нормативно-правовая база для дошкольников с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Тумурова Регина Амирановна

Основные документы, которые определяют специфику дошкольного образования для особых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativno-pravovaya_baza_dlya_doshkolnikov_s_ovz.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база для дошкольного образования детей с ОВЗ

Первая лекция темы познакомит вас с нормативно-правовой базой, которая регулирует дошкольное образование детей с ОВЗ. Разберем основные документы, которые определяют специфику дошкольного образования для особых детей.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По закону, ДОО обязано создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы они могли получить образование.

Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Требует, чтобы ДОО:– развивало умственные и физические способности инвалидов;
– готовила инвалидов к участию в жизни общества; 
– эффективно поддерживала инвалидов в процессе обучения;
– давала инвалидам доступ к образованию там, где они живут; 
– создавала условия, чтобы инвалиды осваивали социальные навыки. 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По закону, специальные условия образования положены не только инвалидам, но и детям с ОВЗ. К этим условиям относят:
– особые образовательные программы и методы; 
– специальные учебные пособия и дидактические материалы; 
– технические средства для обучения детей с ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (утв. приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155). Для коррекционной работы с особыми детьми, которые учатся с обычными дошкольниками, нужно создавать специальные условия. Составьте перечень и план индивидуальных коррекционных мероприятий. Они нужны, чтобы удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Для работы с особыми детьми ДОО зачастую необходимы дополнительные квалифицированные специалисты. Это, в том числе, ассистенты или помощники, которые оказывают детям с ОВЗ помощь на постоянной основе. Предусмотрите особые должности педагогических работников для каждой группы детей с ОВЗ (п. 3.4.3 ФГОС ДО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО (утв. приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014). Устанавливает, что дошкольная организация должна обеспечить для детей с ОВЗ определенные условия. Ознакомьтесь с ними в таблице 1.

Таблица 1. Какие условия должна обеспечить ДОО для детей с ОВЗ

Категория детей

Что нужно ребенку

Дети с ОВЗ
по зрению

Ассистент, который будет оказывать необходимую помощь.

Печатные материалы с крупным шрифтом или аудиофайлы

Дети с ОВЗ по слуху

Звуковые средства воспроизведения информации

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м.

Специальные кресла и другие условия, которые обеспечат доступ к помещениям ДОО

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» (утв. постановлением Главгоссанврача от 15.05.2013 № 26). В комбинированные и компенсирующие группы ДОО нужно принимать ограниченное количество детей (таблицы 2 и 3).

Таблица 2. Сколько детей принимать в компенсирующие группы ДОО

Категория детей

Максимальное количество до 3 лет

Максимальное количество старше 3 лет

Дети с тяжелыми нарушениями речи

6

10

Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи старше 3 лет

12

Глухие дети

6

6

Слабослышащие дети

6

8

Слепые дети

6

6

Слабовидящие дети, а также дети с амблиопией, косоглазием

6

10

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

6

8

Дети с задержкой психического развития

6

10

Дети с умственной отсталостью легкой степени

6

10

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью старше 3 лет

8

Дети с аутизмом старше 3 лет

5

Дети, у которых минимум два недостатка в развитии

5

5

Дети прочих категорий ОВЗ

10

15

​​​​​​​

Таблица 3. Сколько детей принимать в комбинированные группы ДОО

Возраст детей

Количество детей

До 3 лет

Не более 10 детей, в том числе не более трех детей с ОВЗ

Старше 3 лет

Не более 10 детей, в том числе не более трех глухих или слепых детей, дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умеренной или тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом

Не более 15 детей, в том числе не более четырех слабовидящих детей с амблиопией или косоглазием, слабослышащих детей, с тяжелыми нарушениями речи, легкой умственной отсталостью

Не более 17 детей, в том числе не более пяти детей с задержкой психического развития

LOGO_Action_MCFR.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нормативно-правовая база ДОУ

перечень основных документов, регулируемых деятельность ДОУ...

Нормативно- правовая база на Федеральном и муниципальном уровне

Перечень основных Федеральных и муниципальных законодательных актов в работе учителя - дефектолога в ДОУ. В помощь молодому специалисту данного профиля....

Нормативно-правовая база ДОУ

1.Муниципальное задание...

нормативно-правовая база ФГОС ДО

Нормативно-правовая база ФГОС ДО...

«НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.»

Здесь подобраны все нормативные документы РФ и Краснодарского края по патриотическому воспитанию дошкольников....