Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Линде Юлия Борисовна

Проект по формированию предпосылок функциональной грамотности с помощью игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchitelya-defektologa_linde_yu.b.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко»

Проект

«Формирование предпосылок функциональной математической  грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»

Автор

Линде Ю.Б.,

Учитель-дефектолог 1 квалификационнойкатегории

 Бердск  2023

Технологическая карта проекта

Название проекта

«Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников  с помощью игр на занятиях учителя-дефектолога»

Продолжительность проекта

Среднесрочный проект с 20.03.2023г до 28.04.2023г.

Тип проекта

Информационный, игровой, познавательный, практический.

Участники проекта

Воспитанники детского сада,  их родители, учитель-дефектолог.

Виды деятельности детей

Игровая, информационная, познавательная, практическая.

Ресурсы проекта

Ноутбук; игры, изготовленные учителем-дефектологом; игры, изготовленные или подобранные родителями; готовые фетровые игры.

Актуальность проекта

 Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людейФункциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет.

Математическая функциональная грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему гражданину.

Ключевые характеристики математической грамотности:

- распознавать проблемы в окружающей действительности и решать их средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи;

- формулировать и записывать результаты решения.

В то время, когда дети играют, они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

Формированию математической функциональной грамотности способствует:

- создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность  детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность;

- поисковая активность- математические задания поискового характера;

- приобретение опыта успешной деятельности, опыт принятия решений, совместное сотрудничество.

Цель проекта

Формировать через дидактические игры предпосылки математической грамотности.

Задачи проекта

Образовательные: способствовать формированию у дошкольника математической грамотности;  способствовать развитию пространственных представлений, представлений о множестве и числе; о геометрических фигурах.

Развивающие: развивать интерес к математике, умение  применять полученные знания во время игры.

Воспитательные:  воспитывать умение работать в команде,  положительную направленность детей на взаимодействие.  

Планируемые результаты

Дети: развиваются умения анализировать, сравнивать, делать выводы; проявляется интерес к конструированию.  

Родители: принимают участие в реализации проекта -  в создании практической базы игр как участники образовательной деятельности;  

Учитель- дефектолог, педагоги:  созданы и подобраны   практические игры, подобраны упражнения для  формирования предпосылок математической грамотности

Продукты проекта

Игра «Волшебный коврик»; картотека матриц для конструирования с помощью различных видов строительного материала: дары Фребеля, конструктор деревянный, плоскостные фигуры, блоки Дьеныша и др.; игры, созданные или подобранные родителями; презентация по реализации проекта.

Этапы проекта

Подготовительный 20.03.23 – 27.03.2023

Основной 27.03.2023 – 21.04.2023

Заключительный 24.04.2023 – 28.04.2023

Реализация проекта

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап (20.03.23 – 27.03.2023)

1.

Изучение методической литературы, подбор и разработка необходимых материалов (дидактические игры, подбор материалов для конструирования.)

Учитель-дефектолог

2.

Работа с методическим материалом, картотеками по данной теме.

Учитель-дефектолог

3.

Информирование родителей о проекте

 Учитель-дефектолог

Основной этап (27.03.2023 – 21.04.2023)

1.

Разработка и создание игры «Волшебный коврик»

Учитель-дефектолог

2.

Подбор дидактических игр, направленных на

 формирование предпосылок математической

грамотности

Родители

3.

Создание картотеки  матриц для

конструирования с использованием

различных видов конструктора

Учитель-дефектолог

4.

Разработка консультации для родителей

 «Формирование предпосылок математической   грамотности в старшем

дошкольном возрасте»

Учитель-дефектолог

5.

Создание презентации проекта.

Учитель-дефектолог

Заключительный этап (24.04.2023 – 28.04.2023)

1.

Обсуждение результатов проекта

Учитель-дефектолог,

педагоги

2.

Презентация проекта для педагогов.

Учитель-дефектолог,

педагоги

3.

Презентация продуктов проекта.

Учитель-дефектолог,

педагоги

Приложения к проекту:

  1. Консультация для родителей «Формирование предпосылок математической   грамотности в старшем дошкольном возрасте»
  2. Игра «Волшебный коврик»  (продукт проекта)
  3. Картотека матриц для конструирования
  4. Презентация к проекту «Формирование предпосылок математической  грамотности у детей старших групп с помощью игр на занятиях учителя-дефектолога».
  5. Картотека игр с применением  на занятиях готовых фетровых игр (описание применения)

        

Приложение 1.

