Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему: «Ледоход! Красота и опасность»

Цель: Расширять представления у детей о характерных признаках весны, о природном явлении – ледоход.

Задачи:

- уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны;

- расширить представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной;

- познакомить с природным явлением – ледоход;

- развивать свободное общения детей со взрослым;

- активизировать речь детей, побуждая строить ответы в виде полных предложений;

- обогащать детский словарь.

Оборудование: ноутбук проектор, колонки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети скажите, какое сейчас время года?

Дети: Ответы детей (Весна).                                                                                    Воспитатель: По каким признакам вы это определи?                                      Дети: Ответы детей (Стало теплее.  Солнышко стало пригревать. Снег растаял.)

Воспитатель: Правильно, так же начинают прилетать перелетные птицы, звучит капель, появляются первоцветы. В такую теплую солнечную погоду хочется отправиться в лес к озеру или речке на прогулку.  Давайте закроем глаза и представим, что едем в лес на автобусе.

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Давайте погуляем по лесу.

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (Машут руками.)

Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем! (Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко мы устали

Ребята, посмотрите какая речка. На ней еще лежит лед. А что происходит со льдом весной, когда пригревает солнышко? (Показ слайда)

Дети читают стихи:

Что та такое?
Что случилось?

Что-то большое зашевелилось.
И заскрипело, и зашуршало,

И закряхтело, и зашагало.
Где-то что-то идет.
Это тронулся лёд!

На реке и треск, и гром, 
Это значит — ледолом. 
На реке идет лед, 
Это значит — ледоход.

Ура! Весна и ледоход!

 Плывёт, плывёт по речке лёд…

 Глядят ребята там и тут,

 Как льдины по воде плывут.

 Ну чем тебе не корабли!

 Но нет! – не уходи с земли!

 На лёд коварный не ступай,

 Опасно это — так и знай!

 Такой корабль перевернётся,

 На части может расколоться

 Иль унесёт на центр реки…

 Весной от речки прочь беги!

Воспитатель: Ледоход. А почему так говорят? (Показ слайда)

Дети: Ответы детей. (Потому что лёд ходит.)

Воспитатель: С изменением температуры (потепление) снег и лёд тают, на реке происходит движение льда – ледоход.

Ледохо́д — движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.    

Великие поэты написали много стихов об этом опасном времени года, чтение стихотворения детьми.                                                                                                              

Ледоход - Маршак С.

Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.
Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет -
Нет ему возврата!
Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.
Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.
А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.
Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрет и оживет
В шири полноводной!

Воспитатель: Ребята, ледоход - это красивое природное явление?

Да действительно ледоход - это очень увлекательное зрелище, которое привлекает многих людей, особенно детей, притягивает возможность не только полюбоваться ледоходом, но и попускать корабли по весенним ручейкам. Однако нельзя забывать, что этот период очень опасен!

Воспитатель: Как опасен весенний лед?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: К каким последствиям может привести катание на льдинах?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Дети осторожно, тонкий лёд!

Ребенок: Ледоход: лед идет, 
Вышел на берег народ, 
Смотрит, как река играет, 
Лед в кусочки разбивает

Воспитатель: Самые опасные месяцы – март и апрель. Под лучами солнца лед на реках и озерах становится рыхлым и коварным. По нему нельзя ходить: в любой момент он может рассыпаться под ногами, не предупреждая, характерным для первого льда, потрескиванием.

Весенний ледяной покров на реках нельзя использовать для катания и переходов, – такой лёд очень тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека. Во льду образуются воздушные поры, которые при движении трудно заметить. Весенний лед на первый взгляд кажется прочным, но это обманчиво. Заходить на него запрещается. Попав в опасную ситуацию, вы не сможете помочь ни себе, ни вашему другу.
Под весенним солнцем лед тает и раскалывается на куски.
Льдины становятся неустойчивы. Они переворачиваются, сталкиваются между собой и их уносит течением.
Перебираться весной через реку можно только безопасным способом – через мост.
Нахождение и катание на льдинах опасно для жизни!

Один из опознавательных признаков прочности льда – его цвет. Во время оттепели или дождей лед становится белым (матовым, а иногда и желтоватым (значит он не прочен). Надежный ледяной покров имеет синеватый или зеленоватый оттенок. 

В период весеннего паводка и ледохода запрещается:

Не выходите на лед во время весеннего паводка.
Не катайтесь на самодельных плотах, досках, бревнах и плавающих льдинах.
Не прыгайте с одной льдины на другую.
Не стойте на обрывистых и подмытых берегах - они могут обвалиться.
Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.
Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды.
Не подходите близко к заторам, плотам, запрудам, не устраивайте игр в этих местах.
Не подходите близко к ямам, котловинам, канализационным люкам и колодцам.

Помните:

- на весеннем льду легко провалиться;

- быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;

- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

Если человек провалился под лед, а поблизости никого нет, то не нужно паниковать. Необходимо широко раскинуть руки, опереться о край полыньи и выбираться из нее в ту сторону откуда пришли, по возможности скинуть с себя тяжелую одежду.

Во время весеннего па водка происходит немало несчастных случаев с людьми на воде из-за невыполнения элементарных правил предосторожности. Одни этих правил не знают, другие же ими пренебрегают. Во время весеннего паводка они должны выполняться каждым человеком. В период паводка очень опасны карьеры, мелкие водоёмы вода в них поднимается, заполняет водоём, и там, где ещё было мелко, глубина может резко увеличиться, что представляет большую опасность.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли какая опасность подстерегает нас у водоемов?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Какой лед весной? Можно ли ходить и играть на льду?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что такое ледоход?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Дети, на этом наше путешествие закончилось, чтобы вернуться в детский сад надо закрыть глаза и сказать: «Раз, два, три, четыре, пять в сад вернемся мы опять!» Ребята дома с родителями за выходные нарисуйте рисунок на тему «Осторожно лед!», самые лучшие рисунки попадут на выставку нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ИНТОНАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЧАЙ».

Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В игровой форме у детей можно развить и сформировать ыонематический слух и интониционность речи, что оч...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".

Закрепление о обобщение знаний  детей о  своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: « Продукты питания. Витамины».

Задачи1)    Образовательные - познакомить с понятием «витамины», их ролью в жизнедеятельности человеческого организма; уточнить представления воспитанников о здоровой пище; ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста

Все мы должны оберегать и любить малую Родину, ведь это частичка нашего «я».Именно в детстве формируются такое понятие, как Родина. Маленькая или Большая Родина – это память, это нев...