Памятка. Гласные буквы и звуки.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Безрукова Полина Викторовна
Очень часто встречаю детей, которые путают понятия гласная буква и гласный звук. Я объясняю тему гласных букв и звуков буквально на пальцах. У нас 2 ладошки. На них 10 пальцев. Гласных букв тоже 10. Обводим сразу обе ладошки на листе бумаге, подписываем гласные. На правой живут А, О,У,Ы,Э – это гласные 1 ряда, а на левой Я,Ё,Ю, И,Е – гласные 2 ряда. Учим именно в такой последовательности. На правой ладошке живут гласные звуки, их мы может произнести, не закрывая рот, спеть голосом (предлагаю детям проверить), на левой руке гласные буквы, но есть и «шпион» (предлагаю его найти, это тот звук, который мы можем произнести, не закрывая рта), это звук И. Только гласные буквы могут появиться в транскрипции, если в ней появились Я,Е,Ё,Ю, значит, что-то не так! Гласные 2 ряда смягчают согласные, а гласные 1 ряда делают согласную твердой. Проверяем, нажимая каждым пальчиком на любую согласную букву, например М, наблюдаем за изменением звука, который живет в букве М. Потом играем: ладони ребенка лежат на столе, на листочке с нарисованными ладошками и подписанными буквами, я называю слог, а ученик должен приподнять палец с нужной гласной. Можно поиграть в «Наоборотку», когда я называю слог, например МА, а ребенок заменяет гласную 1 ряда гласной 2 и произносит слог МЯ. Затем идет целый комплекс разных игр: - находим и подчеркиваем гласные в тексте; - находим гласные в тексте, гласные 1 ряда отмечаем красной точкой, а гласные 2 ряда подчеркиваем; - играем в шпионов и «шифруем слова», заменяя гласную точкой, а согласные переписывая: башмак - б*шм*к, крокодил – кр*к*д*л. Более сложный вариант – шифрование выполняется под диктовку. Так мы развиваем внимание, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Все это поможет развитию навыков письма и чтения у детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Гласные буквы и звуки"

Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове....

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Звуковая карусель: 1. Гласные буквы и звуки.

Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:* на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выде...

Конспект занятия: "Гласные буквы и звуки" подготовительная группа

Занятие по развитию речи и начала грамоты. Диференциация гласных звуков и букв....

Презентация проекта "В мире гласных букв и звуков"

Возраст детей 5-7 лет - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике существует ряд проблем готовности ребенка к школе, ...

Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"

Для детей подготовительного к школе возраста...

Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"

Для детей подготовительного к школе возраста...