Опыт работы "Кинезиология-как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ТНР".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Антоненко Наталья Викторовна

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезеологические упражнения и гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей развивает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx73.88 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Теоретическая база опыта……………………………………………………..7

3. Практическая часть…………………………………………………………...11

  3.1. Формы и методы образовательной работы………………………………12

  3.2. Методика использования кинезиологических упражнений с

дошкольниками…………………………………………………………………..13

4. Результативность опыта………………………………………………………19

5. Выводы и перспектива………………………………………………………..23

6. Литература…………………………………………………………………….24

7. Приложение


1.Введение

Речь является важнейшей социальной функцией, и нарушения речи ведут к изоляции ребёнка от стимулирующей среды человеческого общения. Количество детей с речевыми нарушениями на основании логопедической диагностики в МБДОУ с каждым годом увеличивается: 2019- 63%, 2020- 74%, 2021- 76%. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических процессов, расстройства устной и письменной речи, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, плохая координация движений. И как следствие – трудности при адаптации к школе.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в нарушении развития детей играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Поэтому, своевременное устранение речевых нарушений поможет предотвратить трудности в общении, овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов коррекции. Прослушав несколько вебинаров и курсов специалистов по теме: «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения дошкольников в условиях реализации ФГОС», я сделала вывод, что кинезиологию можно применять,   как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезеологические упражнения и гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей развивает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать.

Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует специальных материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.

В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.

Новизна опыта, в период внедрения ФГОС дошкольного образования, когда каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации коррекционно-развивающей работы, состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс интеллектуального и психофизического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто противоречие между недостаточной информацией этой проблемы в теоретическом плане и потребностью педагогической практики в системе развития интеллекта с использованием кинезиологических упражнений.

Разработано перспективное планирование по данной теме для работы с детьми старшей и подготовительной группы.

Цель исследования : Разработать систему кинезиологических упражнений, которые способствуют коррекции речевых нарушений и развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 В связи с поставленной целью мной была выдвинута гипотеза: способствуют ли кинезиологические упражнения коррекции речевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования была реализована через поставленные задачи:

Образовательные:

  • выявить воспитанников, нуждающихся в коррекции речевых нарушений;
  • подобрать диагностический инструментарий для определения эффективности применения кинезиологических упражнений для  речевого развития у детей старшего дошкольного возраста;
  • систематизировать кинезиологические упражнения и составить картотеку кинезиологических упражнений ;
  • составить анкету для родителей (законных представителей) и педагогов МБДОУ для определения эффективности применения кинезиологических упражнений для  речевого развития у детей старшего дошкольного возраста;

Коррекционные:

  • оказывать воспитанникам логопедическую помощь в преодолении речевых нарушений , применяя кинезиологические упражнения;
  • оказывать родителям (законным представителям) информационную и практическую помощь в преодолении речевых нарушений у детей,  применяя электронные картотеки кинензиологических упражнениями.

Воспитательные:

  • оказывать специалистам МБДОУ информационную и практическую помощь в преодолении речевых нарушений у детей,  применяя электронные картотеки кинезиологических упражнений.

Принципы:

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных мероприятий научно- обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип комплексности педагогических процессов. Логопедические занятия планируются, проводятся и анализируются, логопедом.

3. Принцип системности. Логопедическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений реализуется в процессе поэтапной работы.

5. Принцип повторений, умений навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

6. Принцип активного обучения. На занятиях используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, выполнение упражнений.

    Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование у старших  дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса возможно полноценное развитие детей.

   Дошкольное детство нередко воспринимают только как подготовку к будущей взрослой жизни. На самом деле детство — это не только путь в завтра. Очень важно, чтобы ребенок был счастлив, радостен, любопытен к жизни, здоров и весел еще и сегодня. Желанное детское счастье возможно, только если нам самим будет радостно в нашем повседневном труде по воспитанию и развитию детей. Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитие межполушарных связей отражает реальную потребность общества и отвечает современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.

2. Теоретическая база опыта

    Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году до н. э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

  Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

    Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно

продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто мы видим, что родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть  сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

   Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на головной мозг ребенка педагогу необходимо разобраться сначала в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое.  Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов.

Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

Три основных типа организации мозга

Левополушарный тип

Определяет склонность к абстрагированию и обобщению; словеснологический характер познавательных процессов; оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу; информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно.

Восприятие левополушарных людей дискретное, память произвольная. Интроверты.

Правополушарный тип

определяет склонность к творчеству;

конкретно-образный характер познавательных процессов; оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

 Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

Равнополушарный тип

синхронную деятельность полушарий в выборе стратегий мышления.

Кроме того, существует  гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности.

  Однако, врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама

асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов и прежде всего в семье.

   Таким образом, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга) необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Поэтому при активизации левого

полушария правое полушарие быстрее вовлекается в работу.

    В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных

образовательных учреждениях не уделяется внимание формированию логических структур мышления средствами кинезиологии. Явно недооцениваются на практике возможности кинезиологических упражнений для интеллектуального развития дошкольников и совершенствования общей и мелкой моторики.

