Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Кузовлева Светлана Юрьевна

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационные технологии24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у

                                      детей дошкольного возраста.

  Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирования здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходиться исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии.

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменина в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Некоторые оздоровительные приемы направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Коррекция особенностей моторного развития проводится как на групповых, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Это достигается путем использования специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Постепенно включая в каждое занятие различные динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, мы стараемся создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.

Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Однако формирование движений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствуют развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает внимание детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.

Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что здоровьесберегающая направленность логопедических методик и технологий остается еще недостаточно исследованной. В научно-теоретической и методической литературе недостаточно отражены такие вопросы, как уровни, критерии и направления здоровьесберегающих технологий, особенности их применения при коррекционной работе по исправлению нарушений речи.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать совокупность медицинских, педагогических, психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку здоровьесберегающих форм, методов, средств, приемов обучения, необходимых для оптимального, рационального составления коррекционной программы по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.

В результате анализа теоретического и практического материалов были разработаны и сгруппированы по различным направлениям критерии эффективности применения в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий.

Анализ коррекционно-образовательной программы включает две основы: психологическую и физиологическую, направленные на индивидуальный подход, мотивационную сферу, физиологические особенности детей, эмоциональное благополучие, построение режима дня, отражающие гигиенические требования.

В качестве одного из возможных способов оценки коррекционно-образовательной программы мы использовали модель, в которой реализация каждого из критериев определяется в баллах от 0 до 3, в зависимости от степени его применения.

Далее предлагаются виды критериев здоровьесберегающих технологий, которые были нами применены за отчетный период.

  1. Индивидуальный подход

Критерии

Оценка

Учет индивидуальных особенностей детей

3

Сбор сведений и учет рекомендаций:

-от психолога;

-медицинского работника;

-родителей;

-по наблюдениям;

3

3

2

3

Подбор материала с учетом интеллектуальных способностей

3

Равномерное распределение внимания на детей

3

Активизация деятельности неуспевающих детей

3

Формирование подгрупп по характеру ошибок

3

Всего

26

  1. Мотивационная сфера

Критерии

Оценка

Поощрения, награды, сюрпризы

3

Похвала, положительная оценка

3

Учет ведущего вида деятельности

3

Использование наглядности

3

Разнообразие заданий

3

Всего

15

  1. Эмоциональное благополучие

Критерии

Оценка

Установление эмоционального контакта с детьми

3

Эмоциональный настрой на занятие

3

Контроль логопедом своих эмоций

3

Устранение негативных проявлений

3

Учет эмоционального состояния ребенка

3

Всего

15

  1. Учет физиологических особенностей детей и гигиенических требований

Критерии

Оценка

Проверка правильности осанки

3

Выполнение требований к проведению дыхательной гимнастики

3

Выполнение требований к проведению физминуток

3

Учет особенностей ВНД

3

Смена деятельности

3

Профилактика расстройства голоса

3

Учет времени чтения, письма, выполнения упражнений

3

Следование коррекционной программе

3

Проведение логопедических и общеобразовательных занятий в различное время

3

Соблюдение режима дошкольного учреждения

3

Обработка инструментов

3

Подбор (соответствие гигиеническим требованиям):

- оборудования;

- мебели;

- наглядного материала;

3

3

3

Всего

42

Обработка данных.

Направления

Низкий балл

Средний балл

Высокий балл

Полученное колич. баллов

Уровень по направлению

1.Индивидуальный подход

0-7

8-20

21-27

26

Высокий уровень

2.Мотивационная сфера

0-5

6-12

13-15

15

Высокий уровень

3.Эмоциональное благополучие

0-4

5-11

12-15

15

Высокий уровень

4.Учет особенностей детей и гигиенических требований

0-17

18-38

42

39-42

Высокий уровень

Анализ и оценка результатов экспертизы здоровьесберегающих технологий

                            коррекционно-образовательной программы.

