Научиться читать, чтобы говорить
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В статье представлен опыт работы по обучению глобальному чтению детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchitsya_chitat_chtoby_govorit.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Научиться читать, чтобы говорить.

      В последние годы возрастает число детей с отклонениями в развитии. При этом отмечается рост числа случаев сложного дефекта входит симптом аутизма.

     Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжёлыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

   Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (дефектолог, логопед, психолог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной  работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребёнка очень трудно.

     Одним из средств компенсации и активизации речевых навыков неговорящего ребенка с аутизмом является глобальное чтение.

     Методика глобального чтения позволяет развить понимание речи, а иногда и вызвать активную речь.     Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребёнка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

     Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

    Существует несколько методик обучения детей глобальному чтению.

  • Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребёнка в семье.
  • Программа «Общение». Воспитание и обучение слабослышащих (глухих) детей дошкольного возраста в детском саду. Под ред. Э.И. Леонгард.
  • Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет.
  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи.
  • Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки.

     За основу в своей работе мы используем   один из вариантов методики обучения чтению целыми словами  Л.Г. Нуриевой.

       Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.  Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт чёрный. Высота букв от 2 до 5 сантиметров.

    При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Виды работ:

  1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка,  имена его близких, клички домашних животных).
  2. Чтение слов. Подбираются картинки  по всем основным лексическим

темам.

  1. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
  2. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

     Работа по обучению ребёнка не ограничивается демонстрацией и называнием слов -  картинок. Задания можно разнообразить и проводить их в игровой форме. Приведём примеры игр, которые можно использовать при работе с ребёнком.

  • Ира «Подбери пару».

Поиск похожего изображения со словом среди набора различных карточек. Первый уровень сложности предполагает использование изображений с подписями. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

  • Игра «Подбери слово к картинке».

После изучения определенного тематического набора ребенку предлагаются картинки по этой лексической теме и отдельно подписи к ним. Взрослый берет две таблички со словами и предлагает найти к ним изображения. Слова должны быть не похожими типа «лапа» и «лопата», «лук» – «люк». Лучше типа «чашка» – «тарелка». После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, зависит от возраста и интересов ребенка.

  • Задание «Покажи»

Направлено на понимание инструкций и используется со старшими детьми. Используются изображения слов без картинок. Составляются предложения из 2-3 слов, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений может быть различной, Ребенку предлагается выполнить действие, например: «Покажи рот», «Покажи квадрат», «Покажи маленький мяч», «Подойди к окну», «Возьми ручку», «Дай красный мяч» и т.п. Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых / третьих слов в предложениях.

4. Упражнение «Прочитай предложение». 

     Ребенку предлагаются предложения, которые подходит к сюжетной картинке или серии картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: девочка рисует (играет, умывается, спит), собака спит (ест, играет, бежит) и т. д.

     Важно, начинать обучение со слов, которые хорошо известны ребёнку. Усложнять задания можно не раньше, чем ребёнок без труда сможет соотносить предмет и его изображения, подбирать парные предметы или картинки. Порядок введения новых лексических тем произволен, он основывается на интересе ребёнка.

     Систематические занятия формируют и развивают когнитивные структуры, которые подготавливают ребёнка к принятию информации какого-то определённого, а не любого вида, и таким образом управляют его текущей познавательной деятельностью. В его голове формируются внутренние психологические структуры, в которых представлена картина мира, общества и самого себя, что так необходимо для детей с аутизмом. Обучение чтению не является процессом, заканчивающим развитие «неговорящих» детей. Наоборот, их развитие выходит на совершенно новый уровень.

Литература:
1. Кацуба Ж.А. Метод глобального чтения в обучении грамоте у детей с нарушениями речевого развития. Пособие для специалистов и родителей. – М.: В. Секачев, 2015.

2. Нуриева Л .Г. Развитие речи у аутичных детей: Методическая разработка-М.: Теревинф, 2012

3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка правильно говорить"

Роль  родителей  в  развитии  речи  детей...

Статья на тему: «Научите ребенка красиво говорить»

Статья о том,как научить ребёнка красиво говорить.Призывает заниматься с ребенком дома, читать ему книги, рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание сказки (рассказа)....

Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)

Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно - перцептивные возможности изодеятельности позволяют использо...

Консультация для родителей "Слушать, чтобы говорить"

Для педагогов дошкольных учреждений...

Каким словам научить дошкольника, чтобы понимать и выражать эмоции

Дети часто не могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам или ситуации. И это не связано с плохим настроением. У них еще не сформиров...