Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

соломонова инна николаевна

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно - перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovat.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.

     У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования.

     К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

     Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно - перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

     Что такое для ребенка рисование? И что такое – рисовать? Это для него, как говорить, даже точнее, как дышать. Когда ребенок до года   еще не умеет говорить, он кричит, чтоб взрослые его услышали и обратили внимание. Когда же он уже начинает разговаривать, в силу маленького словарного запаса и крохотного социального опыта, он не может выразить, всего, того, что  видит чувствует, понимает, осознает, какие выводы делает из всего этого. Поэтому почти все дети дошкольного возраста любят рисовать и тянутся к изобразительным  материалам, чтобы выразить себя.

      Существуют разные методики развития речи детей.  Например, доказано, что существенно способствует этому процессу развитие мелкой моторики.  Некоторые дети, поступая в группу, не выговаривали больше десятка звуков и не могли удерживать в руках предметы. И именно с этими детьми мы с воспитателями решили заняться …. рисованием.  И не просто рисованием, а освоить очень серьезную, требующую большой сосредоточенности, терпения и хороших моторных навыков методике рисования штрихом.

     Штрих –это лишь черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу. А еще с помощью штриха можно многое рассказать о своих любимых сказочных героях: пушистая шерсть у котенка, красивое оперенье у птиц, колючая хвоя у ели…

     Родители первоклассников знают, как трудно их детям выполнить простейшие упражнения в прописи: нарисовать ряд «палочек» или «крючков». А сколько таких «палочек» нужно, чтобы изобразить на листе белой бумаги сову с совенком, кошку, цыпленка.

     «Хочу заметить, - написала в тетрадке отзывов одного из воспитанников, что раньше Максим без желания занимался рисованием, в основном просил у меня помощи. Теперь же у него появился огромный интерес, большое желание заниматься рисованием при помощи штриха. Ведь работы получаются интересные, необычные. Максим стал увереннее держать карандаш, самостоятельно наносит линии при изображении предметов. Хотя Максим младше других ребят в группе, он с большим желанием, старанием и терпением выполнял работу, смог дорисовать до конца и рассказать о том, что нарисовал».

      «Рассказать о том, что нарисовал» - тоже важная составная часть работы. Почему «волшебный грибок» - основу любой работы – нужно располагать именно в центре листа? Почему есть «правильная композиция», а есть «неправильная»?

     Выслушивая ответы детей воспитатели и логопед обращают внимание на правильное произношение. Каждое занятие с дошкольниками заканчивается обсуждением рисунков. 

     Для развития устной и письменной речи нужно выстраивать работу  таким образом, чтобы «вхождение» ребенка в письменную речь происходило как «переход от рисования вещей к рисованию речи» [Выготский 1994: ], так как в генетической линии развития знаковых и символических средств рисование предшествует письменной речи.

     В самом начале своей работы базой послужила книга В.А.Грека «Рисуем штрихом» 1992 года издания и ксерокопии из журнала «Дошкольное воспитание» за 1997 год.

     Многое пришлось разрабатывать самим. Например, уже  на первых занятиях заметили, что не следует давать детям большие альбомные листы: покрыть их ровным штрихом за отпущенное время трудно, дети быстро утомляются, начинают скучать. Теперь на занятиях в группе им выдают маленькие листы. Обязательно звучит негромкая спокойная музыка. Для удобства и помощи в работе имеются таблички с разными видами штриха – дети могут выбрать любой, какой им понравиться.

      Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается.

      Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

        Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.

        Дети приобретают графические навыки с помощью системы специальных игр и упражнений:

  • «Нарисуй узор по клеточкам»
  • «Соедини точки»
  • Попади в цель»
  • «Дорожки»
  • «Лабиринты»
  • «Закончи рисунок»
  • Выполнение штриховок
  •  Графический диктант

      «Наблюдая за своим ребенком, я заметила, что он не только с радостью выполняет эту работу в детском саду, но и с большим желанием рисует дома. И сама я, когда было предложено выполнить совместную работу с ребенком по этой методике, с большим удовольствием под руководством своего сына это выполнила» (Из «тетради отзывов»).

      И воспитатели и родители замечают, как всего за год изменились дети. В отзывах родителей часто встречается фраза: «Моему ребенку очень нравиться рисовать, а теперь даже получается хорошо разговаривать»

     Через рисунок дети входят в мир, который когда-нибудь станет их миром, в котором они учатся быть своими, к встрече с которым, благодаря полученным навыкам, воспитанным упорству и усидчивости, они будут готовы.

      На занятиях мы играем и рисуем. Речь — это не только средство общения, которое всегда непосредственно связано с его практической деятельностью, но и одно из главных средств мыслительной деятельности. Игра и рисунок в развитии ребенка — это особые формы мышления, в которых через обозначение собственных представлений об окружающей действительности происходит многократное воспроизведение образов действительности, их обобщение и понимание.

     Родители должны всегда помнит, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личности будет более гармонично развита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»

Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...