Коррекция и развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной сферы личности, пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов посредством игровой деятельности.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

Лукебанова Ирина Павловна

Материал содержит опыт работы по коррекции и развитию познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ И  РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

         Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста цветовосприятия, цветоразличения, цветоощущения, пространственной ориентации. Задача усвоения детьми основных сенсорных и пространственных эталонов может быть решена легко, если дети растут в семьях, где уделяется большое внимание сенсорному воспитанию, обучению ориентирования в пространстве.

         Для решения данной проблемы важно воспитывать у детей навыки: дифференциации цветов и оттенков, их классификации, обобщения, сравнения, а также  формировать навыки пространственной ориентации.

         При отработке навыков цветовосприятия и пространственной ориентации старшие дошкольники учатся не только чувствовать, но и мыслить, что приобретает особое значение в контексте поступления детей в школу.

         Только правильно сформированные у ребенка пространственные и сенсорные эталоны помогают ему не только видеть мир красивым, но и ярко выражать свои мысли, желания, правильно ориентироваться в окружающем нас мире. Как правило, у таких детей не возникает проблем в школе по русскому языку, так как речь их насыщена прилагательными, наречиями т.п., и по математике, так как они знакомы с клеткой, у них лучше развита зрительно-моторная координация.

         Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования не только словаря, элементарных математических представлений, но также и для формирования цветовосприятия, пространственной ориентации через игру. Поэтому ранняя работа в дошкольном возрасте в данном направлении является не просто важной, а архиважной.

         Многие коррекционные педагоги подчеркивали, что раннее начало развития познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации, способствует более эффективной коррекции проблем в развитии, а в последствие, что закономерно, и более эффективному обучению в школе.

         Следует особенно отметить, что в последнее время статистика диктует следующие данные: в детские сады поступает все больше детей с проблемами в развитии коммуникативной  (ОНР, ФФН) и познавательной (ЗПР, РДА, ДЦП) сфер личности. Таким детям сложно усвоить материал на общих занятиях, к ним требуется дифференцированный, индивидуальный подход. Наш практический опыт позволяет нам говорить о том, что таким детям необходимы коррекционно-развивающие занятия с опорой на наглядный материал.

         В формировании основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации, познавательных процессов    у детей старшего дошкольного возраста наиболее целесообразно использование методов игровой  цветокоррекции, цветотерапии. Конструктивный праксис, зрительное восприятие, основные мыслительные операции интенсивнее развиваются у детей при использовании яркой наглядности и в процессе игровой деятельности, то есть в форме игры. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания, умения и навыки, а значит, совершенствуется речь. Совершенствование мыслительных навыков детей происходит непосредственно во взаимодействии с окружающим миром, путем накопления собственного практического жизненного опыта.

         Умение правильно выполнять задание, действуя по инструкции, зависит, прежде всего, от умения слушать и понимать предложенное задание. Ребенок должен выслушать инструкцию педагога сосредоточенно, не отвлекаясь, до конца осмысливая услышанное.

Как привлечь внимание ребенка:

  1. Ярко, выразительно рассказывать.
  2. Менять интонацию по силе и высоте.
  3. Развивать познавательную сферу, пространственную ориентацию, знание основных сенсорных эталонов через игру.
  4. Демонстрировать по ходу игры, занятия опорные картинки, наглядность, так как этот прием облегчает усвоение детьми вышеобозначенных умений.
  5. Использовать игровые задания как наиболее эффективный способ обучения.
  6. Игровое задание должно быть доступно детям по содержанию и форме, соответствовать их уровню развития.
  7. Переходить постепенно от более простого к более сложному с учетом уровня развития и индивидуально-личностных особенностей детей.
  8. Приготовить сюрпризный момент к завершению занятия.

Что нельзя делать во время подачи материала:

  1. Задавать случайные, слишком легкие, нисколько не помогающие уяснению смысла игры вопросы.
  2. Читать тихо, быстро, без интонации инструкцию, объяснять требования к игре.
  3. Проводить занятия без опоры на наглядный материал, не учитывать  возрастные, познавательные, индивидуальные особенности детей.

Для детей интересны познавательные занятия с использованием игр. Занятия по развитию познавательной сферы, основных сенсорных и пространственных эталонов нельзя рассматривать изолированно от других занятий. Поскольку мы формируем прочные умения и навыки, игровые упражнения должны носить строго  систематический характер. Они могут быть частью комбинированных занятий (например, по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. п.).

         Обучение будет осуществляться успешно только при том условии, если занятия ведутся в игровой форме систематически, а знания и опыт детей непрерывно растут.

         Предлагаю Вашему вниманию несколько разработанных и апробированных мною  игр, на развитие пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов, основных психических функций, таких как: мышление, внимание, память, восприятие, а также коммуникативных функций и мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, сове...

Проект «Правила дорожного движения» Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста познавательно – игровой.

Актуальность:Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происш...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.

Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность....

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением элементов театрализованной деятельности Занятие «В гостях у сказки»

Сценарий занятия на конкурс "Учитель года 2017"Конкурсное задание «Педагогическое мероприятие с детьми»Цель: представление профессионального опыта, наглядная демонстрация тех про...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.

Тема:Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.Цель:изучить влияние ассоциативных дидактических игр на ...