Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проект по формированию предпосылок функциональной грамотности с помощью игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchitelya-defektologa_linde_yu.b.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко»
Проект
«Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
Автор
Линде Ю.Б.,
Учитель-дефектолог 1 квалификационнойкатегории
Бердск 2023
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью игр на занятиях учителя-дефектолога» |
Продолжительность проекта | Среднесрочный проект с 20.03.2023г до 28.04.2023г. |
Тип проекта | Информационный, игровой, познавательный, практический. |
Участники проекта | Воспитанники детского сада, их родители, учитель-дефектолог. |
Виды деятельности детей | Игровая, информационная, познавательная, практическая. |
Ресурсы проекта | Ноутбук; игры, изготовленные учителем-дефектологом; игры, изготовленные или подобранные родителями; готовые фетровые игры. |
Актуальность проекта | Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Математическая функциональная грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему гражданину. Ключевые характеристики математической грамотности: - распознавать проблемы в окружающей действительности и решать их средствами математики; - формулировать эти проблемы на языке математики; - решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать методы решения; - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи; - формулировать и записывать результаты решения. В то время, когда дети играют, они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели. Формированию математической функциональной грамотности способствует: - создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность; - поисковая активность- математические задания поискового характера; - приобретение опыта успешной деятельности, опыт принятия решений, совместное сотрудничество. |
Цель проекта | Формировать через дидактические игры предпосылки математической грамотности. |
Задачи проекта | Образовательные: способствовать формированию у дошкольника математической грамотности; способствовать развитию пространственных представлений, представлений о множестве и числе; о геометрических фигурах. Развивающие: развивать интерес к математике, умение применять полученные знания во время игры. Воспитательные: воспитывать умение работать в команде, положительную направленность детей на взаимодействие. |
Планируемые результаты | Дети: развиваются умения анализировать, сравнивать, делать выводы; проявляется интерес к конструированию. Родители: принимают участие в реализации проекта - в создании практической базы игр как участники образовательной деятельности; Учитель- дефектолог, педагоги: созданы и подобраны практические игры, подобраны упражнения для формирования предпосылок математической грамотности |
Продукты проекта | Игра «Волшебный коврик»; картотека матриц для конструирования с помощью различных видов строительного материала: дары Фребеля, конструктор деревянный, плоскостные фигуры, блоки Дьеныша и др.; игры, созданные или подобранные родителями; презентация по реализации проекта. |
Этапы проекта | Подготовительный 20.03.23 – 27.03.2023 Основной 27.03.2023 – 21.04.2023 Заключительный 24.04.2023 – 28.04.2023 |
Реализация проекта
№ | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (20.03.23 – 27.03.2023) | ||
1. | Изучение методической литературы, подбор и разработка необходимых материалов (дидактические игры, подбор материалов для конструирования.) | Учитель-дефектолог |
2. | Работа с методическим материалом, картотеками по данной теме. | Учитель-дефектолог |
3. | Информирование родителей о проекте | Учитель-дефектолог |
Основной этап (27.03.2023 – 21.04.2023) | ||
1. | Разработка и создание игры «Волшебный коврик» | Учитель-дефектолог |
2. | Подбор дидактических игр, направленных на формирование предпосылок математической грамотности | Родители |
3. | Создание картотеки матриц для конструирования с использованием различных видов конструктора | Учитель-дефектолог |
4. | Разработка консультации для родителей «Формирование предпосылок математической грамотности в старшем дошкольном возрасте» | Учитель-дефектолог |
5. | Создание презентации проекта. | Учитель-дефектолог |
Заключительный этап (24.04.2023 – 28.04.2023) | ||
1. | Обсуждение результатов проекта | Учитель-дефектолог, педагоги |
2. | Презентация проекта для педагогов. | Учитель-дефектолог, педагоги |
3. | Презентация продуктов проекта. | Учитель-дефектолог, педагоги |
Приложения к проекту:
- Консультация для родителей «Формирование предпосылок математической грамотности в старшем дошкольном возрасте»
- Игра «Волшебный коврик» (продукт проекта)
- Картотека матриц для конструирования
- Презентация к проекту «Формирование предпосылок математической грамотности у детей старших групп с помощью игр на занятиях учителя-дефектолога».
- Картотека игр с применением на занятиях готовых фетровых игр (описание применения)
Приложение 1.
