Статья. Приемы тактильной стимуляции
статья по коррекционной педагогике

Шелкунова Вероника Шарафутдиновна

Осяза́ние (такти́льное чувство) — одно из пяти основных чувств восприятия человека. Заключается в способности чувствовать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. 

В статье описываются некоторые виды тактильной стимуляции глубокоумственноотсталых детей в условиях проживания в доме-интернате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Осяза́ние (такти́льное чувство) — одно из пяти основных чувств восприятия человека. Заключается в способности чувствовать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности имеют различный характер.

Дети с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на простейшем примитивном уровне, следовательно, обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Важнейшим условием при проведения упражнений, направленных на тактильное восприятие, является их поэтапное освоение. Часто встречная  реакция ребенка (двигательные, кожные, эмоциональные) не соответствуют силе воздействия раздражителя. Чтобы избежать яркого эмоционального отклика вначале организуется спокойное, медленное исследование пассивным образом-рукой взрослого и совместно взрослым и ребенком. Постепенно при положительной реакции ребенка упражнения становятся все более активными.

Я в работе использую такую схему упражнений по тактильной стимуляции:

  • Прикосновения: поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.д.;
  • Соприкосновение с материалами с различной фактурой, плотностью, температурой;
  • Умение различать тактильно вышеуказанные материалы.

Приемы тактильной стимуляции:

               Сухой душ - шатер из разноцветных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. «Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).

2.                  Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.

3.                  Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

4.                  Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.

5.                  Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.

6.                  Очень полезны для детей игры из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой по фигуре, ощупывает ее и называет.

Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста

         « Развитие тактильно-двигательной активности у детей...

Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"

В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР.  Статья опубл...

статья: "Приемы и методы арт-терапии в работе воспитателя"

Какие виды арт-терапии помогают воспитателю достичь положительной динамики развития дошкольников....

Статья. "Приемы и способы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста"

Зная особенности диалогической речи, её развития у детей можно определить задачи и содержание обучения. Основной целью развития диалогической речи у дошкольников - формирование навыка использования ди...

Презентация "Сенсорный логопедический массаж как один из приемов сенсорной стимуляции"

Согласно исследованиям специалистов, от 40 до 80% детей имеют те или иные нарушения в сфере сенсорной интеграции. Дисфункция сенсорной интеграции приводит к отставнию в нервно - психическом развитии, ...

Использование в коррекционно - логопедической работе приемов эмоциональной стимуляции неговорящих детей

В своей работе с неговорящими детьми делаю акцент на развитие эмоционально-волевой сферы через использование эффективных здоровьесберегающих средств арт-терапии: манная терапия, сказкотерапия....

Статья "К вопросу о важности применения тактильной стимуляции в работе с детьми с ТМНР"

Осяза́ние (такти́льное чувство) — одно из пяти основных чувств восприятия человека. Заключается в способности чувствовать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в ...