«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Гусакова Татьяна Сергеевна

 

Сообщение

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества образовательного процесса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад

общеразвивающего вида №28 «Ласточка».

Сообщение

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

К педагогическому совету «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества образовательного процесса»

                                               

                                           Подготовила: Гусакова Татьяна Сергеевна

                                             (воспитатель высшей квалификационной категории)

                                                                     17.03.2017г

                                     

2016-2017 учебный год

с.Акатьево

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.

Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств. Интеллект у детей - это система развития познавательных процессов относительно возрастной нормы, обеспечивающая адаптацию ребенка в социуме. Адаптация в социуме предполагает, прежде всего, возможности ребенка развиваться и обучаться в среде сверстников, взаимодействовать с окружающими, отвечая социальным нормам поведения.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы по данному направлению  относятся:

-Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной соответствующим материалом.

-Личностный фактор, где от самого педагога зависит как заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе.

    -Индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и

    группы в целом.

-Изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet)

Формы, средства и методы педагогической работы с детьми:

-Разнообразные виды проведения образовательной деятельности.

-Использование игровых методов обучения.

-Приёмы поисковой и творческой деятельности.

-Дидактические развивающие игры.

-Досуги и развлечения.

-Просмотр мультимедийных презентаций.

-Использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).

-Показ театрализованных представлений, сценок детям младших групп математического содержания.

-Использование дидактических средств (использование схем, символов, рисунков и др.).

-Использование технических средств (интерактивная доска, видео и аудио оборудование).

-Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

В группе созданы центры: интеллектуального развития и  экспериментирования, где дети всегда могут найти для себя игры и занятия  по интересам.

Большую ценность для развития у детей умственных способностей, мышления, внимания оказывают такие логические задачи и упражнения как «Найди отличия», «Найди пару», «Какая фигура лишняя» и т.д. Организуя поиск отличий в изображениях, не тороплюсь указывать на ту или иную неточность, а направляю их внимание конкретными указаниями и вопросами. Так постепенно дети приобретают умение проявлять терпение, настойчивость.

Умение анализировать развивается в играх «Составь картинку», «Составь из осколков предмет», «Пазлы». Здесь ребёнок проявляет большую сообразительность, внимание, терпение.

Нужно проявить наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы различными линиями, это такие пособия как «Найди фигуру», «Где спрятался зайчик», «Найди птичек на дереве».

 Нравятся детям игры с логическими блоками Дьенеша, «Цветными  палочками Кьюизенера» которые позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и логические операции, умения строить высказывания, выявлять в объектах разнообразные свойства, обобщать.

Такие игры, как  «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Загадки» способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найди предмет, отличающийся от других». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения  «Найди картинку с самым низким деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней величины».

Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру»,объемное конструирование по образцам развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность. Также использую способ конструирование из бумаги - Оригами. Процесс складывания бумаги уже знаком детям со среднего возраста, в старшем возрасте идет знакомство с чертежами. Оригами развивает логическое мышление, пространственное представление, воображение, память.

Нравятся детям игры с логическими блоками Дьенеша, «Цветными  палочками Кьюизенера» которые позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и логические операции, умения строить высказывания, выявлять в объектах разнообразные свойства, обобщать.

Особое место для развития умственных способностей у детей занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из наборов геометрических фигур. Это такие игры-головоломки, как «Танграм», «Волшебный квадрат», «Пифагор»,квадрат Воскобовича.

 Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. пальчиковые игры - эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности.

 «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. 

Логические задачи устного характера учат детей думать, логически мыслить, рассуждать, делать вывод, расширяют представления об окружающем .Это задачи: на совмещение, сравнение, различие, отрицание. Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы. Это дает возможность проверять качество знаний детей.

«Мудрёные» вопросы:
• У стола могут быть 3 ножки? Бывает небо под ногами? Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего?
• Почему снег белый? Почему лягушки квакают?
• Можно левой рукой достать правое ухо? Может быть у клоуна грустный вид? Как называет бабушка дочку своей дочки?
Логические концовки:
• Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)
• Если два больше одного, то один…(меньше двух)

Успешно использую ребусы и кроссворды. Эти игры рассчитаны на детей умеющих читать. Перед тем как разгадывать ребус надо объясняю  детям, что ребус – это загадка, написанная с помощью нарисованных предметов.

 Для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях, планирую повторные занятия с детьми, которые не усвоили материал. Постепенно усложняя задания, добиваюсь, чтобы каждый ребёнок проявлял больше самостоятельности и творчества, ведь способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определённым правилам, помогут детям в обучении в школе.

Работая в тесном контакте с родителями, использую лекции, консультации, родительские собрания, папки – передвижки. В индивидуальных беседах объясняю, как правильно оценивать действия ребёнка, поощрять его усилия, подбадривать, терпеливо разбирать  его ошибки. Ежегодно  проводим  «День открытых дверей», где на открытых занятиях родители видят способности своих детей.

В заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное  значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Обучая детей в процессе игры, стремлюсь, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...

Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».

Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...

«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и м...

Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности....

Сборник игровых логических задач с применением счетных палочек для детей старшего дошкольного возраста

В сборнике представлены  игровые логические задачи с применением счетных палочек, на основе  перестановки различного количества элементов для детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс «Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста»

Данный мастер-класс "Роль элементарных опытов и экспериментов в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста" предназначень для педагов детского сада, где представлены элементарные ...