      Предлагаемый опыт создан на основе экспериментального исследования, в задачи которого входило изучение особенностей развития интеллекта через метод кинезиологии, определение содержания обучения и наиболее адекватных методов и приемов по формированию интеллектуальных способностей через взаимодействие обоих полушарий мозга. Это помогало применить кинезиологические упражнения и без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражнений на практике, в свободной деятельности для развития интеллектуальных способностей.

   Научно-теоретическим обоснованием опыта явилось изучение работ по этой теме. Я прочитала много книг по кинезиологии. Конечно, в настоящее время кинезиология как наука развивается с наибольшим стимулом. Появились такие направления как прикладная кинезиология – медицинская, образовательная. И поэтому для внедрения моего опыта есть большие возможности.

3.Практичская часть

    Настоящий опыт накапливался в течение трех лет в результате работы с детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. У детей были выявлены нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи, плохо развит словарный запас, слабо развита связная речь; наблюдались отклонения в общей и артикуляционной моторике. Речевой дефект отрицательно повлиял на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому у некоторых детей имела место задержка темпа психического развития, что проявлялось в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления. Дефицит речевых средств создал проблемы в адаптации, общении и социализации ребенка.

Я искала ответы на следующие вопросы:

  • Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?
  • Как преодолеть  речевые нарушения, развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

  Ответом на эти вопросы, оказалась такая наука, как кинезиология. И в своем опыте я хочу представить систему занятий по активизации мыслительной деятельности с помощью кинезиологических упражнений, нетрадиционных пособий.

3.1.Формы и методы образовательной работы

   Над темой «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» работаю три года.

2021 – 2022гг – старшая группа компенсирующей  направленности для детей с ОНР ;

2022 – 2023гг – подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР.

В начале 2021уч.г. изучив научно – методическую литературу наметила алгоритм своих педагогических действий.

1 этап – диагностико - организационный:

  • Проведение диагностического обследования в форме индивидуального тестирования.
  • Определения уровня развития межполушарного взаимодействия;
  • Интерпретация полученных знаний.
  • Практическая отработка приемов и упражнений по кинезиологии;
  • Пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий для применения кинезиологических упражнений.

2 этап – оперативно – прогностический (педагогическая рефлексия):

  • Проектирование целенаправленного воздействия на развитие интеллектуальных умений детей посредством общей, подгрупповой или индивидуальной формы организации деятельности педагога;
  • Прогнозирование ожидаемого результата;
  • Планирование педагогического процесса;

3 этап – практический (организация развивающего педагогического процесса):

  • Определение содержания, методов, приемов работы с детьми;
  • Создание развивающей среды (планирование; накопление, систематизация материала; )
  • Совместная образовательная деятельность;
  • Совместная игровая деятельность;
  • Взаимосвязь с родителями.

4 этап – контрольно-диагностический:

  • Повторное обследование детей с целью выявления динамики уровня развития межполушарного взаимодействия;
  • Повторное обследование детей с целью выявления динамики речевого и познавательного развития у детей;
  • Интерпретация данных;
  • Педагогическая рефлексия;
  • Определение эффективности проводимой работы;
  • Выступления, представления опыта работы;
  • Публикации материалов.

   Соблюдение последовательности этого алгоритма способствовало системной продуктивной и качественной актуализации интеллектуальных способностей дошкольников, к которым относятся логические операции, гибкость мыслительных действий, наглядное моделирование, оперативная память, вербальная гибкость, креативность, пространственное восприятие и т.д.

3.2. Методика использования кинезиологических упражнений с

дошкольниками.

  Процесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством системы кинезиологических упражнений происходит не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников. Кинезиологические упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Кинезиологические упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к таким упражнениям. Правильно подобранные и хорошо организованные кинезиологические упражнения способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.

Комплекс кинезиологических упражнений:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. (Приложение№ 1)

  При разучивании кинезиологических упражнениях,  вначале разучиваем технику движений.  А затем, использую  их как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

   Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, по 5-15 минут, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти!

     Кинезиологические упражнения можно включать в любую ОД. Постепенно увеличиваю время и сложность упражнений. Учу выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях я предлагаю ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка» или «ухо-нос» и т.д.), произносимыми вслух или про себя. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-15 минут в день. Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.

 В ноябре 2022 г. для педагогов ДОУ был организован просмотр педагогического мероприятия «Загадки осеннего леса» (Приложение № 2). А в мае 2023 года мы с ребятами устроили настоящий праздник – «Праздник мороженого», где вспомнили самые интересные  и любимые упражнения . (Приложение№ 3)

      Для эффективной результативности работы я учитывала определенные условия:

· Упражнения проводятся утром.

· Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.

· Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

· Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.

· От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

· Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

· Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей.

· Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.

· В интегрированной  ОД кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всей ОД.

  Большую часть материала предлагаю детям в стихотворной форме. Ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

7Например:

“Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

“Ладошка”

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

“Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

   Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных. Я уверена в том, что кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них социально-коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы. Составляя перспективное планирование использования кинезиологических упражнений с детьми, я руководствуюсь этими приемами, используя их в качестве основы. (Приложение № 5)

   При составлении перспективного планирования использования кинезиологических упражнений, я учитывала принципы:

· научной обоснованности и практической применимости

· соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности

· построения упражнений на адекватных возрасту формах работы с детьми.

 Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

· шнуровка;

· собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки;

·нанизывание резинок на цилиндр;

· прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками;

· рисование в воздухе симметричных предметов, зеркальное рисование.

По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.

   Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование у старших дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, так и воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре и , конечно же , родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса возможно полноценное развитие детей.

   Для педагогов ДОУ была проведена консультация «Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в ДОУ» (Приложение № 4). В рамках марафона «Живая среда», проводимого в ДОУ осенью 2022 года, для педагогов была представлена презентация «Создание развивающей предметно- пространственной среды для коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование метода кинезиологии» (Приложение№6). Воспитателям были продемонстрированы пособия, игры, тренажеры, межполушарные доски, трафареты, прописи, печатные материалы, картотеки, с помощью которых мы работали в группе по данной теме . Для педагогов также создана электронная картотека комплексов кинезиологических упражнений. (Приложение №7)

    С родителями, как с первыми помощниками, с самого начала велась информационная, образовательная и практическая работа. Сначала в ходе консультации « Кинезиологические упражнения с детьми» родители познакомились с методом кинезиологии, его сущностью, примерами упражнений. (Приложение№8). В раздевалке группы была также представлена папка-передвижка «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников» . А уже в подготовительной группе с родителями был проведен мастер-класс «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». (Приложение№ 9). А также в группе и дома дети занимались по нейропрописям. Сначала для детей было сложно работать двумя руками одновременно, но потом они стали заниматься с большим удовольствием и желанием.

  На методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов «Радуга общения» был обобщен педагогический опыт в форме презентации ««Кинезиология- как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» (Приложение№10).

4. Результативность опыта

  Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовала эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким   Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Критерии оценки:

3 балла — выполнено без ошибок;

2 балла —выполнено с ошибками;

1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.

Простая ориентировка.

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

Сложная ориентировка.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью. Степень сохранности премоторной зоны.

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). [9;с.15] Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

· 5 баллов — правильно и быстро;

· 4 балла — правильно, но медленно;

· 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

· 2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

· 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Исследование артикуляционных возможностей ребенка

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой ; 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) высунуть язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;    8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению.

Критерии оценки:

0 баллов – не может выполнить упражнение.

1 балл - неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами, челюстью)

2 балла — выполнено без ошибок;

Анализ диагностики уровня развития межполушарного взаимодействия.

                 

2021-2022 г.

высокий -7% (1ребенок)

средний- 26% (3 ребенка)

низкий-67%(10детей)

                                   

2022-2023г.

высокий  - 47% (7 детей )

средний- 21% (3 ребенка)

низкий – 34%( 5 детей)

Так как органической частью интеллектуального развития являются познавательное и речевое развитие, то их диагностика позволит судит так же

об уровне развития интеллектуальных способностей.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми на протяжении ряда лет, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:

· снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

· улучшились навыки самообслуживания;

· развивается устная речь;

· формируется логическое мышление;

· улучшаются коммуникативные навыки;

· улучшаются внимание, память, воображение.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень

речевого развитие детей. Дети, применяющие эти упражнения стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды.

5.Выводы и перспектива

     Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Когда я наблюдала за детьми в начале нашей работы, то было видно по их действиям, что взаимодействия между полушариями у них почти отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности.

   Вот это и натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и привлекла она меня. Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта и даже эмоциональной сферы. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей с ОНР. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

   Дети в моей группе с удовольствием занимались кинезиологическими упражнениями. Почему? Потому что им было  интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети выполняя упражнения всегда знали, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта давало больше пользы, чем наскучившие методы обучения тем или иным навыкам и умениям.

  В дальнейшем я буду продолжать эту работу, но уже с другими детьми и их родителями, делясь с ними своими знаниями и умениями.

6. Литература

1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М.: Аркти, 2020. – 156 с.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера,2021.48 с.

4. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 2020.

5. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С.М. Масгутовой. – М., 2020

6. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская,Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).

7. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.—Дефектология, №4, 1999.

8. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для

восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М.2020

9. Соколова А.А. Нейропрописи.- Москва: Эксмо, 2022 (Нейротренажер для дошкольников).

10. Соколова А.А. Межполушарное развитие.-Москва: Эксмо,2022 (Нейротренажёр для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной сферы личности, пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов посредством игровой деятельности.

Материал содержит опыт работы по коррекции и развитию познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольн...

Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"

Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...

Опыт работы " Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста"

Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики  детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно. Сенсомоторное развитие дошкольника это ...

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением элементов театрализованной деятельности Занятие «В гостях у сказки»

Сценарий занятия на конкурс "Учитель года 2017"Конкурсное задание «Педагогическое мероприятие с детьми»Цель: представление профессионального опыта, наглядная демонстрация тех про...

Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....

Кинезиология как метод коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В настоящее время, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психическ...