Роль ранней помощи в коррекции речевых нарушений у детей-близнецов
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
В статье говориться о важности оказания ранней помощи детям от многоплодной беременности, необходимости взаимодействия специалистов ДОО и родителей, отражены основные векторы воспитательнрй и коррекционной работы с близнецами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ranney_pomoshchi_v_korrektsii_rechevyh_narusheniy_u_bliznetsov.docx | 19.71 КБ |
bliznetsy_rannyaya_pomoshch.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль ранней помощи в коррекции речевых нарушений у детей-близнецов
Ранний возраст – это период интенсивного развития всех психических функций ребенка. Специалистам важно вовремя диагностировать и скорректировать недостатки речевой функции. По данным многочисленных исследований, недостатки, сформировавшиеся в раннем возрасте, с трудом поддаются исправлению на последующих этапах, таким же образом и положительные свойства, приобретенные в этом возрасте, остаются с человеком на всю жизнь.[1,2] Следовательно, отдача от эффективных коррекционных программ речевого развития детей достаточно велика. Актуальность этой темы определяется ведущей ролью, которую играет речь в становлении высших психических процессов ребенка и формировании его личности в целом.
Попытки понять явление появления на свет близнецов не прекращались и в течение многих веков. Близнецов еще называют «чудом в квадрате». На основании изучения 2-х зародышевых оболочек были выделены два типа близнецов – монозиготные – МЗ (однояйцовые, идентичные) и дизиготные – ДЗ (двуяйцовые, неидентичные). МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а ДЗ - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов. В целом дизиготные близнецы имеют лучшие, чем монозиготные близнецы, оценки речевого развития. Разнополые дизиготные близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между однояйцовыми, монозиготными и однополыми дизиготными близнецами. [3]
Задержка близнецов в речевом развитии определяется биологическими особенностями. Близнецы (монозиготные по сравнению с дизиготными; вторые по порядку рождения) чаще подвержены большему риску осложнений и аномалий развития в пре- и перинатальном периодах, они чаще рождаются недоношенными, маловесными. Биологические факторы риска прямо или косвенно влияют на их речевое развитие.[5]
Феномен «близнецовой ситуации» ответственен за речевое отставание близнецов. Недостаточное общение является одним из важнейших факторов, обусловливающих замедленное речевое развитие близнецов.[5]
Одной из особенностей развития речи близнецов является криптофазия, их собственный интимный язык, полный неологизмов непонятных окружающим. Чем дольше дети будут общаться с его помощью, тем выраженнее отставание в речевом развитии.
Криптофазию отмечают у 47,9 % монозиготных близнецов, у 27,4 % однополых дизиготных близнецов и у 7,8% разнополых дизиготных близнецов. [4]
В последние годы ученые все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения детей с рождения до 3 лет, т.к. имеет место особая чувствительность детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям развития личности. [2]
В содержание воспитательной работы на раннем возрастном этапе детства входят следующие разделы:
- Соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня.
- Правильное проведение режимных моментов.
- Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений.
- Создание оптимальных условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Основные линии развития и коррекции в работе с близнецами включают в себя:
1. Развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира.
2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми.
3. Развитие когнитивных процессов.
4. Овладение пассивной и активной речью.
5. Развитие аффективно-волевой сферы.
6. Становление общения со сверстниками.
7. Формирование самосознания.
Современная диагностика и логопедическая работа с близнецами в возрасте до 3-х лет позволяет скомпенсировать у них задержку речевого развития, что в свою очередь является профилактикой общего недоразвития речи и в более старшем возрасте. Взаимодействие семьи и специалистов в коррекционном процессе играет решающее значение.
У близнецов достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом и психо-речевом развитии в дошкольном возрасте. Для этого необходима организация ранней профилактической и коррекционной работы с ними. Родителям стоит четко понимать, что темпы и успешность коррекции нарушенных функций находятся в прямой зависимости.
Литература
- Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики // Дефектология. 2002. №3.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми трех лет жизни. Монография. М.: МГОПУ им. Шолохова РИЦ, 2004.
- Особенности развития близнецов. // Под ред. Г.К. Ушаковой. М.: Медицина, 1977. с. 69-70
- Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания М.: Изд-во ИП РАН, 1996. с. 24
- Чернов Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов. М.: МГППУ, 2009. с. 34
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Ранний возраст – период интенсивного развития всех психических функций ребенка. Основное новообразование этого периода – овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Важно вовремя диагностировать и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Актуальность темы выступления определяется той ролью, которую играет речь в становлении высших психических процессов ребенка и формировании его личности в целом. 06.11.2022 2
Типы близнецов На основании изучения 2-х зародышевых оболочек были выделены два типа близнецов – монозиготные – МЗ (однояйцовые, идентичные) и дизиготные – ДЗ (двуяйцовые, неидентичные). МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а ДЗ - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов .
