Презентация проекта "В мире гласных букв и звуков"
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Богданович Татьяна Ивановна

Возраст детей 5-7 лет - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике существует ряд проблем готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая.

Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Одна из задач дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.

Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду .Представленный проект способствует  реализации этих задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_glasnye_zvuki_i_bukvy.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект: « В мире гласных звуков и букв» Выполнила: Богданович Т.И .

Слайд 2

Актуальность Возраст детей 5-7 лет - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике существует ряд проблем готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Одна из задач дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду .

Слайд 3

Цель проекта - формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о гласных буквах и звуках. Задачи проекта: 1. Создать условия для расширения представлений детей о гласных буквах и звуках. 2. Способствовать формированию знаний детей о гласных звуках, особенностях их артикуляции. 3. Формировать основы звуко -буквенного анализа на материале гласных звуков. 4. Закрепить зрительные образы гласных букв А, О, У, Е, И, Ы 5 . Развивать фонематическое восприятие, познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей, общую и мелкую моторику. 6. Привлечь родителей к тесному сотрудничеству в работе по изучению гласных букв и звуков.

Слайд 4

Участники проекта : дети старшей группы; воспитатель; родители . Срок реализации : 3 месяца ( октябрь - декабрь.) Тип проекта : краткосрочный, обучающий, творческий. Предполагаемые результаты: - Сформируются знания детей о гласных звуках, об особенностях их артикуляции. - Закрепятся зрительные образы гласных букв А, О, У,Е, И, Ы, дети будут дифференцировать понятия “звук – буква”. -Проект будет способствовать развитию фонематического слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики. -В процессе реализации проекта будут развиваться познавательные, коммуникативные и творческие способности детей . -Родители будут активными участниками образовательного процесса.

Слайд 5

I . Организационный (подготовительный) этап. Была выявлена проблема: практически все дети группы не различают понятия «звук» и «буква», не знают звуков, графических образов букв , делают ошибки в звукопроизношении , слоговой структуре слов, у многих нарушено фонематическое восприятие, грамматический строй речи; поставлена цель, задачи, определены предполагаемые результаты проекта; изучена методическая литература для реализации проекта; закуплены для каждого рабочие тетради, сделаны комплекты букв; подобрана художественная литература (В . Крупин «Первый букварь»; В. Драгунский «Заколдованная буква», стихотворения - С. Михалков «Лесная академия»; В. Берестов « Читалочка », «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б. Заходер «Песенка-азбука »); артикуляционная гимнастика: «Язычок в зоопарке», «Язычок повар »; дыхательные упражнения : «Капуста растет», «Кислое яблоко», «Весёлое настроение» и др.(автор Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей»)

Слайд 6

наглядный материал (плакаты – «Азбука», «Поющие гласные», большие наглядные гласные буквы , «Звуковые домики»); СД –диски: «Веселая логоритмика », «Музыкальный букварь»; дидактические и словесные игры («На какой звук начинается слово?», «Сложи гласную», «Определи место звука в слоге, слове», «Волшебные кубики»: найди гласные, придумай слово, составь предложение , «Прочитай слияние», Лото «Гласные», «Нарисуй пальчиком букву», «Составь из палочек », «Изобрази букву », «Потрогай и угадай », «Веришь — не веришь », «Поймай гласный звук », «Есть ли звук в слоге, слове» и т.д.) Закуплены настольные игры ( Лото «Буквы и цифры», «Учим буквы», Магнитные игры, «Азбука на магнитах» и т.д.); Для каждого ребёнка сделан комплект карточек-букв; Подготовлена информация в уголок для родителей: «Как помочь ребенку запомнить гласные буквы и звуки», «Играем с гласными», «Артикуляционная гимнастика»,

Слайд 7

II. Основной этап. - Проведение НОД по обучению грамоте: 1 . Знакомство с гласной буквой А и звуком [а]. Цель: формирование представлений о звуке [а], букве А. 2 . Знакомство с гласной буквой О и звуком [о]. Цель: формирование представлений детей о звуке [о] и букве О 3 . Знакомство с гласной буквой У и звуком [у]. Цель: формирование представлений детей о звуке [у] и букве У . 4. Знакомство с гласной буквой Е и звуком [е]. Цель: формирование представлений детей о звуке [е] и букве Е. 5. Знакомство с гласной буквой И и звуком [и]. Цель: формирование представлений детей о звуке [и] и букве И. 6. Знакомство с гласной буквой Ы и звуком [ы]. Цель: формирование представлений детей о звуке [ы] и букве Ы.

Слайд 8

Комплекты карточек с буквами для занятий и индивидуальной работы

Слайд 9

Коммуникация : составление звуковых историй (например, [А] - Аня съела арбуз, апельсин, абрикос, ананас. Открыла азбуку и увидела автобус, автомат, акулу, Айболита); придумывание сказок про гласные; загадывание и разгадывание загадок о буквах, прослушивание и заучивание стихотворений о буквах и звуках (А, У, О, И), ч тение художественной литературы по тематике; пропевание гласных звуков по СД-диску

Слайд 10

Дидактические и словесные игры :

Слайд 11

Игры с крупой, песком

Слайд 12

Настольно- печатные игры:

Слайд 13

Художественное творчество : раскрашивание гласных букв; рисование традиционными и нетрадиционными способами ( на песке, крупе); аппликация (скатывание бумаги, обрывная аппликация); лепка из пластилина; конструирование (счетные палочки, кубики, мозаика).

Слайд 14

III. Заключительный этап. Создание совместно с родителями альбома «Веселые гласные»; организация выставки детских работ по теме проекта и газета «Гласные звуки и буквы». Практическая значимость проекта: Обогащена предметно-развивающая среда : - собран наглядный, литературно-художественный материал по теме ; - оформлены дидактические игры, закуплены настольные игры, тетради и комплекты карточек для совместной и самостоятельной деятельности, для дальнейшего обучения чтению Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала в игре

Слайд 15

Газета: «Классные гласные»

Слайд 16

Альбом «Весёлые гласные»

Слайд 17

Результат проекта: Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволило ненавязчиво, опосредованно закрепить знания о гласных звуках, об особенностях их артикуляции, закрепить зрительные образы гласных букв А, О, У,Е, И, Ы, формировать основы звуко -буквенного анализа, развивать общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей . Родителей стали активно сотрудничать в образовательной деятельности группы. Повысилась заинтересованность, активность, творческого участия родителей в жизни своих детей . Таким образом, задачи проекта выполнены! Определена перспектива на будущее: продолжать знакомить детей с понятиями «звук» и «буква» и их графическими образами. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Гласные буквы и звуки"

Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове....

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Звуковая карусель: 1. Гласные буквы и звуки.

Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:* на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выде...

Конспект занятия: "Гласные буквы и звуки" подготовительная группа

Занятие по развитию речи и начала грамоты. Диференциация гласных звуков и букв....

Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"

Для детей подготовительного к школе возраста...

Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"

Для детей подготовительного к школе возраста...

Памятка. Гласные буквы и звуки.

Очень часто встречаю детей, которые путают понятия гласная буква и гласный звук. Я объясняю тему гласных букв и звуков буквально на пальцах. У нас 2 ладошки. На них 10 пальцев. Гласных букв тоже 10. О...