Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка
Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практическим путём осваивают способы и приёмы проведения игр и упражнений с использованием разнообразного нестандартного оборудования, получают необходимые рекомендации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гасюк Нина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 62, г. Северодвинск
Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для родителей и детей
старшей группы компенсирующей направленности
Цель. Коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством использование нестандартного оборудования.
Задачи.
1. Познакомить родителей с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений.
2. Помочь родителям практическим путём освоить способы и приёмы проведения игр с использованием нестандартного оборудования, дать необходимые рекомендации.
3. Побуждать родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях.
Оборудование. Массажные мячи, «Человечки не для скуки – мастера на все руки» (шестигранные карандаши, бутылочки), «Шумелки-гремелки», прищепки, картинки, круги, линейка, корзинки.
У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.
Кроме этого, у детей наблюдается недоразвитие психических функций (мышления, воображения, восприятия, внимания, памяти). У них слабо развита общая и мелкая моторика, они плохо ориентируются в пространстве. Имеются и другие сопутствующие нарушения.
Дети нуждаются в помощи, направленной на коррекцию их проблем. Если мы совместно с вами будем помогать детям, то к началу обучения в школе многие трудности будут скомпенсированы – и обучение станет более успешным.
Важно учитывать, что у детей с нарушениями речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки называние предметов, признаков, действий или выполнение других заданий может оказаться напрасным трудом. Необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого.
В этом случае очень хорошо помогает нестандартное оборудование: массажные мячи, «Человечки не для скуки – мастера на все руки» (шестигранные карандаши, бутылочки), «Шумелки-гремелки», прищепки и др.
Карандаш, фломастер, массажный мяч, прищепка во время совместных занятий превращается в игрушку. Это доставляет детям удовольствие.
Нестандартное оборудование находится у нас в центре речевой активности, всегда под рукой, доступно детям в любое время.
С его помощью можно организовать в нестандартном формате игры, направленные на развитие:
• моторики;
• ориентировки в пространстве;
• фонематического восприятия;
• словарного запаса, грамматического строя;
• речи.
Перед проведением игр и упражнений надо вспомнить с детьми, где правая, где левая рука. Можно использовать цветную резинку. Резинка используется как ориентир. Тактильные ощущения соприкосновения резинки с рукой способствует запоминанию, закрепляя понятия «правая рука», «правая сторона».
Далее дети вместе с родителями выполняют упражнения и игры, используя различное нестандартное оборудование.
I. Игры с использованием массажных мячей
- Я на мячик нажимаю, (правой рукой нажимать)
Я зарядку делаю. (левой рукой)
Будет сильной правая, (сжимать)
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня (катать взад-вперёд ладошками)
Ловкие, умелые! (катать взад-вперёд ладошками и пальцами)
- По руке круги катаю,
Из-под руки не выпускаю.
(Положить мячик между ладонями, делать круговые движения.)
Поверну, а ты проверь!
Сверху правая теперь!
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево, как хочу!
(Положить мячик между ладонями, делать движения вперёд-назад, вправо-влево.)
- Мячик я держу в руке, (дети кладут мячик на правую ладошку)
Зажимаю в кулаке, (крепко сжимают его)
Разжимаю (раскрывают ладонь)
И ладошками катаю (катают мячик между ладонями)
- Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(Перебрасывать мяч из руки в руку.)
- Мячик мой не отдыхает, Между пальцами гуляет. И т.д.
II. Игры с «Человечками не для скуки – мастерами на все руки» (шестигранные карандаши, бутылочки)
Карандаши
1. Самомассаж ладоней
2. Самомассаж пальцев
3. Самомассаж ладоней и пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперед-назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца.
С шестигранными карандашами можно придумать много других интересных игр и упражнений.
- «Команды»
В правую руку «человечка» возьмите,
На него посмотрите.
Теперь его вверх поднимите
И опять на него взгляните.
«Человечка» вправо-влево!
Нарисуйте круг умело.
«Человечек» близко, теперь вдали,
Ты ему в глазки смотри!
Теперь быстро вы моргайте
И команды выполняйте!
(присесть, постучать; повороты направо, налево; руки вперёд, «человечка» покатать; руки вверх, «человечка» из руки в руку передать)
- «Раздели на слоги» - дети отстукивают или прокатывают «человечка» столько раз, сколько слогов в слове.
Бутылочки
- «Команды»
-Возьми (обхвати) «человечка» большим и указательным (средним, безымянным, мизинцем) правой (левой) руки.
-Прокати «человечка» между ладонями, между пальцами, между ладонями и пальцами.
-Погреми у правого (левого) уха.
-Поставь человечка на правое (левое) колено. И т. п.
• «Раз, два, три - повтори!»
Вариант 1. Детям предлагается повторить ритмический рисунок или количество ударов.
Вариант 2. Педагог читает стихотворение или называет чистоговорку. Дети прокатывают бутылочки, стучат ими по ладони, поверхности в такт стихотворению или чистоговорке.
- Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
- Да – да – да - наступили холода.
• «1-2-3 - слово на слоги раздели»
Назвать слова-предметы (действия, признаки). При этом ребёнок отстукивает, встряхивает или прокатывает человечка-бутылочку между ладонями на каждый слог в слове.
• «Звук … услышишь ты – «человечка» подними»
• «Человечка передавай и слова (домашних животных, игрушки, мебель…) называй»
III. Игры с использованием прищепок
• «Кто больше придумает слов с определённым звуком»
Дети называют слова с определённым звуком, прикрепляя прищепки одну к другой.
• «Цепочка»
Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего слова.
• «Разведчики» (полоска или линейка)
Дети должны определить место заданного взрослым звука и соответственно прикрепить прищепку.
• «Слово называй – прищепку прикрепляй» (круги)
• «Различай и называй» (картинки)
1 вариант. Надо прикрепить прищепки только к тем картинкам, в названии которых есть заданный звук.
2 вариант. Прикрепить фиолетовую прищепку к картинкам, в названии которых есть, например, звук «с», а оранжевую прищепку – в названии которых есть звук «з».
Подобные игры можно организовать и с использованием «Шумелок - гремелок» (показать образец).
Это лишь небольшое количество игр с нестандартным оборудованием. Мы используем его намного шире. Более подробную информацию вы можете найти в папках «Нестандартное оборудование для коррекции речевых нарушений».
Разнообразие игр будет зависеть от вашей с детьми фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...
Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»
Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...