Задержка близнецов в речевом развитии определяется биологическими особенностями Близнецы (монозиготные по сравнению с дизиготными; вторые по порядку рождения) чаще подвержены большему риску осложнений и аномалий развития в пре- и перинатальном периодах, они чаще рождаются недоношенными, маловесными. Биологические факторы риска прямо или косвенно влияют на их речевое развитие.
Близнецовая ситуация Феномен «близнецовой ситуации» ответственен за речевое отставание близнецов. Недостаточное общение является одним из важнейших факторов, обусловливающих замедленное речевое развитие близнецов.
Криптофазия Одной из особенностей развития речи близнецов является криптофазия , их собственный интимный язык , полный неологизмов непонятных окружающим. Криптофазию отмечают у 47,9 % монозиготных близнецов, у 27,4 % однополых дизиготных близнецов и у 7,8% разнополых дизиготных близнецов.
Зиготность В целом дизиготные близнецы имеют лучшие, чем монозиготные близнецы, оценки речевого развития. Разнополые дизиготные близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между однояйцовыми, монозиготными и однополыми дизиготными близнецами.
Сравнительный анализ показателей, влияющих на речевое развитие детей-близнецов
Влияние факторов риска t-критерий Стьюдента равен 6.310. Критическое значение t-критерия Стьюдента составляет 2.16. t набл > t крит , зависимость признаков статистически значима (p<0,05)
Виды нарушений
Особенности речевого развития близнецов
Специфические причины возникновения нарушений речи у близнецов биологические особенности; «близнецовая ситуация»; минимизация общения с окружающими; криптофазия ; порядок рождения; зиготность ; взаимоотношения внутри пары.
Социально-средовые факторы риска социально-экономический статус и состав семьи; образование родителей; участие родителей в воспитании близнецов; особое родительское отношение Факторный анализ осуществлялся по критерию χ 2 Пирсона
Психологические факторы риска: «близнецовая ситуация», трудности осознания собственного «Я» (эффект пары); взаимоотношения внутри близнецовой пары (принятием одним из близнецов роли «лидера», а другим – роли «ведомого»); задержка вербального интеллекта за счет формирования собственного языка – « криптофазии »; повышенная агрессивность (близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе).
Воспитательная работа Соблюдение режима дня Правильное проведение режимных процессов Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
16 Коррекционная работа Цель: создание коррекционно-развивающей среды, способствующей коррекции и профилактике речевых нарушений Коррекционно-развивающая среда Методическое обеспечение Коррекционный процесс Профилактика Интеграция образовательных областей Условия Методы и приемы Средства Содержание Участники Дети Медицинские учреждения Семья Специалисты ДОО Социальные институты N … 1 1 … K L … 1 H … 1
Содержание коррекционной работы Развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики , расширяющих возможности познания окружающего мира. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми . Развитие когнитивных процессов : рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие. Усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки. Совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления. Овладение пассивной и активной речью . Развитие аффективно-волевой сферы : усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. Становление общения со сверстниками . Формирование самосознания : появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности. 17
Взаимодействие с родителями
Выводы Современная диагностика и логопедическая работа с близнецами в возрасте до 3-х лет позволяет скомпенсировать у них задержку речевого развития, что в свою очередь является профилактикой общего недоразвития речи и в более старшем возрасте. Чем раньше нормализовать речь детей-близнецов , тем более положительным будет прогноз всего их психического развития. Участие семьи в коррекционном процессе играет решающее значение, т.к. становление речи процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и родителей. Только участие семьи, её заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать недостатки в речевой системе, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений. 06.11.2022 19
Рекомендации : У близнецов достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом и психо-речевом развитии в дошкольном возрасте. Для этого необходима организация ранней профилактической и коррекционной работы с ними. Результаты данной работы могут быть использованы в профилактическом консультировании родителей с целью предупреждения отставания близнецов в речевом развитии. Это поможет детям данного контингента избежать коммуникативных нарушений, негативных поведенческих реакций, задержки в интеллектуальном развитии и т.д. Родителям стоит четко понимать, что уровень эмоционального комфорта, темпы и успешность коррекции нарушенных функций находятся в прямой зависимости. 06.11.2022 20
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".
Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....
РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фоне...
Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...
Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений
В настоящее время все больше детей нуждается в коррекции нарушений речи. Неюбходимо определить роль родителей для успешного достижения поставленых целей....
Консультация для родителей: "Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений"
Построение и формирование высшей психической деятельности (а речь, как известно, входит в неё составной частью) совершается в процессе социального развития ребенка. ...
Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка».
Консультация для родителей по теме: "Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка"....
Роль фонематического восприятия в коррекции речевых нарушений у дошкольника с ТНР
В данной статье предлагается несколько упражнений, которые помогут определить степень развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ТНР....