Главные вкладки

    «Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
    проект по логопедии (старшая группа) на тему

    Голубева Татьяна Ивановна

    Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с  Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_logoritmike_dlya_detey_5.docx28.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с

     Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи.

    Тема проекта:

    «Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Актуальность.

    Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств, приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

    Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.

    Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

    Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

    Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.  Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. 
        Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.                                                                         
    Цель логоритмики:

    профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

    • уточнение артикуляции;
    • развитие фонематического восприятия;
    • расширение лексического запаса;
    • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
    • совершенствование общей и мелкой моторики;
    • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
    • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
    • творческой фантазии и воображения.

    Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.  Детям старшего дошкольного возраста с Тяжёлым нарушением речи, уже занимающихся с логопедом,  логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
    Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения

    Виды упражнений логопедической ритмики:

    • ходьба, прыжки;
    • упражнения на развитие дыхания, голоса;
    • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
    • упражнения, активизирующие внимание и память;
    • счетные упражнения;
    • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
    • речевые подвижные и пальчиковые игры.

    Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

    Такой вид работы способствует:

    • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
    • преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

    Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.

    Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

    Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

    Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

    Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

    Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики

    .

    В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

    1. Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
    2. Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
    3. Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
    4. Преодолеть речевой негативизм.
    5. Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
    6. Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
    7. Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

    Целевая группа:

    дети дошкольного возраста с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи.

    Участниками проекта являются:

    • Логопед
    • Музыкальный руководитель
    • воспитатели;
    • родители.

    Тип проекта – долгосрочный - (сентябрь 2014года - май 2016года)

    Этапы реализации.

    Проект будет реализован в три этапа.

    I.Подготовительный:

    • определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
    • изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
    • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
    • составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

    II. Основной.

    1.Содержание деятельности логопеда:

    • Проведение практических занятий с воспитателями по ознакомлению с приёмами работы с целью обеспечения преемственности;

    2. Содержание деятельности музыкального руководителя:

    3. Содержание деятельности воспитателя:

    • проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
    • закрепление изученного материала.

    4. Содержание деятельности родителей:

    • закрепление изученного материала по заданию  логопеда и воспитателей в процессе повседневного общения с ребенком;
    • проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
    • индивидуальные консультации;
    • тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
    • анкетирование;
    • информирование о результативности работы;
    • открытые занятия.

    III. Заключительный:

    • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
    • подведение итогов реализации проекта;
    • презентация проекта.

    Ресурсное обеспечение.

    Материально – техническое обеспечение:

    1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.

    2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, картинный материал.

    Методическое обеспечение:

    1. Комплексы артикуляционной гимнастики.

    2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

    3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

    Новизна проекта.

    В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

    Практическая значимость.

    Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

    Ожидаемые результаты.

    Проект будет способствовать:

    1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

    2. Преодолению речевого негативизма.

    3. Активизации словарного запаса детей.

    4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

    5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

    6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

    7. Развитию личности в целом. 

    Содержание занятий по логоритмике.

    Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

    • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
    • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
    • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
    • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
    • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
    • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
    • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
    • Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
    • Пальчиковые игры и сказки. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
    • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
    • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
    • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
    • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

    Литература:

    1. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

    2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.

    3. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

    4. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.

    5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

    6. Лукина Н. А., И.Ф Сарычева Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста. Санкт - Петербург «Паритет »2008 г.

    7. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.

    8. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

    9. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет. Санкт - Петербург. Издательство «Каро» 2009 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

    Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции

    В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...

    Логопедическая работа по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Процесс развития связной речи представляет собой сложную деятельность, особенно для детей с общим недоразвитием речи. В этой статье раскрываются условия, эффективные формы и методы работы по развитию ...

    Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...

    КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

    КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...