Статья "Информационно- коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шабалина Светлана Витальевна

Главное достоинство ИКТ заключается в их соответствии ведущей деятельности детей дошкольного возраста- игре. В статье говорится о преимуществах ИКТ, о исследованиях многих авторов, о структуре  логопедического занятия с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Информационно-коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Проблема применения технологии ИКТ в работе  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, является актуальной и  имеет не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер. Главное достоинство компьютерных  игр заключается в их соответствии ведущей деятельности  дошкольного возраста - игре. Ребёнок  играет со сказочными героями, помогает найти спрятанный волшебный предмет. Компьютерные технологии позволяют использовать традиционные методы обучения в новой, современной форме. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные  технологии имеют ряд преимуществ:

1) повышают познавательную активность ребёнка и увеличивают объём изучаемого материала;

2) применяют интересный и разнообразный  наглядно-образный тип информации, понятный дошкольнику;

3) позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, задействующих   зрительное восприятие.  Яркие образы  и информация  сохраняются в памяти в ассоциативном виде;

4) повышают  мотивационную активность, развивают усидчивость, самоконтроль;

5) способствуют эффективному усвоению   познавательного материала: тренируется  память, увеличивается словарный запас, развиваются воображение, мышление, творческие способности, связная речь;

6) способствуют созданию положительного эмоционального состояния ребёнка в процессе занятий, что является показателем успешности эффективности в коррекционно - развивающем процессе обучения;

7) возможность установления уровня сложности для каждого ребёнка - бесспорный плюс компьютерных игр;

8) занятия проходят на фоне эмоционального подъёма и заинтересованности, что способствует лучшему усвоению программного материала, раскрепощению детей, преодолению речевой скованности и замкнутости.

Для успешной социализации будущего современного школьника просто необходимо использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в дошкольной образовательной деятельности [2,с. 57].Исследования многих авторов (Ю.Ф, Гаркуша, Н.А Черлина, Е.В. Манина 1999г., Л.Р. Лизунова 2005г.) позволяют сделать вывод о том, что специальные приёмы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребёнка [1,с.22-25].

Занятия на компьютере в дошкольном учреждении начинают со старшей группы. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации режима  и учебных занятий в старшей группе их продолжительность не должна превышать 25 минут, в подготовительной группе - не более 30 минут. Занятия в старшей и подготовительной группах проводятся 1 раз в неделю, однако отдельные задания на компьютере могут включаться в основные занятия. В старшей и подготовительной логопедических группах можно использовать логопедическую коррекционную программу «Игры для Тигры», игры «Развивайка» для дошколят. Детям 4-6 лет» из серии « Обучение с приключением», «Учимся запоминать. Возраст 3-6 лет» из серии «Несерьёзные уроки», «Баба Яга учится читать» и « Пойди туда, не знаю куда».

Каждое занятие, независимо от этапа и периода работы, имеет чёткую структуру:

1. Подготовительная часть - предварительная беседа. Актуализируются, уточняются  знания детей. Можно провести с детьми несложные упражнения, направленные на активизацию процессов внимания, памяти, мышления, на развитие тонкой ручной моторики. Это могут быть игры: «Кого - чего не стало?», « Что изменилось?», «Запрещённое слово»,  упражнения  с мячиками Су-Джок, массаж грецким орехом или упражнения на развитие координации руки и слова.

2.Игра на компьютере.

3. Зрительная зарядка.

4.Итоговая часть. Происходит обсуждение игры, выявление ошибок и положительных моментов. Обсуждают героев, которых встретили в игре, рассказывают о них, вспоминают из каких они сказок. На этом материале можно хорошо отработать   грамматические конструкции : видели лису, видели ёжика, видели волка; разговаривали с лисой, волком, ёжиком.  Можно побеседовать о каждом животном и составить небольшие рассказы: «Лиса-рыжая, хитрая. Охотится на зайца. У неё рождаются детёныши - лисята. Лиса с лисятами живёт в норе».

Список использованной  литературы:

1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А.. Манина Е.А. Новые информационные технологии в логопедической работе// Логопед.-№2.-2004.-С.22-25.

2. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования.-2008.-№3-С.57-59.

3.Кибирева Т.Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками// Логопед.- №10.-2012.- С.24-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)

Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с:  - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)

Цели и задачи реализации программы  Цель:   Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...