Консультация для родителей «Формирование предпосылок математической грамотности в старшем дошкольном возрасте».
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Особое значение, на мой взгляд, имеет формирование математической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Для детей дошкольного возраста не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не всегда могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Он должен показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Помочь в развитии предпосылок функциональной грамотности, в том числе математической, может дидактическая игра. Ведь игра- это целенаправленная деятельность, когда каждый играющий (или группа в целом) объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. При использовании дидактической игры, даже уже знакомой для ребенка, у ребенка появляется возможность вносить свои творческие элементы. А родителям – поддержать желание ребенка и помочь развить сюжет.
Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Немалое значение в развитии предпосылок математической грамотности оказывает конструирование при помощи матриц (как элемент технологии ТРИЗ). При конструировании можно использовать любой материал: деревянный конструктор, дары Фребеля, плоскостные фигуры, блоки Дьеныша и т.д. Конструирование при помощи матрицы способствуют не только формированию предпосылок математической грамотности, но и развитию инженерного мышления. Таким образом, использование игр прямо или косвенно ведет к формированию предпосылок функциональной грамотности.
Приложение 2.
Игра для формирования предпосылок математической грамотности «Волшебный коврик»
Цель: Формирование предпосылок математической грамотности посредством игры.
Задачи:
Образовательная: формировать умение устанавливать логические связи; умения сравнивать, делать выводы.
Развивающая: развитие познавательной деятельности, развитие речи.
Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать, работать в команде, помогать друг другу.
Описание игры:
Игру можно использовать для детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Оборудование: коврик, разделенный на 4 поля (сектора). Геометрические фигуры разного цвета, размера.
Игра 1. «Один-много». Выложить на верхнем поле (секторе) одну фигуру, внизу много. Ребенку попросить показать, где одна фигура, где много. А теперь давай поменяем, как сделать, чтобы наверху было много фигур, а внизу одна? (ребенок выполняет).
Игра2. «Фигура». Попросить ребенка в одном секторе выложить только круги, в другом –квадраты и т.д.
Игра 3. «Величина». Попросить ребенка в один сектор положить все большие фигуры, в другой- все маленькие. Или попросить упорядочить по величине круги от маленького к большому. В другом секторе квадраты от большого к маленькому. Так же можно в упорядоченном ряду попросить найти место фигуре, которую убрали.
Игра 4. «Изучаем цвета». Оставляем фигуры основных цветов и попросить в один сектор выложить фигуры синего цвета, в другой- красного, в третий- желтого, в четвертый- зеленого.
Игра 5. «Где одинаковые фигуры». Оставить на игровом поле фигуры 4-х цветов, причем фигуры одного из цветов должны быть одной формы (например, все круги) и одного размера. Попросить ребенка разложить фигуры по секторам, соблюдая цвет. А затем нужно найти, в каком секторе все фигуры одинаковые. По каким признакам мы поняли, что они одинаковые.
Игра 6. « Где больше (меньше) фигур?». Разложить на верхний сектор, например, 4 фигуры. На нижний сектор – 5. Попросить ребенка посчитать фигуры в верхнем секторе, потом в нижнем. Где больше? Соотнесем все фигуры в пары. Сколько фигур осталось без пары? Как сделать, чтобы в верхнем и нижнем секторе стало одинаковое количество фигур?
Игра 7. «Ориентировка в пространстве». Предложить детям положить красный квадрат в верхний правый угол (сектор), синий круг в нижний левый и т.д. Дальше можно усложнять игру, добавляя еще размер фигуры (маленький синий круг).
Игра 8. «Что изменилось?». Разложить перед ребенком предметы в ряд или по секторам. Попросить его запомнить. Потом меняем несколько фигур местами, или какую-то фигуру убираем. Что изменилось?
Игра 9. «Повтори». Выкладываем перед ребенком фигуры в цепочку в верхнем секторе. Просим запомнить. Затем закрываем этот сектор и просим воспроизвести цепочку в нижнем секторе. Затем открываем и сравниваем. (цепочку начинаем с небольшого количества фигур, затем усложняем, увеличивая количество) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...
Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...
Использование социально-коммуникативных игр в работе педагога-психолога для формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Стендовый доклад для педагогов...
Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"
Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...
Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания
Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...
Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
Цель проекта- Формировать через дидактические игры предпосылки математической грамотности. ...