Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Игина Ольга Владимировна

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использовании нетрадиционных методов коррекции всех речевых аспектов. Одним из направлений является психомоторная коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihomotornaya_korr.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Сказка»

Консультация

«Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

                                                                                   учитель-логопед:

                                                                                Игина Ольга Владимировна

2020 г.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использовании нетрадиционных методов коррекции всех речевых аспектов.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Психомоторная коррекция, включенная в учебно-педагогический процесс работы с детьми, имеющими нарушения речи, может быть использована как одно из средств коррекционного воздействия в комплексе методик (логопедия, развитие речи и т. д.).

Цель работы: активизация мыслительной и речевой деятельности детей через систему специальных упражнений.

Задачи:

- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

- Повышение способности к волевым усилиям, произвольному контролю, программированию действий (что способствует формированию учебного поведения);

- Формирование пространственных представлений;

- Развитие внимания, восприятия, мышления, памяти детей;

- Коррекция сенсомоторного уровня речи (фонематическое восприятие, темпо-ритмическаая организация, артикуляционная моторика, звуко-слоговая структура слова и предложения);

- Предупреждение нарушений процессов чтения и письма;

-Сохранение и укрепление здоровья детей.

Психомоторная коррекция включает в себя 3 основных направления:

1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

 2. Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

3. Развитие произвольной регуляции психической деятельности.

Каждое направление включает в себя совокупность специальных упражнений на основе Методики нейропсихологической коррекции А. В. Семенович.

Рекомендации по применению психомоторной коррекции в логопедической работе:

1. Приемы нейропсихологической коррекции детей с речевыми нарушения могут быть включены в структуры логопедического занятия на любом этапе.

2. Работа может проводится как индивидуально, так и с группой детей.

3. Психомоторная коррекция может быть успешно использована на физкультурных занятиях в логопедических группах детей с ОНР в рамках совместной работы учителя-логопеда и инструктора ФК.

4. Рекомендуется использовать упражнения по всем трем направлениям коррекции, однако, удельный вес и время применения варьируются.

Область практического применения: для учителей-логопедов в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи.

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Цель: Восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов речи.

1. Самомассаж (постукивание, поглаживание, массаж ушных раковин, пальцев рук)

2. Глазодвигательные упражнения.И. п. лежа на спине. Логопед выполняет движения ручкой с ярким наконечником по диагонали, горизонтали, "восьмерками"

3. Дыхательные упражнения

1. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы

2. Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губы вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух

3. И. п. - сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая). Поднимать руки вверх над головой и опускать вниз на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при это. Также можно произносить шипящие, свистящие звуки на выдохе. Стараться удлинить выдох.

4. Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (А, О, У и др.) и их сочетания.

5. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные

пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки)

Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Цель: улучшение мыслительной деятельности, памяти, концентрации внимания, пространственных представлений.

1) Упражнение "Фонарики". (Кулак-ладонь). Одновременное сжимание в кулак одной руки и разжимание другой.

2)“Кулак-ребро-ладонь” Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямленная ладонь на плоскости пола.

3) “Лезгинка” Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

4) “Ухо-нос” Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

5) "Печем блинчики". На поверхности одну руку положить ладонью вверх, другую - вниз. Смена позиций рук под счет

6) "Буратино". Одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе (походка Буратино, то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

7) Обматывание резинки вокруг карандаша

Развитие произвольной регуляции психической деятельности

Цель: развитие функций программирования, целеполагания и самоконтроля.

1. Упражнения на ленте

1) Приставной шаг лицом к ленте.

2) Перекрестные движения вдоль ленты. Правая нога "обгоняет" левую (перекрестное движение, левая "догоняет" правую.

3) Простые прыжки синхронно обеими ногами по прямой. Затем слева и справа от ленты.

4) Движение пятка к носку вдоль ленты. Руки на поясе.

2 вариант (усложненный): Во время движения ребенок держит в руках колокольчик. Задача - колокольчик не должен зазвенеть.

5) Мешочек с песком на голове. Руки в стороны. Движение вдоль ленты

Когда ребенок удовлетворительно освоил движение по ленте, подключаются движения координаторного типа:

1) И. п. Ноги вместе. Левая рука на поясе, правая - к плечу. На каждый шаг - смена положения рук.

2) Шагать вдоль ленты касаясь ладонью противоположного колена.

3) Двигательная программа: выполняет движения вдоль ленты под счет:

1-шаг вперед, 2 - хлопок, 3- прыжок.

После усвоения 3 ступенчатой программы, она увеличивается до 4-6 ступеней.

4. Упражнения с кубиками

Выстраивается линия из кубиков на расстоянии 40 см.

