражнение «Назови профессию» 4. Дидактическая игра «Назови, что лишнее?»

Слайд 4

Н АЗОВИ, ЧТО ЭТО? АВТОМОБИЛЬ ГРУЗОВИК ПОЕЗД

Слайд 5

Н АЗОВИ, ЧТО ЭТО? ПАРОХОД ЛОДКА АВТОБУС САМОЛЁТ

Слайд 6

Н АЗОВИ, ЧТО ЭТО? ВЕЛОСИПЕД РАКЕТА ВЕРТОЛЁТ КАТЕР

Слайд 7

Э ТО НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЕДЕТ ПО ЗЕМЛЕ (ПО ДОРОГЕ, ПО РЕЛЬСАМ). АВТОМОБИЛЬ ПОЕЗД АВТОБУС ГРУЗОВИК ВЕЛОСИПЕД ДОРОГА

Слайд 8

Э ТО ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, ПЛЫВЁТ ПО ВОДЕ. ЛОДКА ПАРОХОД КАТЕР ВОДА

Слайд 9

Э ТО ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЛЕТИТ ПО ВОЗДУХУ. РАКЕТА САМОЛЁТ ВЕРТОЛЁТ ВОЗДУХ (НЕБО)

Слайд 10

РАКЕТА КОСМОНАВТ ЛЁТЧИК К ТО УПРАВЛЯЕТ РАКЕТОЙ? ВЕРТОЛЁТ К ТО УПРАВЛЯЕТ ВЕРТОЛЁТОМ? ВЕРТОЛЁТОМ УПРАВЛЯЕТ РАКЕТОЙ УПРАВЛЯЕТ ВОДИТЕЛЬ

Слайд 11

КОСМОНАВТ ЛЁТЧИК К ТО УПРАВЛЯЕТ САМОЛЁТОМ? ВОДИТЕЛЬ АВТОБУС САМОЛЁТ К ТО УПРАВЛЯЕТ АВТОБУСОМ? АВТОБУСОМ УПРАВЛЯЕТ САМОЛЁТОМ УПРАВЛЯЕТ

Слайд 12

КОСМОНАВТ МАШИНИСТ К ТО УПРАВЛЯЕТ ПОЕЗДОМ? ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЬ ПОЕЗД К ТО УПРАВЛЯЕТ АВТОМОБИЛЕМ? АВТОМОБИЛЕМ УПРАВЛЯЕТ ПОЕЗДОМ УПРАВЛЯЕТ

Слайд 13

К ТО УПРАВЛЯЕТ ПАРОХОДОМ И КАТЕРОМ? П АРОХОДОМ И КАТЕРОМ УПРАВЛЯЕТ КАПИТАН. КАТЕР ПАРОХОД МАШИНИСТ ЛЁТЧИК

Слайд 14

ЭТО СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ М АШИНЫ ВЫЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕФОНУ, ЕСЛИ ТРЕБУЕТСЯ СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ. ПОЖАРНАЯ МАШИНА ПОЛИЦЕЙСКАЯ МАШИНА СКОРАЯ ПОМОЩЬ 01 02 03

Слайд 15

Ч ТО ЛИШНЕЕ? ЛОДКА ПАРОХОД САМОЛЁТ КАТЕР

Слайд 16

Ч ТО ЛИШНЕЕ? АВТОМОБИЛЬ ЛОДКА ГРУЗОВИК ВЕЛОСИПЕД

Слайд 17

Ч ТО ЛИШНЕЕ? АВТОМОБИЛЬ ВЕРТОЛЁТ РАКЕТА САМОЛЁТ

Слайд 18

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."

Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»

Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход....

Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)

Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллектаПредставленное тематическое планирование разработано в...

Учебно – методический комплект для педагогов ДОУ «Использование приемов сенсорной интеграции в работе с воспитанниками дошкольного возраста с ОВЗ»

Адресат УМК: педагоги ДОУ.Цель УМК: сформировать и актуализировать у педагогов ДОУ знания и умения теоретической и практической направленности по работе с воспитанниками с ОВЗ с дисфункцией сенсорной ...