Главные вкладки

    Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции
    консультация по логопедии на тему

    Мутовина Оксана Викторовна

    В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоционального состояния детей, приводящего к низкой работоспособности, быстрой утомляемости, недоразвитием общей и мелкой моторики, что препятствует эффективному обучению детей в дошкольном учреждении.

    Данная сложившаяся ситуация не позволяет применять для коррекции общего недоразвития речи только традиционные методы и приемы. Необходимо подбирать такие средства, которые бы оптимально способствовали активизации деятельности речевого центра мозга ребенка. Изучив ряд научных работ Г.А.Волковой, В.А.Гиляровского, Н.А.Власовой, меня заинтересовал такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Эта форма активной терапии, цель которой является преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ №171

    Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции

                                   

                                                                               Консультацию подготовила:

                                                                               учитель-логопед МБДОУ№171

                                                                               Мутовина Оксана Викторовна

    Оренбург

    2015

    Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции.

    В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоционального состояния детей, приводящего к низкой работоспособности, быстрой утомляемости, недоразвитием общей и мелкой моторики, что препятствует эффективному обучению детей в дошкольном учреждении.

    Данная сложившаяся ситуация не позволяет применять для коррекции общего недоразвития речи только традиционные методы и приемы. Необходимо подбирать такие средства, которые бы оптимально способствовали активизации деятельности речевого центра мозга ребенка. Изучив ряд научных работ Г.А.Волковой, В.А.Гиляровского, Н.А.Власовой, меня заинтересовал такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Эта форма активной терапии, цель которой является преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Однако реализуемая в детском саду коррекционная программа не предполагает использование логоритмики. Особенности коррекционной программы заключаются в построении изучаемого материала по лексическим темам.

    Проанализировав методическую литературу и обширный практический материал многих авторов, занимающихся логоритмикой (Г.А.Волковой, Г.Р.Шашкина, М.Ю.Картушина, А.Я.Мухина и др.), я увидела, что отсутствует система логоритмических занятий, основанная на лексических темах в соответствии с реализуемой коррекционной программой.

    В связи с этим встала необходимость разработать систему логоритмических занятий на основе лексических тем в соответствии с реализуемой коррекционной программой ДОУ.

    Вся работа проходила в несколько этапов:

    В начале работы были выявлены особенности речевого и психомоторного развития детей с ОНР. Для определения уровня развития произвольной моторики дошкольников с ОНР, мною были использованы следующие методы:

    Наблюдение: наблюдение за детьми велось на музыкальных и физкультурных занятиях, на прогулках и в свободной деятельности.

    Анализ направлений ПМПК: изучение анамнеза детей с речевой патологией, раннего психомоторного и речевого развития, данные о нервно-психическом и соматическом состоянии.

    Диагностика уровня моторного развития детей: выявление состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимической мускулатуры детей.

            В результате обследования и изучения анамнеза, было выявлено, что 90% детей имеют низкий уровень речевого развития, а 65% детей низкий уровень психомоторного развития.

            Следующим этапом работы явилась разработка системы логоритмических занятий в соответствии с требованиями коррекционной программы реализуемой в ДОУ. Для разработки системы логоритмических занятий была создана творческая микрогруппа, в состав которой входили учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В результате совместной работы был создан комплект методического обеспечения:

    • Подобрана структура логоритмического занятия (методика Г.А.Волковой);
    • Разработано тематическое планирование в соответствии с лексическими темами;
    • Разработаны конспекты занятий на основе тематического планирования;
    • Разработана картотека логоритмических упражнений, подобраны игры и упражнения, используемые на логоритмическом занятии.

