Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.
статья

Долматова Оксана Владимировна

Тема:Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.

Цель:изучить влияние ассоциативных дидактических игр на развитие познавательно-исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать элементарные навыки и умения познавательно-исследовательской деятельности, познавательных процессов, мыслительных операций, способностей детей.
  2. Формировать познавательные интересы и любознательность через использование средств СМИ и ИКТ.
  3. Учить детей анализировать свою деятельность, систематизировать и классифицировать полученные знания, комментировать свои действия.
  4. Развивать творческие способности (фантазировать, моделировать, конструировать…).
  5. Учить выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.
  6. Развивать коммуникативные навыки.
  7. Воспитывать социально-нравственные качества детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_as_igry.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Воспитатель  Долматова Оксана Владимировна группы № 11  МАДОУ д/с № 147.

Тема: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.

Цель: изучить влияние ассоциативных дидактических игр на развитие познавательно-исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать элементарные навыки и умения познавательно-исследовательской деятельности, познавательных процессов, мыслительных операций, способностей детей.
  2. Формировать познавательные интересы и любознательность через использование средств СМИ и ИКТ.
  3. Учить детей анализировать свою деятельность, систематизировать и классифицировать полученные знания, комментировать свои действия.
  4. Развивать творческие способности (фантазировать, моделировать, конструировать…).
  5. Учить выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.
  6. Развивать коммуникативные навыки.
  7. Воспитывать социально-нравственные качества детей.

Литература:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  2. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания, источник: www. Pedlib.ru
  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.
  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., "Педагогика"1999. – 541с.
  5. Детская практическая психология / Под ред.Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.
  6. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М:" Просвящение", 2003.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
  8. Крыжановский Г. Развивающие игры. Ассоциативное мышление. Астрель, 2001.
  9. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 2005.
  10. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия, 2010.
  12. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ Под ред. Л.Ю.Субботиной. – Ярославль: Академия развития, 2001.

        ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Учебный год

Содержание

работы

Сроки

выполнения

Результат

2011/2012

1. Определение темы по самообразованию.

2.Составление плана работы.

3.Подбор и изучение методической литературы, публикаций,  опытов работы по выбранной теме.

4. Работа с родителями по данной теме:

  •  Наглядная  информация в родительском уголке:

консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Дидактическая игра – важно и интересно!», «Поиграем в ассоциации» и другие;

памятка на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Алгоритм по сбору информации для ассоциативной игры»;

рекомендации на тему: «Проведите с детьми дома», «Чья игра лучше», «Влияние ассоциативных игр на психическое развитие старшего дошкольника» и др.

5.Разработка конспектов НОД, проектов с использованием ассоциативных дидактических игр.

Проекты:

«Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Самое вкусное лакомство?», «Мои любимые животные» и многие другие.

6.Изготовление ассоциативных коробочек:

«Кто они, прославившие Рязань?», «Гордость земли Рязанской»,«Веселые рассказы», «Волшебный ларец – история цифр и счета», «Как прекрасны эти сказки», 6 ассоциативных игр по человековедению, «Что за птица?», «Из истории шариковой ручки» и другие.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-февраль

Декабрь –май

Февраль-май

Январь-май

-подбор познавательного и иллюстративного материала;

-пополнение библиотеки энциклопедиями;

-консультации, памятки, рекомендации для родителей;

- создание картотеки по ассоциативным дидактическим играм;

-создание предметно-развивающей среды;

-внедрение  ассоциативных дидактических игр в образовательную деятельность;

-выступление на педсовете с данной темой по самообразованию;

-представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года» (диплом лауреата).

2012/2013

Практическая деятельность.

-применение знаний, навыков и умений на практике:

  • изготовление пособий и атрибутов,
  •  организация и проведение практической работы с детьми,
  • распространение опыта работы по данной теме.

Сентябрь - май

-проведение мастер-класса для педагогов города при ИД(М)Ц;

- участие в конкурсе «Птица года» (представление материала и ассоциативной игры «Орлан-белохвост») публикация материала;

-участие во всероссийском конкурсе «Лучшее познавательно-исследовательское занятие НОД» (диплом лауреата 3 степени), и «Лучшее занятие по экологическому воспитанию» (лауреат 3 степени)

2013/2014

Обобщение опыта работы:

-проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

Подтверждение высшей категории по теме самообразования.

Сентябрь – октябрь

Март - апрель

Выступление на педсовете, консультации для воспитателей.

В результате проведенного исследования было доказано, что ассоциативная

дидактическая игра способствует:

-развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; усваиванию общественно выработанных средств и способов умственной деятельности; умению детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

-обогащению чувственного опыта ребенка, развитию при этом его умственных способностей  (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

-развитию речи детей (пополнение и активизация словаря, развитие связной  речи.

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника (познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявление чуткого отношения к товариществу, стремление быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.).

-творческому развитию (оценка совершенному действию: насколько оно красиво, элегантно, насколько оно уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа).

2014/2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"

В материале описан опыт работы по  развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.  Обобщены формы и методы  применя...

Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.

При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить  познание окр...

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

План по самообразованию "Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков в художественно - продуктивной деятельности по средствам нетрадиционных техник рисования"

месяц Формы работы    С детьми подготовительной группыС педагогамиС родителямисентябрьСоциально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное...

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...