Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по логопедии по теме

Гречко Ирина Александровна

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед И.А.Вдовина,

ГБОУ начальная школа – детский сад  № 687

Центрального района Санкт-Петербурга

«Центр реабилитации ребенка»

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 с задержкой психического развития

         «Коррекционно-развивающая работа с детьми, - как отмечает                                                                                 И.Е. Аверина, - должна начинаться с правильно организованного движения»[ 1.С.1 ].

  Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время не имеется точных данных о возможностях использования логоритмических занятий с детьми с задержкой психического развития, или они представлены лишь в рекомендательной форме.

  В  самом начале своей педагогической деятельности в группе детей с задержкой психического и речевого развития, я столкнулась с рядом трудностей. У таких детей быстро ослабевал интерес к предлагаемым стандартным играм и заданиям, что нередко приводило к отказу от их выполнения. Известно, что у детей с ЗПР имеется недоразвитие всех психических функций, таких, как зрительное и слуховое внимание, память, недоразвитие всех сторон речи, имеются нарушения в ориентировке в пространстве, отмечаются недостаточно развитая артикуляторная и ручная моторика, и дети в целом моторно неловки[2,3,4, 5]. В сложившейся ситуации я поняла, что необходимо изменить привычный стереотип занятия.

   Совместно с воспитателем и музыкальным руководителем мы включили логопедическую ритмику в структуру логопедических и  музыкальных занятий с детьми с задержкой психического развития. В результате использования  логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика развития.  Использование логоритмики позволило оптимизировать формы обучения, повысить качество образования.

           Практика показала, что регулярные логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, учат общению со сверстниками, создают интерес к занятиям. Ритмитизированная форма речи привлекает детей дошкольного возраста своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики. Дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение.

                На наш взгляд, логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

               У детей формируется диафрагмальный тип дыхания, правильное звукопроизношение, обогащается словарный запас, улучшается грамматическое оформление речи, продолжает развиваться связная речь. Воспитатели, родители отмечают, что дети чувствуют себя более раскованными, их движения становятся более координированными, ручная и общая моторика более развитой. У дошкольников улучшается переключаемость с одного вида движений на другой. Воспитанники становятся более внимательными: лучше слышат ритм и могут выполнять движения или говорить в соответствии с заданным ритмом. Дети учатся играть друг с другом.

                Примечательно, что использование логоритмики позволяет индивидуализировать обучение, ведь в одной только логопедической группе могут быть настолько разные по психологическим особенностям и уровню развития дети. Логоритмические занятия сглаживают особенности поведения каждого ребенка и позволяют ему быть активной,  творческой личностью. Я считаю, что проведение логоритмических занятий  актуально как для детей  с нормой речевого и интеллектуального развития, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Выражаю надежду, что в ближайшем будущем логоритмика станет обязательной составляющей частью образовательной среды ДОУ, одним из условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

                  Я составила картотеку логоритмических игр. Наработанные материалы могут быть полезны воспитателям, логопедам и музыкальным руководителям, поскольку логоритмика рассматривается как комплексная методика и в работе предполагает взаимосвязь специалистов.

Список литературы

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие. —— 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В, Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития.- М.,2004.
  3. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.– М., 1986.
  4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с   задержкой психического развития. – Минск, 1989.
  5. Шевченко С.Г.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.- М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Использование русских народных сказок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоас...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...

Статья "Информационно- коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Главное достоинство ИКТ заключается в их соответствии ведущей деятельности детей дошкольного возраста- игре. В статье говорится о преимуществах ИКТ, о исследованиях многих авторов, о структуре  л...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скорог...

Использование нейропсихологических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и пос...

Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практи...