Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме: «Домашние птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей старшей группы с ОНР о перелетных птицах; совершенствования грамматического строя, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_ptitsy.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия  учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР  по лексической теме: «Домашние  птицы».

       Цели:

     коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Домашние  птицы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование существительных множественного числа,  образование существительных с помощью суффиксов  -онок, -енок, упражнять в употреблении предлога -под);

     коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, общие речевые навыки, зрительное и слуховое  внимание, развивать тонкую и артикуляционную  моторику, координацию речи с движением;

     воспитательные: воспитывать бережное отношение к  птицам; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Оборудование:  картинки с изображением домашних  птиц, мяч, диск с записью танца утят, сюжетная картинка «Птичий двор».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: – Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени. Назовите осеннюю одежду, обувь, головные уборы.

 2. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик»

«Качели»

«Горка»

«Часики»

  1. Объявление темы занятия.

Логопед предлагает детям послушать стихотворение «На птичьем дворе».

Наши уточки с утра — кря-кря-кря,
А индюк среди двора — бал-бал-бал,
Наши гуси у пруда — га-га-га, 
Наши курочки в окно — ко-ко-ко, 
А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку.

Логопед: «Кого я называла в этом стихотворении?» Дети перечисляют.

На доску выставляются картинки — курица, утка, индюк, гусь.

«Как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этих картинках? Кто это? — Это птицы. — Почему вы решили, что это птицы? — Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги. — Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Значит, это какие птицы? — Домашние птицы».

  1. Расширение глагольного словаря.
  • Игра «Что делает?»

Дети делятся на две команды. Игра проходит в форме соревнования. Кто назовет больше слов, отвечая на вопрос.

Гусь (что делает?) — гогочет, плавает, ходит, стоит, лежит, ест, щиплет, несет, высиживает, шипит...
Курица (что делает?) — бегает, клюет, разгребает, пьет, несет, высиживает, ест, взлетает, ходит, созывает, квохчет, кудахчет, клохчет...

          Выясняют, какие слова относятся только к курице (кудахчет, квохчет...).

          Какие  только к гусю (шипит, гогочет...).

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

  • Игра «Сосчитай  до пяти»

Один цыпленок, два цыпленка...

Один гусенок, два гусенка,…

Одна утка, две утки,…

  • Дидактическая игра «Один — много» (с мячом)

утка — утки,

цыпленок —  цыплята,  и т.д.

  • Дидактическая игра «Птичья семья»

Логопед выставляет картинку цыпленка, дети называют его родителей. Картинки петуха и курицы ставят рядом. Еще раз называют всю семью. Аналогично: утка — селезень — утенок, гусыня — гусь — гусенок, индюшка — индюк — индюшонок.

5.  Речь с движением  «Танец утят»

6. Пальчиковая гимнастика «Птичий двор»

Возле дома, на горе,

Гуляют птицы во дворе.

Птицы очень важные –

Не дикие, домашние:

Утки с утятами,

Гусыни с гусятами,

Курицы с цыплятами,

Индюшки с индюшатами,

Птичница их позвала,

Всем насыпала зерна.

Птицы прибежали,

Все зерно склевали.

- дети изображают домик из пальцев рук;

- сжимают пальцы рук в кулаки;

- загибают по очереди пальцы на  обеих руках одновременно;

- дети «зовут к себе птиц»;

- имитация движения «сыплем зерно»;

-  шагают пальчиками по столу;

- имитация движения « клюем  зерно»

       7.  Сравнение двух птиц: гусь — курица

На доске большие картины, на которых изображены гусь и курица.

Логопед:  «Давайте посмотрим, чем похожи эти птицы? — У обеих есть крылья, клювы, ноги, шея, туловище, тело, покрытое перьями... — А теперь найдем отличия. — Гусь больше, курица меньше. Гусь весь белый, курица пестренькая. Шея у гуся длинная, у курицы — короткая. Клюв у гуся тупой, у курицы острый. У гуся лапы толще, у курицы тоньше».

       8. Употребление предлога под. 

Сюжетная картинка «Птичий двор»

Логопед:  «Гуляли по двору индюк, курица, гусь, утка. Вдруг откуда ни возьмись выскочила собака. Она громко залаяла. Все перепугались и бросились прятаться. Курица забилась под крыльцо, утка влезла под дрова, индюк забежал под скамейку, а гусь уселся под куст. Сидят, ждут, когда непрошеный гость уйдет со двора. Кто гулял во дворе? Кого испугались птицы? Куда спрятались?»

9.  Итог занятия.

- Каких домашних  птиц вы запомнили?

- Вспомнить,  в какие игры играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Игрушки".

Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста в логопедических, а также массовых группах. Одной из задач занятия является знакомство детей с мнемотаблицами, умением составлят...

Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением....

План – конспект проведения организованной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности на тему: «Как узнать птиц?»

Конспект занятия по экологии. Познакомить детей с  представлениями о птицах, их различии , мнстек обитания через различнын методы и приемы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ Тема: «Перелетные птицы»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний о перелетных птицах.Задачи:Образовательные:- закреплять  знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обит...

Конспект интегрированной музыкальной коррекционно- образовательной деятельности с детьми старшей группы (ТНР) по лексической теме «Игрушки»

 Цель: Обобщать знания детей об игрушках.     Образовательные задачи: уточнять и развивать знания детей об игрушках.     Коррекционно ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи. Тема: «В гостях у писателя С.Я.Маршака».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи.Тема: «В гостях у писателя С.Я.Маршака»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Журавушка» Тема: «Весёлая скакалочка»

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе.Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе двигательной активности «Веселая скакалочка»Задачи:- создать условия дл...