Исследование проводилось на основе подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения, в состав которой входят дети с заключениями: ОНР, дизартрия, ФФНР.

Анализировались различные занятия, в том числе групповые, подгрупповые по дифференциации звуков и индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения.

Каждое из занятий оценивалось по психологическому и физиологическому направлениям, балловые показатели которых имеют  высокий уровень здоровьесбережения.

Рассмотрим здоровьесберегающие направления в соотношении с видами занятий.

                           Уровни здоровьесберегающих тхнологий.

Вид занятия

                                        Направление, уровень

Пси-

хо-

ло-

ги-

ческая

осно-

ва

Индии-

виду-

аль-

ный

под-

ход

Мо-

ти-

виро-

ван-

ная

сфе-

ра

Эмо-

цио-

наль-

ное

бла-

го-

по-

лучие

Фи-

зио-

ло-

ги-

чес-

кая

осно-

ва

Физио-

ло-

ги-

чес-

кие

осо-

бен-

ности

Ре-

жим

дня

Ги-

гие-

ни-

чес-

кие

тре-

бо-

ва-

ния

Групповое

Высокий

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Подгрупповое

Высокий

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Индивидуальное

Высокий

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

Выс.

     Отчет о проделанной работе по использованию здоровьесберегающих

           технологий в системе коррекции речи у дошкольников с ОВЗ.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Сохранение и укрепление здоровья как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Здоровьесберегающие технологии включают методы и приемы, которые направлены на:

- коррекцию звукопроизношения.

Приемы: артикуляционная гимнастика, массаж органов артикуляции.

Проводятся как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

- развитие правильного фонационного дыхания, голоса.

Приемы: дыхательные упражнения, направленные на выработку плавного и длительного фонационного выдоха, формирование правильной голосоподачи, соблюдение голосового режима, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, шепотом. Изменять тембровую окраску голоса.

Упражнения проводятся на индивидуальных, подгрупповых занятиях

- умение говорить в спокойном темпе, ритме.

Приемы: повторение за педагогом речевого материала, упражнения на координацию речи с движением, проговаривание чистоговорок, потешек, заучивание стихотворений.

- развитие общей и тонкой моторики пальцев рук.

Приемы: пальчиковая гимнастика, складывание по образцу из счетных палочек различные фигуры, учить шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, молнии, самостоятельно одеваться и раздеваться, собирать различные мозаики, плетение косичек из веревочек.

Упражнения для развития общей моторики направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие координации движений.

Это достигается путем использования динамических пауз, пальчиковых игр, развивающих игр на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях и в свободной деятельности детей.

- снижение мышечного напряжения и эмоциональной возбудимости.

Приемы: упражнения на расслабление мышечного тонуса (примы релаксации).Упражнения проводятся в стихотворной форме и создают благоприятный эмоциональный фон, учат детей управлять процессами возбуждения и торможения.

Такие упражнения проводятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

- контроль за выполнением заданий логопеда дома родителями.

Приемы: индивидуальная тетрадь ребенка, консультации для родителей с показом практических приемов закрепления речевых навыков детей дома, выкладывание рекомендательных статей на сайте учреждения и на стендах в группах, проведение родительских собраний.

- консультации врачей и контроль за выполнением родителями назначений детям с ОВЗ  (неврологом, психоневрологом).

Совокупность вышеперечисленных педагогических, психологических и медицинских установок, определяющих специальный набор здоровьесберегающих форм, методов, средств и приемов обучения необходимы для оптимального, рационального составления и выполнения коррекционной программы по исправлению недостатков произношения у детей с ОВЗ дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста

В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи. Наблюдаются отклонения как в развитии только звуковой стороны речи, так и в нарушении формирован...

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста

* Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:*Артикуляционные упражнения*Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики*Упражнения на развитие общей двигательной активности...

Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста - основа их полноценного психического развития

Своевременное овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему осознанно воспринимать действительность.Поэтому необходимо  вовремя заботится о развитии речи детей в дошкольном воз...

«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26916173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дете...