Главные вкладки

    Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    статья по логопедии (старшая группа)

    Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

    Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

    Задачи:

    • Развитие межполушарной специализации.
    • Синхронизация работы полушарий.
    • Развитие общей и мелкой моторики.
    • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
    • Развитие речи.
    • Формирование произвольности.
    • Снятие эмоциональной напряженности.
    • Создание положительного эмоционального настроя.
    • Профилактика дислексии и дисграфии.

    Методологическая основа:

    Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

    Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

    Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

    • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
    • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
    • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
    • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
    • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

    Методы и приемы:

    • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
    • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
    • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
    • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
    • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
    • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
    • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

    Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, я руководствуюсь этими методами и приемами, используя их в качестве основы. Весь материал, предлагаю детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений.

    Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

    Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции: плетение кос на специальном тренажере, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx16.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития и подготовке их к поступлению в школу. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

    Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

    Задачи:

    • Развитие межполушарной специализации.
    • Синхронизация работы полушарий.
    • Развитие общей и мелкой моторики.
    • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
    • Развитие речи.
    • Формирование произвольности.
    • Снятие эмоциональной напряженности.
    • Создание положительного эмоционального настроя.
    • Профилактика дислексии и дисграфии.

    Методологическая основа:

    Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

    Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

    Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

    • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
    • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
    • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
    • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
    • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

    Методы и приемы:

    • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
    • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
    • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
    • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
    • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
    • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
    • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

    Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, я руководствуюсь этими методами и приемами, используя их в качестве основы. Весь материал, предлагаю детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений.

    Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

    Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции: плетение кос на специальном тренажере, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    изучение состояния речевых процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    В статье предложен материал для изучения динамики формирования речевых процессов в условиях коррекционно-образовательного процесса ГБДОУ, представлены разработанные таблицы: «Состояние речевых п...

    Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

    Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

    Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

    Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду....

    Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...

    Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста

    * Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:*Артикуляционные упражнения*Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики*Упражнения на развитие общей двигательной активности...