Консультация для педагогов и родителей по проблеме обучения детей с СДВГ.
консультация по коррекционной педагогике
В консультации представлен материал по диагностике и определению ребенка с СДВГ, предложены рекомендации по оказанию помощи детям с СДВГ и конкретные приемы по сопровождению деток с СДВГ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятки и рекомендации по обучению детей с СДВГ | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
СДВГ у ребенка: причины, диагностика, оказание помощи.
Чтобы родители с пониманием относились к детям с СДВГ, а также знали об особенностях их поведения, воспользуйтесь рекомендациями. Расскажите, что такое СДВГ, как диагностировать, какие типы заданий и игр использовать на занятиях с гиперактивными школьниками, обсудите приемы воспитания. Чаще всего активных и легко возбудимых детей называют гиперактивными. Это далеко не всегда соответствует реальности. Чтобы установить диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) специалисту нужно знать конкретные диагностические критерии. В консультации описаны причины, критерии по которым можно определить СДВГ, какие типы заданий и игр рекомендовать педагогам и родителям.
Важно! В число симптомов СДВГ
не входит снижение интеллекта у ребенка.
Что это такое СДВГ и каковы его причины. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – неврологическое поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте. СДВГ входит в класс гиперкинетических расстройств. Характеризуется ранним началом, как правило, в первые 5 лет жизни. У детей отсутствует упорство в деятельности, сосредоточенность, склонность не заканчивать начатое дело.
Ребенку с СДВГ характерны:
- импульсивность, как следствие, частое травмирование;
- подверженность дисциплинарным взысканиям;
- необдуманность поступков;
- социальная расторможенность;
- нехватка предусмотрительности и сдержанности.
СДВГ снижает качество образовательных результатов ребенка, его достижений, особенно в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе. Это происходит не из-за познавательных трудностей, а из-за неспособности ребенка соблюдать дисциплину и качественно выполнять задания. Дети с СДВГ могут быть неуспешными и на физкультуре, рисовании, труде – из-за неусидчивости и неловкости. Создается ситуация хронической неуспешности, которая дезадаптирует ребенка, снижает познавательно - развивающую мотивацию и формирует убежденность в неизбежном неуспехе в любом виде деятельности, особенно в продуктивных и графомоторных видах.
Поэтому важно вовремя диагностировать СДВГ и дать рекомендации родителям и педагогам. Точные причины СДВГ не установлены. Существует связь СДВГ и легкой дисфункции ЦНС, минимальной мозговой дисфункции, функциональной незрелости мозга, осложнений в течении беременности и родов, резус-конфликта ребенка и матери, недоношенности, переношенности, рано (до трех лет) перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний и травм головного мозга, возраста родителей. Возраст матери менее 19 или более 35 лет, возраст отца более 39 лет.
Следует понимать, что семья не виновата в возникновении СДВГ: действия ребенка и его родителей не являются причинами СДВГ, проявлением «злой воли» ребенка или следствием нарушений воспитания. Важно! Следует понимать,
что семья не виновата в возникновении СДВГ
По каким критериям диагностировать СДВГ? Чтобы установить наличие СДВГ необходимо на протяжении не менее шести месяцев выраженных симптомов:
- присутствие в поведении ребенка шести и более симптомов невнимательности;
- трех и более симптомов гиперактивности;
- и хотя бы одного симптома импульсивности.
Выраженные симптомы свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
Как вовремя выявить СДВГ у ребенка? В большинстве случаев СДВГ полностью обратим и проходит сам в подростковом возрасте по мере очередной перестройки нервной системы. Это не значит, что можно просто ждать «пока само пройдет»: своевременно выявленный СДВГ помогает раньше правильно организовать режим обучения и воспитания ребенка и снизить негативное влияние нарушений на деятельность и самочувствие ребенка.
Чтобы вовремя выявить СДВГ у ребенка:
- создавайте информационное пространство;
- рассказывайте на собраниях о признаках СДВГ, по которым родители могут отметить особенности поведения ребенка;
- включите рекомендацию о консультации с неврологом;
- учитывайте высокую вероятность СДВГ у детей старше 6 лет, проявляющих импульсивность и повышенную двигательную активность без учета ситуации на занятиях, экскурсиях, при посещении врача, в групповом обследовании класса и т. п.;
- учитывайте вероятность СДВГ у детей с пренатальным и перинатальным поражением ЦНС разной степени тяжести;
- рассматривайте возможность наличия СДВГ у детей старше 5 лет, чьи родители отмечают сложности в поведении, неусидчивость, импульсивность.
Памятка для родителей и педагогов
Как вести себя с ребенком с СДВГ
Помните, ребенок не виноват. Не забывайте, ребенок не виноват, что невнимателен, неусидчив и расторможен. Это особенность работы его нервной системы. Не оценивайте поведение ребенка как проявление его злой воли. Помните, он не умеет с этим справляться.
Рекомендации, как вести себя с ребенком с СДВГ. Правильно организуйте режим дня ребенка. Организуйте понятный для ребенка и устойчивый режим дня. Обязательно, чтобы длительность сна была не меньше 8 часов. Желательно добираться в образовательное учреждение не на транспорте, а пешком. Не давайте с собой гаджеты – ребенок будет играть вместо движений, и это усугубит проблемы. На телевизор и гаджеты отводите не больше часа в день. Корректируйте свои ожидания к ребенку.
