Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кургушова Елена Александровна

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.

Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи.

Задачи:

- Установление доброжелательных взаимоотношений с родителями воспитанников;

- Вовлечение родителей в коррекционный процесс;

-Познакомить родителей с основными задачами коррекционного обучения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnogo_sobraniya.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.

Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи.

Задачи:

- Установление доброжелательных взаимоотношений с родителями воспитанников;

- Вовлечение родителей в коррекционный процесс;

-Познакомить родителей с основными задачами коррекционного обучения;

- Продемонстрировать доступные приемы коррекционного логопедического воздействия.

- познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики. Провести мастер — класс по развитию мелкой моторики.

Предварительная работа:

• анкетирование родителей по теме собрания;

• чаепитие с родителями «Чай с вареньем»;

• заучивание стихов об осени, съемка их прочтения;

• съемка части занятия учителя-логопеда по проведению с детьми артикуляционной гимнастики;

• изготовление учителем-логопедом лэпбука «Формируем правильное звукопроизношение».

Оборудование:

Плакаты с высказываниями:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

Листы бумаги с контурами; нитки, акварель, клей ПВА с носиком дозатором, салфетки, ножницы, ёмкости с водой, кисти.

-Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

-Мультимедийная установка для показа слайдов;

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.

Форма проведения: собрание-практикум.

План собрания:

I. Релаксация Упражнение «Волшебный цветок добра».

II. Совместная работа с родителями составление схемы «Что помогает развивать речь ребёнка?»

III. Выступление учителя логопеда. Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений.

IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.

V Разминка рук и пальцев.

VI. Творческая мастерская.

VIII. Подведение итогов собрания - рефлексия.

Ход родительского собрания.

I.Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Все вы пришли с работы и немножечко устали, а чтобы снять усталость настроится на восприятие информации я предлагаю вам сделать упражнение и немножечко расслабиться.

Упражнение «Волшебный цветок»

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте,как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И нам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, сохранили у себя. Тёплое чувства и хорошее настроение будут по - прежнему с вами.

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите другу другу добрые мысли.

Всего вам доброго.

Речь – основная форма общения.В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

II Совместная работа с родителями составление схемы «Что помогает развивать речь ребёнка?»

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы? Составление схемы.

- эмоциональное общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

- общение ребёнка со сверстниками

- строение артикуляционного аппарата

- речь взрослых (как образец для детей)

- развитие мелкой моторики

- чтение детям художественной литературы

- речевые игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.Итак основными целями развития речи детей дошкольного возраста являются следующие:

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

Об этом мы сегодня и будем говорить на нашем собрании.

Ш.Выступление учителя - логопеда:

1. Показ съемки прочтения коротких стихов об осени детьми.

2. Беседа с родителями о нарушениях речи при ОНР Ш уровня у детей.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики вместе с родителями. Показ съемки части логопедического занятия - проведение артикуляционной гимнастики.

Беседа с родителями о значении артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи

У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.

Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Специальные игры и упражнения направлены на совершенствование движений, снятие мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.

IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.

Развивать мелкую моторику можно также с помощью нетрадиционных техник рисования. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, а так же рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, даёт полную свободу для самовыражения. Известно, что ребёнок хочет видеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно, например, поставить кляксы на бумагу и обнаружить забавный рисунок, получить рисунок из собственной ладони и т. д. Существует много нетрадиционных способов рисования. С одним из них – рисованием пластилином в технике «Пуантилизм» – я знакомила вас на одном из родительских собраний.

Сегодня я познакомлю вас с ещё одним нетрадиционным методом рисования – рисование верёвочкой. Рисунки с помощью верёвочки отличаются мягкостью получаемых форм. Ваши дети с удовольствием рисую верёвочкой, так как полученный рисунок можно не только увидеть, но и потрогать руками, потому что наша волшебная верёвочка придаёт ему объём.

Такие занятия успокаивают детей, развивают чувство прекрасного, совершенствуют зрительное восприятие, развивают зрительно-моторную координацию; формируют плавность, ритмичность и точность движений; закрепляют навыки рисования; готовят руки к письму; развивают мелкую моторику и воображение. В дальнейшем ребёнок сможет выкладывать большие картины из нескольких верёвочек разного цвета.

Если вы захотите со своим ребёнком порисовать верёвочкой дома, то контур вы можете нарисовать сами, перенести нужный образец с помощью копировальной бумаги, взять любую раскраску или скачать чёрно- белый рисунок с интернета.

Итак, начнём…

Перед вами лежат рисунки с контурным изображением предметов. У каждого контура есть начало и конец. Поставьте указательный палец правой руки на начало рисунка и проведите пальцем по контуру. А сейчас мы с вами проведём пальчиковую гимнастику.

Пальцы - дружная семья. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и

Друг без друга им нельзя. разжимаем их).

Вот большой! А это - средний. (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук

Безымяный и последний – кверху)

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять (Каждый палец руки соединяем

и движенья выполнять. поочередно к большому).

Теперь возьмём клей ПВА с носиком-дозатором и нанесём тонкой линией на контур. Затем наложим верёвочку на полоску клея без натяжения, аккуратно выкладывая все петельки и повороты, прижимая её лёгким движением пальцев. Лишний кусочек верёвочки отрезать.

Пока сохнет клей на ваших рисунках, я предлагаю вам провести разминку – упражнение на координацию речи с движением. Предлагаю вам выйти из-за столов и встать в круг.

«На водопой»

Жарким днём лесной тропой (спокойно идут друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком

– «лакают»)

Сейчас я приглашаю вас снова занять места за столами и раскрасить получившиеся рисунки красками. Чтобы работа получилась завершённой, вокруг нужно сделать фон.

А теперь давайте порадуем наших деток и устроим для них выставку.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисовано дерево пожеланий ки цветные листочки если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите зелёный листочек, если частично - желтый, а если не удовлетворены – красный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:- фо...

Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи

Выступление на родительском собрании в старшей логопедической группеТема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»....

Презентация: "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи"

Презентация к родительскому собранию.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».План проведения:1. Краткий отчет. Кто попадает ...

"Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи"

Консультация для родителей детей старшей логопедической группы. Время проведения: первый период обучения, октябрь....

Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...

Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, об...

Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, сл...