    Были определены ряд требований к системе логоритмических занятий:

    • Занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;
    • Повторение упражнений, используемых на логоритмическом занятии, в повседневной жизни (на прогулке, физкультурных занятиях, физминутках, вечерах развлечений и т.д.):
    • Карточки с упражнениями еженедельно предлагать родителям в качестве вспомогательного материала для закрепления дома;
    • Содержание двигательного и речевого материала ежемесячно варьировать в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

    В ходе практических занятий  с детьми, на следующем этапе работы, был реализован комплекс логоритмических занятий, разработанный в соответствии с тематическим планированием. Реализация логоритмических занятий проходила в тесной взаимосвязи между логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, психологом. А так же в практическую работу были подключены  родители, которые разучивали дома чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы. (см.приложение №1)

            После реализации комплекса логоритмических занятий было   проведено диагностическое обследование детей, с целью определить эффективность предложенной системы занятий для детей с ОНР и проследить  динамику речевого и психомоторного развития.  Сопоставление результатов обследования на начало и конец года, а также анализ данных обследования узкими специалистами детского сада, позволяет сделать вывод о том, что комплексная системная логоритмическая работа способствует преодолению речевых нарушений и развитию психофизических функций у детей. Наблюдается значительные улучшения в речевом развитии, эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии.

            Положительная динамика результатов проведенной работы доказывает эффективность проделанной работы. Проведенное мною исследование по использованию логопедической ритмики как эффективного метода коррекции ОНР у детей дошкольного возраста имеет перспективы дальнейшего развития, которое предполагает овладение логоритмической технологией педагогами всех видов ДОУ, так как она решает оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

         Конспект логоритмического занятия по теме: «Автомобильчики»

                                  (Лексическая тема «Транспорт»)

                                                                          см. приложение №2

    Конспект логоритмического занятия с детьми подготовительной

    логопедической группы по теме «Автомобильчики»

    (Лексическая тема «Транспорт»)

    Цель: автоматизация звуков «Р», «Р’» и развитие психомоторики на данном звуковом материале.

    Задачи:

    -уточнение артикуляции звуков «Р», «Р’»;

    -развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    -расширение лексического запаса;

    -совершенствование общей и мелкой моторики;

    -выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

    Оборудование: Картинки с изображением грузовых машин; варежки – машинки; бумажные кольца разных цветов; картинки с изображением музыкальных инструментов: трубы, скрипки, ударных инструментов; схемы буквы «Р»; стилизованные водительские удостоверения; дорожный знак «Место стоянки», картинки с изображением знаков дорожного движения.

                                                                 Ход занятия

    Логопед: Ребята, какие виды транспорта вы знаете?

                     А теперь повторим с вами правила поведения на дороге.

    Артикуляционная гимнастика

    Логопед напоминает, что по дороге ездит различный транспорт, и предлагает

    сделать артикуляционную гимнастику, изображая движения машин.

     Машина едет по широкой дороге «Лопаточка»

    Машина едет по узкой дороге «Иголочка»

    Машина спускается с горки «Кошечка»

    Машина поворачивает «Часики»

    Машина подъехала к яме «Чашечка»

    Машина объезжает яму «Круговые движения»

    Машина едет по кочкам «Накажи непослушный язычок» (Пя-пя-пя)

    Дыхательное упражнение «Насос»

    Мы качаем, мы качаем        Стоя, спина расслаблена. Пальцы сжать в кулаки.

    Воздух в шины надуваем.

    Проверяем каждый раз,     Наклониться резко вниз, выбросив резко руки

    И аварий нет у нас.           Выпрямляясь, прижать руки к груди сделать вдох через нос.

     

    Логопед: Ребята, а вы хотите стать водителями?

     Дети. Да, хотим!

     Логопед. Чтобы получить водительское удостоверение, нужно сдать экзамен, показать, как вы умеете ездить и выучить дорожные знаки.

     Упражнение «Машинки»

     На развитие координации движений.

     Логопед. Перед нами две грузовые машины. Посмотрим, как у них поднимаются кузова, а потом сами попробуем это сделать.

     Последовательность овладения упражнением «Машинки».

     Демонстрация траекторий движения машин:

     А) на игровом материале;

    Б) на картинке.

     Вариант выполнения упражнения руками.

     И. п. : стоя, спина прямая.

     Согнутые в локтях (по направлению к себе и параллельно полу) руки находятся перед грудью. Пальцы вытянуты и соединены между собой. Большие пальцы прижаты к указательным снизу. Кисти обеих рук соединены между собой по длине указательных пальцев.

     Кисти – это грузовые машины, стоящие рядом.

     На счёт «раз» - правая рука (машина) выезжает вперёд (локоть чуть согнут) .

     На счёт «два» - кисть опускается вниз (кузов машины опрокидывается) .

