Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений
консультация (старшая группа)

В настоящее время все больше детей нуждается в коррекции нарушений речи. Неюбходимо определить роль родителей для успешного достижения поставленых целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_korrektsii.docx4.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений».

    В настоящее время отмечается большое увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Особенно это хорошо наблюдается у детей дошкольного возраста. В связи с этим у детей в дальнейшем возникают трудности в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по другим учебным предметам, также возникают проблемы в общении со сверстниками, даже могут появиться комплексы и снизиться самооценка, которые, в свою очередь, могут привести к замкнутости личности ребенка и вызвать явление дезадаптации к школьному обучению и социальной среде. Таким образом, проблема нарушения речи занимает одно из главных мест в процессе обучения, воспитания и развития ребенка.

    В большинстве случаев проблемой нарушения речи детей занимаются специалисты, но совместная деятельность специалистов с родителями приносит более эффективный результат в коррекционной работе.   Родители – естественные и заинтересованные учителя своего ребенка. К сожалению часто родители не придают серьезного значения дефектам речи своего ребенка. Это может быть связано со следующими причинами:

- родители не слышат недостатков речи своих детей;

- не придают им серьёзного значения, думая, что с возрастом недостатки речи сами исправятся.

    Непонимание родителями всей критической ситуации речевого развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, часто приводят к возникновению различных проблем в дальнейшем развитии и жизни ребенка. Так как речь относится к высшим психическим функциям, то в работах Л.С. Выготского говорится о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. На практике доказано, достижение максимального коррекционного эффекта нарушений речи возможно только при активном участии близких ребенку взрослых. Система взаимоотношений ребенка со взрослыми, их особенности общения, способы и формы совместной деятельности являются важнейшим фактором социальной ситуации развития ребенка.

    Необходимым условием закрепления приобретенных в процессе коррекционной работы с речевыми нарушениями умений и навыков является вооружение родителей определенными знаниями, необходимыми для грамотной домашней логопедической работы с ребенком, их готовность к полноценному сотрудничеству с образовательным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости своей помощи в коррекционном процессе, наличие обратной связи со стороны родителей.

    Можно выделить несколько условий сотрудничества учителя-логопеда и родителей:

- работа должна строиться планово , систематически, содержать различные формы;

- индивидуальный подход к каждому родителю ребенка;

- доброжелательные отношения между участниками.

    Исходя из возможностей родителей, руководствуясь их интересами в практической деятельности можно использовать разнообразные формы и методы в данной работе:

- индивидуальные беседы;

- индивидуально- практические беседы;

- консультации;

- групповые родительские собрания;

- участие в работе ПМПк;

- логопедические тетради.

    Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации, их готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этого, наличие обратной связи со стороны родителей, оказание помощи взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды.

        Литература

  • Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / под ред. Л.И. Беляковой . М. ,2005
  • Мокрогузова Т.В. Адаптация ребенка к ДОУ / Логопед 10. 2013.
  • Ушакова О.С.  Развитие речи дошкольников. М.: Институт психотерапии, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...

Родительское собрание «Преемственность в работе логопеда и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»

Родительское собрание  «Преемственность в работе логопеда и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»...

Использование нейропсихологических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и пос...

Консультация на тему: «Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений»

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений предполагает активное участие в нем родителей, которые должны все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом закр...