Консультация для родителей «Формирование предпосылок  математической   грамотности в старшем дошкольном возрасте».

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.  Особое значение, на мой взгляд, имеет формирование математической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Для детей дошкольного возраста не составляет труда запомнить  порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не всегда  могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное. Между тем,  придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Он должен показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Помочь в развитии предпосылок функциональной грамотности, в том числе математической, может дидактическая игра.  Ведь игра- это целенаправленная деятельность, когда каждый играющий (или группа в целом) объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата.  При использовании дидактической игры, даже уже знакомой для ребенка, у ребенка появляется возможность вносить свои творческие элементы. А родителям – поддержать желание ребенка и помочь развить сюжет.

 Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Немалое значение в развитии предпосылок математической  грамотности оказывает конструирование при помощи матриц (как элемент технологии ТРИЗ). При конструировании можно использовать любой материал: деревянный конструктор, дары Фребеля, плоскостные фигуры, блоки Дьеныша и т.д. Конструирование при помощи матрицы способствуют не только формированию предпосылок математической грамотности, но и развитию инженерного мышления.  Таким образом, использование игр прямо или косвенно ведет к формированию предпосылок функциональной грамотности.

Приложение 2.

Игра для формирования предпосылок математической  грамотности «Волшебный коврик»

Цель: Формирование предпосылок математической грамотности посредством игры.

Задачи:

Образовательная: формировать умение устанавливать логические связи; умения сравнивать, делать выводы.

Развивающая: развитие познавательной деятельности, развитие речи.

Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать, работать в команде, помогать друг другу.

Описание игры:

Игру можно использовать для детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Оборудование: коврик, разделенный на 4 поля (сектора). Геометрические фигуры разного цвета, размера.

Игра 1. «Один-много». Выложить на верхнем поле (секторе) одну фигуру, внизу много. Ребенку попросить показать, где одна фигура, где много. А теперь давай поменяем, как сделать, чтобы наверху было много фигур, а внизу одна? (ребенок выполняет).

Игра2. «Фигура». Попросить ребенка в одном секторе выложить только круги, в другом –квадраты и т.д.

Игра 3. «Величина». Попросить ребенка в один сектор положить все большие фигуры, в другой- все маленькие. Или попросить упорядочить по величине  круги от маленького к большому. В другом секторе квадраты от большого к маленькому. Так же можно в упорядоченном ряду попросить найти место фигуре, которую убрали.

Игра 4. «Изучаем цвета». Оставляем фигуры основных цветов и попросить в один сектор выложить фигуры синего цвета, в другой- красного, в третий- желтого, в четвертый- зеленого.

Игра 5. «Где одинаковые фигуры». Оставить на игровом поле фигуры 4-х цветов, причем фигуры одного из цветов должны быть одной формы (например, все круги) и одного размера. Попросить ребенка разложить фигуры по секторам, соблюдая цвет. А затем нужно найти, в каком секторе все фигуры одинаковые. По каким признакам мы поняли, что они одинаковые.

Игра 6. « Где больше (меньше) фигур?». Разложить на верхний сектор, например, 4 фигуры. На нижний сектор – 5. Попросить ребенка посчитать фигуры в верхнем секторе, потом в нижнем. Где больше? Соотнесем все фигуры в пары. Сколько фигур осталось без пары? Как сделать, чтобы в верхнем и нижнем секторе стало одинаковое количество фигур?

Игра 7. «Ориентировка в пространстве». Предложить детям положить красный квадрат в верхний правый угол (сектор), синий круг в нижний левый и т.д. Дальше можно усложнять игру, добавляя еще размер фигуры (маленький синий круг).

 Игра 8. «Что изменилось?». Разложить перед ребенком предметы в ряд или по секторам. Попросить его запомнить. Потом меняем несколько фигур местами, или какую-то фигуру убираем. Что изменилось?

Игра 9. «Повтори». Выкладываем перед ребенком фигуры в цепочку в верхнем секторе. Просим запомнить. Затем закрываем этот сектор и просим воспроизвести цепочку в нижнем секторе. Затем открываем и сравниваем. (цепочку начинаем с небольшого количества фигур, затем усложняем, увеличивая количество) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...

Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...

Проект «Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у дошкольников с помощью дидактических игр»

Цель проекта- Формировать через дидактические игры предпосылки математической грамотности. ...