    На счёт «три» - кисть занимает прежнее положение.

    На счёт «четыре» - рука занимает прежнее положение (машина отъезжает на исходное место) .

     Повторить левой рукой.

     Повторить двумя руками одновременно (два раза) .

    Усложнение: упражнение выполняется заданное логопедом число раз.

     Например: один раз правой рукой, два раза левой рукой; два раза правой, один раз левой, один раз правой и т. д.

     Игровой момент: на кисти рук надеваются варежки – машинки.

     Вариант выполнения упражнения ногами.

    И. п. : ноги стоят в шестой позиции (пятки и носки вместе, спина прямая, руки на поясе.

     Ступни ног - грузовые машины.

     На счёт «раз» - правая нога с прямым коленом скользит по полу вперёд, останавливаясь в положении вытянутого носка.

    На счёт «два» - правая нога ставится на пяточку (кузов машины опрокидывается) .

    На счёт «три» - нога на носочек.

     На счёт «четыре» - возвращается в исходное положение.

     Повторить левой ногой.

     Усложнение: упражнение выполняется заданное логопедом число раз.

    Например: один раз правой ногой, два раза левой ногой; три раза правой, один раз левой, два раза правой и т. д.

     Варианты формирования и развития слухо – зрительно – двигательной координации.

    Под речевую инструкцию логопеда, сопровождаемую личной демонстрацией.

    Под речевую инструкцию логопеда (без демонстрации) .

     Под счёт логопеда, сопровождаемый демонстрацией.

     Под счёт логопеда (без демонстрации) .

     Под музыкальный аккомпанемент, сопровождаемый речевой инструкцией и демонстрацией.

     Под музыкальный аккомпанемент, сопровождаемый речевой инструкцией (без демонстрации) .

     Под музыкальный аккомпанемент и счёт логопеда, сопровождаемый демонстрацией.

     Под музыкальный аккомпанемент и счёт логопеда (без демонстрации) .

     Под музыкальный аккомпанемент:

     -медленный;

     -быстрый;

     -с замедлением или убыстрением.

     Выполнение упражнения самостоятельно в усвоенном темпе без музыки и речевой инструкции логопеда.

    Подвижная игра на автоматизацию звука (р) .

     Логопед. Чтобы не было аварий, водители должны быть очень осторожны и внимательны на дороге.

     Описание игры.

     Дети стоят вдоль стены. Они автомобили. Каждому из играющих даётся обруч какого – либо цвета или бумажное кольцо. Это руль. Перед логопедом на столе несколько цветных флажков. Он поднимает один из них. Дети, у которых руль такого же цвета, как и флажок логопеда, встают и бегут по залу, подражая звуку мотора автомобиля «р-р-р… »

     Когда логопед опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой гараж (на своё место) .

    Затем логопед поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

    Логопед может поднимать один, два или три флажка одновременно и тогда все автомобили с соответствующим цветом руля выезжают из своих гаражей.

     Упражнение на автоматизацию звуков (р, (р) в слогах.

     Логопед. Молодцы, ребята, справились! Сделал дело, гуляй смело – так гласит народная мудрость, теперь можно и отдохнуть.

     Логопед предлагает детям сесть в автобус и поехать в лес, а чтобы в дороге не было скучно, можно петь и играть на музыкальных инструментах.

     Дети садятся на стульчики (сиденья). Одна группа детей – трубачи, другая – скрипачи, третья – ударники. Логопед – дирижёр. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников. Затем предлагает спеть какой – нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог «ру-ру-ру», скрипачи – «ри-ри-ри», а ударники – «ра-ра-ра».

     После репетиции логопед начинает дирижировать.

     Варианты выполнения.

    1. Поёт только та группа, на которую дирижёр указывает палочкой (либо поднимает предметную картинку с изображением соответствующих музыкальных инструментов) .

     2. Когда дирижёр поднимает обе руки (либо все предметные картинки, играют все одновременно.

     3. Дирижёр вызывает трёх – четырёх детей и предлагает им исполнить на любом инструменте какую – нибудь песню. Остальным детям предлагается угадать, какая песня исполняется.

     Исполнение музыкальной скороговорки.

    Логопед. Вот мы и приехали. Посмотрите, а по траве тропа протоптана, пойдём по ней.