1) Шаги с высоко поднятыми ногами

2) Правую ногу поставить слева от кубика, левую - справа. Пройти до конца

3) Сначала шаг, затем хлопок, попеременно правой и левой ногой.

4) Двигательная программа: 1-прыжок, 2-шаг левой, 3-шаг правой, 4-хлопок.

6. Упражнения с шарами и мячами

1) Волейбол с воздушным шаром (2 шарами)

        2) Бадминтон с шарами

3) Попадание мячом в цель (усложненное: на балансире)

4) Выполнение программ с мячом: подбросить вверх, хлопнуть, поймать; ударить о пол, хлопнуть, поймать

7. Речедвигательные упражнения

"Мы делили апельсин"

"Мы капусту рубим"

"Зайка серенький сидит"

"У оленя дом большой" и пр.

Использование психомоторной коррекции способствует гармоничному развитию любого ребенка в самых разных сферах психической деятельности.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использовании нетрадиционных методов коррекции всех речевых аспектов.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Цель работы: активизация мыслительной и речевой деятельности детей через систему специальных упражнений.

Задачи:

- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

- Повышение способности к волевым усилиям, произвольному контролю, программированию действий (что способствует формированию учебного поведения);

- Формирование пространственных представлений;

- Развитие внимания, восприятия, мышления, памяти детей;

- Коррекция сенсомоторного уровня речи (фонематическое восприятие, темпо-ритмическаая организация, артикуляционная моторика, звуко-слоговая структура слова и предложения);

- Предупреждение нарушений процессов чтения и письма;

-Сохранение и укрепление здоровья детей.

Психомоторная коррекция включает в себя три основных направления:

1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

 2. Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

3. Развитие произвольной регуляции психической деятельности.

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

Цель: Восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов речи.

1. Самомассаж (постукивание, поглаживание, массаж ушных раковин, пальцев рук)

2. Глазодвигательные упражнения. И.п. лежа на спине. Логопед выполняет движения ручкой с ярким наконечником по диагонали, горизонтали, "восьмерками"

3. Дыхательные упражнения

1. «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы

2. Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губы вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух

3. И. п. - сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая). Поднимать руки вверх над головой и опускать вниз на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при это. Также можно произносить шипящие, свистящие звуки на выдохе. Стараться удлинить выдох.

4. Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (А, О, У и др.) и их сочетания.

5. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки)

Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Цель: улучшение мыслительной деятельности, памяти, концентрации внимания, пространственных представлений.

1) Упражнение "Фонарики". (Кулак-ладонь). Одновременное сжимание в кулак одной руки и разжимание другой.

2)“Кулак-ребро-ладонь” Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямленная ладонь на плоскости пола.

3) “Лезгинка” Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

4) “Ухо-нос” Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

5) "Печем блинчики". На поверхности одну руку положить ладонью вверх, другую - вниз. Смена позиций рук под счет

6) "Буратино". Одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе (походка Буратино, то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

7) Обматывание резинки вокруг карандаша

Развитие произвольной регуляции психической деятельности

Цель: развитие функций программирования, целеполагания и самоконтроля.

1. Упражнения на ленте

1) Приставной шаг лицом к ленте.

2) Перекрестные движения вдоль ленты. Правая нога "обгоняет" левую (перекрестное движение, левая "догоняет" правую.

3) Простые прыжки синхронно обеими ногами по прямой. Затем слева и справа от ленты.

4) Движение пятка к носку вдоль ленты. Руки на поясе.

2 вариант (усложненный): Во время движения ребенок держит в руках колокольчик. Задача - колокольчик не должен зазвенеть.

5) Мешочек с песком на голове. Руки в стороны. Движение вдоль ленты

Когда ребенок удовлетворительно освоил движение по ленте, подключаются движения координаторного типа:

1) И. п. Ноги вместе. Левая рука на поясе, правая - к плечу. На каждый шаг - смена положения рук.

2) Шагать вдоль ленты касаясь ладонью противоположного колена.

3) Двигательная программа: выполняет движения вдоль ленты под счет:

1-шаг вперед, 2 - хлопок, 3- прыжок.

После усвоения 3 ступенчатой программы, она увеличивается до 4-6 ступеней.

4. Упражнения с кубиками. Выстраивается линия из кубиков на расстоянии 40 см.

1) Шаги с высоко поднятыми ногами

2) Правую ногу поставить слева от кубика, левую - справа. Пройти до конца

5.  Упражнения с шарами и мячами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.

Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....

Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности....

«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.Разработка конспекта занятия с дет...

Памятка-буклет Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Освещен вопрос особенностей участия родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Буклет "Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Буклет "Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста" (для родителей)...