Помните, ребенок не может управлять вниманием только потому, что так хотят взрослые. У него пока нет инструмента для этого. Постепенно симптомы будут становиться слабее, а навыки саморегуляции сильнее. Но это требует терпения и усилий. Давайте короткие понятные задания. Говорите кратко. Делите задание на части. Помните, что ребенку с СДВГ нужны «внешние помощники». Нарисуйте понятные схемы или распорядок выполнения дела, чтобы ребенок мог на них ориентироваться. Играйте с ребенком в игры, которые требуют внимания и усидчивости. Начинайте с самых простых: «съедобное – несъедобное», «да – нет не говорить, черное – белое не надевать», «покажи все предметы… цвета», «перечисли все предметы в комнате, которые смогут влезть в трехлитровую банку, и помни, что горлышко у нее узкое», «найди отличия»; настольные игры.
Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Помните, у ребенка с СДВГ есть свои интересы, активность, высокая скорость, живость, непосредственность. Поощряйте ребенка за достижения, хвалите, выражайте свою гордость и любовь. Давайте ребенку возможность сбросить двигательное напряжение Предоставьте ребенку возможность каждый день бегать, лазить, исследовать пространство. Ему нужна возможность двигаться спокойно.
Помните! Дети отдыхают иначе, чем взрослые, взрослым часто надо посидеть, а детям подвигаться. Двигательную разрядку также полезно делать с утра, по 10–15 минут. Во время нее можно танцевать, висеть на шведской стенке, гонять мяч, изображать ниндзя и т. д.
Проконсультируйтесь с педагогом-психологом. Уточните, возможно, есть какие-то особенности воспитания и взаимодействия, которые осложняют поведение ребенка
«Нет» и «да» в воспитании ребенка с СДВГ
НЕТ
- Не ругайте ребенка за то, что он специально не слушается. В возникновении СДВГ и нарушениях внимания не виноваты ни родители, ни ребенок. Ребенок ведет себя так не специально и не назло.
- Не ужесточайте требования и наказания.
- Не запрещайте крутиться, не требуйте сосредоточиться и не укоряйте за невнимание и активность. С ребенком с СДВГ это не поможет.
Помните: у детей с СДВГ нет нарушений интеллекта
ДА
- Учитывайте повышенную потребность ребенка в движении и переключении внимания.
- Организуйте режим ребенка с СДВГ так, чтобы он мог не реже чем раз в полчаса сбросить двигательное напряжение. Дайте подвигаться, разрядиться – и у ребенка будет больше сил оставаться внимательным на большее время.
- Играйте в стоп-игры, игры с правилами, игры с копированием образца, подвижные игры, игры-поиски.
- Опирайтесь на сильные стороны ребенка, умейте видеть его достоинства.
Симптомы невнимательности,
гиперактивности и импульсивности
у ребенка с СДВГ.
Невнимательность:
- Часто не способен удержать внимание на деталях, из-за небрежности допускает ошибки.
- С трудом сохраняет внимание во время игр и в учебе.
- Часто создается впечатление, что не слушает обращенную к нему реч.
- Часто не в состоянии придерживаться инструкций и довести дело до конца, что не связано с непониманием задания и протестным
поведением.
- Испытывает сложности в организации самостоятельной деятельности.
- Избегает вовлечения в задания, которые требуют длительной умственной сосредоточенности.
- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Забывчив в повседневных ситуациях.
Гиперактивность:
- Постоянно находится в движении.
- Часто крутится на месте, не может длительно удержать позу, типичны лишние движения в области рук и кистей.
- Часто встает со своего места и передвигается, когда нужно оставаться
на месте.
- С трудом занимается чем-то тихо и самостоятельно.
- Испытывает заметные трудности с выполнением заданий.
- Характерна бесцельная двигательная активность без учета контекста ситуации и требований окружающих.
Импульсивность:
- Действует и говорит, не подумав.
- Отвечает на вопросы и высказывания, не дослушивая их до конца.
- С трудом дожидается своей очереди в игре, в интересном задании.
- Вмешивается в деятельность других.
- Болтлив, не сдержан в речи.
Дополнительные признаки:
- Некоторые симптомы начинают вызывать беспокойство взрослых в возрасте до семи лет.
- Перечисленные проблемы возникают в двух и более видах обстановки
- Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в контактах или обучении.
Консультация подготовлена
педагогом-психологом Корчагиной Н.Л.
по материалам «Журнала – справочника педагога-психолога».
Коррекционная и развивающая работа. Дети с СДВГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов и родителей "Подготовка к обучению грамоте"
Данная презентация пригодится как педагогам при проведении родительских собраний, так и родителям, желающим помочь своему ребенку сделать первые шаги в мир русского языка....
Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....
Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»
Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сред...
Консультация для педагогов "Современные подходы и проблемы адаптации детей с ОВЗ к ДОО в условиях инклюзивного образования"
Проблемы введения инклюзии в общеобразовательные учреждения...
Сообщение: «Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме готовности детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в перв...
Консультация для педагогов и родителей "Актуальные проблемы гармоничного развития ребенка, решаемые рисованием песком"
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности для...