Упражнения для коррекции и развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия на тему

Иванова Ксения Валерьевна

занятия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_s_detmi.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для коррекции и развития мышления

1. Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов»

Пары слов для сравнения. Например:

1. МУХА И БАБОЧКА

2. ДОМ И ИЗБУШКА

3. СТОЛ И СТУЛЬЯ

4. ВОДА И МОЛОКО

5. КНИГА И ТЕТРАДЬ

6. ТОПОР И МОЛОТОК

7.ПИАНИНО И СКРИПКА

8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Перед началом необходимо проверить, что он знает ,о чем идет речь. Затем необходимо задать ребенку вопросы, чем схоже и чем отличаются сравниваемые понятия (предметы, явления..).

Ребенку необходимо правильно производить сравнение: выделять  и черты сходства и черты различия не по случайным признакам, (например, молоток и топор лежат в сарае) а по главным.

2. Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он  - его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать! По…»- так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов, например 1) ПО, 2) НА, 3) ЗА, 4) МИ, 5) МУ,  6) ДО,  7) ЧЕ,  8) ПРЫ,  9) КУ, 10) ЗО.

Если ребенок легко и бистро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например: по-лет, по-кой, по-лотенце и т.д.

3. Упражнение «Соотношение понятий»

Предложите вниманию ребенка картинки (от 4 картинок) развитие какой- либо ситуации. ( например четыре стадии развития ветвей дерева по сезонам, изменение природы по временам года,  либо картинки с сюжетами из жизни детей, взрослых и т.п.)

Попросите ребенка определить порядок размещения картинок. Попросите рассказать, почему он так решил, и какие изменения произошли. Предложите составить рассказ небольшой по картинкам.

4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

 А) «Найди лишнее слово»

Зачитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

1.СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.

4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.

6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.

8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.

Б) «Найди лишнюю картинку»

Подберите серию рисунков, среди которых можно объединить в группы по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похоже те рисунки, которые ты оставил?».

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Помимо рисунков можно использовать и предметы.

5. Упражнения на развитие гибкости ума

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, кедр …).

2. Назови слова, относящиеся к спорту.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие домашних животных.

5. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6. Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7. Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8. Назови слова, обозначающие овощи.

9. Назови слова, относящиеся к искусству.

10. Назови слова, обозначающие фрукты. И т.п.

6. Упражнения на развитие словесно-логического мышления.

А)  «Определи понятие»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов.

1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?».

Б) «Найди похожее слово»

Используется тот же набор слов.

Прочитайте ребенку первое слово из первого ряда – «Велосипед» и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием ) Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда выбирает слово «Самолет» (средства передвижения).

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру.

Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребенка придумывайте аналогичные ряды слов.

7. Игры, развивающие мышление и сообразительность

А) «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, удочку и т.д.

Б) «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ

ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ

ШЕРШАВЫЙ -  ГЛАДКИЙ

В) «Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной сферы личности, пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов посредством игровой деятельности.

Материал содержит опыт работы по коррекции и развитию познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольн...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...

Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».

Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и м...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как...

Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности....

Картотека игр по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Картотека игрпо теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекциидевиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста»...