Организация дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Берегулько Елена Николаевна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» МО Алданский район РС (Я)

(МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»)

Мастер-класс

 «Организация дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста»

в рамках школы профессионального становления воспитателя ДОУ

по теме: «Развитие исследовательских умений детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

Воспитатель: Берегулько Е.Н.

п. Н-Куранах

2018 г.

Мастер-класс на тему:

 «Организация дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста»

Теоретическая часть

Мы живём в эпоху компьютеризации и информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

ФГОС ДО уделяет особое внимание познавательно-исследовательской деятельности (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними, как одного из важнейших направлений с детьми).

Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности, через реализацию кружка по экспериментированию «Всезнайка».

Программа данного кружка направлена на развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе организации исследовательской деятельности.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.  Опыты и эксперименты помогают развивать логику, мышление, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми объектами природы.

Цель работы кружка: 

Формирование познавательно – исследовательской деятельности, развитие интеллектуально-творческих способностей через познавательную деятельность, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.

Задачи:

- создавать необходимые условия, способствующие формированию  умений и  

  навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному  развитию ребёнка в  

  соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями  

  детей;

- расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с

  элементарными знаниями из различных областей наук;

- формировать коммуникативные навыки, произвольность психических процессов;

- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность

  дошкольников;

- учитывать, сохранять и развивать индивидуальные особенности детей;

- осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями),

  ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с

  ребёнком.

Организация работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста, в процессе проведения опытов, идёт по следующим взаимосвязанным направлениям

  1. О способах исследования объекта.
  2. О материалах и предметном мире (бумага, дерево, магнит, стекло, кожа, песок).
  3. О природных явлениях (снег, солнце, вода, воздух, ветер, свет)
  4. О мире растений. 
  5. О тепловых явлениях и теплопередаче.
  6. О строении веществ (отвердевание, плавление, преобразование состояния веществ).
  7. О человеке.

В работе с детьми я применяю педагогические технологии, направленные на развитие у детей интереса к экспериментированию, которая строится:

- на взаимодействии взрослого и ребенка;

- на решении проблемных ситуаций;

- на создании предметно-развивающей среды, стимулирующей  

  экспериментирование;

- на обеспечении перехода от манипулирования с предметами и материалами к

   результативному экспериментированию.

Наблюдая за детьми, посещающими кружок «Всезнайка», я увидела значительные положительные результаты работы:

  • у детей повысилась познавательная активность в процессе опытно –

     экспериментальной деятельности;

  • повысилась способность к самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
  • развились мыслительные операции: дети научились сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, высказывать свои предположения при наблюдениях и опытах;
  • дети испытывают внутреннюю потребность в знаниях, могут проводить элементарные опыты и эксперименты самостоятельно;
  • развились коммуникативные навыки.

Таким образом, главным результатом организации дополнительного образования по ознакомлению с окружающим миром и развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста» является приобретение опыта самостоятельной, творческой, исследовательской работы и развитие логического мышления, который способствует накоплению дошкольниками  интеллектуального опыта в разных областях, который является основой всестороннего развития детей. А полученные в детском саду навыки,  станут фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.

Практическая часть

Сейчас я хочу представить опыт организации работы кружка «Всезнайка».

 

Закончить свое выступление я хочу словами Тимирязева Климента Аркадьевича (русского естествоиспытателя): ««Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"

познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к ж...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»

Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход....

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...