     Дети исполняют музыкальную скороговорку «По траве тропа протоптана». Мальчики стоят на месте, поют и притопывают ногой. Девочки поют и движутся в хороводе сначала простым шагом, затем усложняют его влево, вправо. (От ведущего зависит рисунок хоровода.)

    Упражнение на развитие пространственной ориентации.

     Логопед. Ребята, возьмите карточки, на них тропинки, пройдите по ним.

     Дети, каждый по своей траектории, определённой заданным цветом, проходят путь.

     Речевое упражнение без музыкального сопровождения.

    Логопед. Перед нами речка, а на ней утка со своими утятами. Что же они делают?

     Дети рассказывают стихотворение «Кря! Кря! Кря! », сопровождая слова выразительными движениями.

    Кря! Кря! Кря!

     Пять маленьких, худеньких, глупых утят

    За мамою – уткой угнаться хотят.

     Угнаться за мамою – уткой?

    Серьёзное дело! Не шутка!

    Но кратка прогулка. Близки берега.

    Четыре утёнка кричат: «Га, га, га! »

     Они ведь не куры - утята.

     Они из воды не хотят ведь.

     Качает утят на прибрежной волне,

     А маленький самый, с пятном на спине,

     Плывёт, говоря: «Кря! Кря! Кря! »,

     Плывёт, говоря: «Кря! Кря! Кря! ».

     Упражнение «Дерево» на снятие мышечного напряжения.

     Логопед. Ребята, посмотрите, какая красота вокруг! Сколько деревьев! Давайте представим себе, что мы деревья.

     И. п. : дети стоят врассыпную.

     Дерево кончается

     Где – то в облаках,            Дети поднимают руки вверх.

     Облака качаются

     На его руках.                     Качают поднятыми руками.

     Эти руки сильные

    Рвутся в вышину,        Движение качания усиливается, корпус сгибается вправо-влево.

    Держат небо синее

    Звёзды и луну.             По окончании текста все занимают исходное положение. 

     Во время качания рук следует слегка перебирать пальцами (колыхание листьев на деревьях) .

     Исполнение музыкальной скороговорки.

    Логопед. Впереди нас лежит огромное бревно. Ребята, а кто идёт по нему?

    Дети. По бревну бобры идут.

     Логопед. А как они идут: быстро или медленно? Правильно, медленно идут – бредут. По бревну бобры бредут.

     Дети исполняют музыкальную скороговорку «По бревну бобры бредут… ».

    Исполнение песни  «В нашем городе большом» 

    СЛ. Г. ГЕОРГИЕВА, МУЗ. Т. ЧУДОВОЙ

    Дети исполняют песню «В нашем городе большом»

    В нашем городе большом,

    В нашем городе большом,

    По широкой мостовой

    Мчится транспорт городской.

    Припев:

    Едут автобусы-

    Быстрые автобусы,

    И машины легковые,

    И машины грузовые,

    Как игрушки заводные.

    А над улицей сияет

    Разноцветный светофор,

    И его команды знает,

    Каждый в городе шофер.

    Припев.

    Заключительная часть

    Релаксация.

    Дети подходят на ковер под знаком парковки.

    А теперь, ребята, давайте расслабимся и наберемся новых сил.

    После слов логопеда дети повторяют «Спят, спят»

    Слова логопеда Действия детей

    Спят шоферы Расслабляют шею, опускают голову

    Светофоры Расслабляют руки

    Спят все дети Садятся на пол, расслабляются

    Все на свете Расслабляют ноги, ложаться.

    Итог занятия

    Логопед. Молодцы, вы справились сегодня со всеми заданиями. Вот ваши водительские удостоверения. А теперь давайте вернёмся домой.

    Ссылки на источники

    1. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О. И. Крупенчук, А. В. Никитиной, Новиковской О. А., В. Т. Таран, Р. Л. Бабушкиной, А.Е.Вороновой  и других;

    2. «Логопедические распевки» Н. Г. Гавришевой, Н. В. Нищевой;

    3. «Весёлая логоритмика» Е. Железновой          

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

    Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

    Музыкально – координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Статья на тему "Музыкально-координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей"...

    Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

    Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...

    Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

    Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....