Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"
статья по теме

Юношева Ирина Владимировна

 В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР.  Статья опубликована в сборнике "Материалы Научно –практической конференции педагогических работников образовательных учреждений Алтайского края «Обучение и реабилитация инвалидов: состояние, пролемы, перспективы » в 2014 году .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юношева Ирина  Владимировна,  учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 85»  г. Бийск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКТИЛЬНОГО КОВРИКА В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР И ОНР

Перед специалистами-логопедами, работающими в сфере дошкольного специального образования, постоянно встают вопросы совершенствования приемов преодоления речевых нарушений.

Как повысить интерес детей к занятиям? Как помочь ребенку усвоить значительный объем материала? Эти вопросы задает себе каждый педагог. И я, работая учителем-логопедом в детском саду для детей с диагнозом ОНР, столкнулась с необходимостью поиска новых нетрадиционных методов воздействия.

Именно они в последнее время становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Дети, приходящие в специализированные группы для детей с ЗПР и ОНР, редко имеют уверенную координацию  движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в усвоении двигательных процессов. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Так появилась идея создания тканевого тактильного коврика для использования на индивидуальных логопедических занятиях. Общеизвестно, что вся работа логопеда по устранению ОНР подчинена лексическим темам. С их учетом строится процесс формирования лексико-грамматических и фонетических средств языка, а также развитие связной речи. Именно поэтому  важно объединить на создаваемом коврике как можно больше лексических тем. Проанализировав изучаемые нами темы, я самостоятельно изготовила тактильный коврик из ткани. Он имеет четыре полотна, посвященных временам года, которые, в свою очередь, включают несколько лексических тем. Поле «Зима» содержит темы «Зимние забавы», «Новый год», «Новогодние игрушки». Поле «Весна» имеет темы «Город», «Здания», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Транспорт». Поле «Лето» вместило темы «Человек. Части тела», «Фрукты. Сад», «Ягоды», «Цветы», «Насекомые», «Мебель», «Посуда», «Игрушки». Поле «Осень» - «Деревья», «Грибы», «Огород. Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные наших лесов», «Птицы», «Детеныши животных».  

Каждое полотно коврика выполнено из различных по фактуре  и цветовой гамме тканей, имеющих мягкую набивку. Все элементы игрушки отстегиваются или отклеиваются. Дополнением являются замочки, кнопки, крючки, липучки, пайетки, пуговицы, шнурки, ленты, застежки.  Передвижные элементы (человечки, животные, машины, мебель, овощи и др.) выполнены из фетра. Например, мальчик может скатываться с горки на санках и вновь взбираться на неё. Новогоднюю ёлочку можно украшать игрушками из разноцветных бусин и гирлянд, которые вешаются на крючки. Домашние животные то пасутся на лугу, то заходят в хлев, а поросята даже купаются в лужице. Ежик собирает яблоки, а белочка прыгает с ветки на ветку. Утята (пуговицы) то ныряют в воду, то выплывают на поверхность. Листья (разноцветные пайетки) осенью падают с деревьев, зимой падают снежинки, а летом идет дождь и сияет радуга из атласных ленточек. У девочки Алёны (можно использовать другие имена) есть своя мебель, которую можно переставлять с места на место, посуда и  одежда по сезонам. Овощи можно высаживать на грядки и собирать урожай. Транспорт передвигается по городу. Это далеко не все имеющиеся элементы. Таким образом созданный тактильный тканевый коврик явился настоящим творческим полигоном для детей, ведь здесь можно узнать и увидеть столько нового, поиграть, потрогать, переместить с места на место.

Данное пособие апробировано мною на различных возрастных группах (от средней до подготовительной)  и успешно используется на занятиях с детьми, имеющими диагнозы ОНР и ЗПР. В зависимости от закрепляемой лексической темы мы вместе с детьми выбираем соответствующее полотно коврика и работаем с его помощью над закреплением лексико-грамматических категорий.  

Изучая предлоги, можно использовать такое задание: «расположи животных по словесной инструкции и расскажи, какое животное где находится (белка на ветке, волк у дерева, ежик под деревом, лиса около пенька и др.)». Запомнить правильное название детенышей животных помогает игра «Найди маму» (найди маму для детеныша, поставь их рядом, назови их правильно). Согласование прилагательных позволяет закрепить игра «Алёнин гардероб» (девочка Алёна одевает  разную одежду, дети  отвечают на вопросы: Какой костюм? Какая юбка? Какое платье? Какие брюки?). Правильному употреблению числительных способствует игра «Сосчитай овощи на грядке» (один баклажан, два баклажана, три баклажана, четыре баклажана, пять баклажанов). Особенно детям нравятся игры-манипуляции с девочкой Алёной. Сначала они выполняют различные действия с Алёной (проснулась, заправила кровать, одела красивое платье, пошла собирать ягоды), потом составляют рассказ о том, что сегодня делала Алёна.

Это далеко неполный перечень игр и игровых приёмов, реализуемых мною на логопедических занятиях с использованием тактильного коврика. Их количество и разнообразие зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза от использования коврика несомненна.  

Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи имеет большое значение тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по где-то шершавому, а где-то гладкому, или шуршащему коврику, и манипулируя с предметами, ребенок незаметно развивает свою речь. Немаловажным является и то, что использование игрового приема позволяет удерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия, а материал, изложенный в непринужденной обстановке, лучше усваивается.

В процессе работы с использованием тактильного коврика в индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими диагнозы ЗПР и ОНР, я пришла к выводу о том, что его применение позволяет более эффективно устранять речевые недостатки: значительно сокращается время формирования произносительных навыков и лексико-грамматического строя речи, лучше развивается связная речь. Это подтверждают результаты обследования речи воспитанников в конце коррекционного обучения. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как материал предлагается в ненавязчивой игровой форме. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности. Занятия с ковриком имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками для подготовки детей к овладению письмом.

Работа с тактильным ковриком позволяет решить  следующие задачи:

  • Создание эмоционально положительного настроения и интереса.
  • Знакомство с сенсорными эталонами, закрепление знаний о них.
  • Формирование умения выполнять действия с предметами: прикрутить, открутить; заплести, привязать; прилепить, отлепить; вставить, вынуть, пристегнуть к пуговице, застегнуть, надеть на крючок и т.д.
  • Развитие  пространственной ориентировки, зрительной и тактильной памяти, ощущения, восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, воображения.
  • Формирование и активизация словаря детей.
  • Усвоение или закрепление правильности употребления в речи различных грамматических категорий.
  • Развитие связной речи (составление предложений, рассказов о девочке).

Тактильный тканевый коврик является универсальным пособием, так как может быть использован в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями логопедических групп ДОУ, воспитателями общеобразовательных групп, а также родителям для занятий и игр с ребенком дома. Его создание не требует особых затрат и усилий. Используйте свою фантазию, и возможно ваши коврики включат еще больше интересных элементов и обязательно понравятся детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»

 «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»   Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один и...

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

Проектная работа "Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи"

Проектная работа по применению тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...