«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.

Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.

Разработка конспекта занятия с детьми 4-х лет с речевыми нарушениями по теме: "Насекомые".

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для  ребенока с ОВЗ в соответствии с предъявленной характеристикой.

Список использованной литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 365» городского округа Самара

(МБДОУ «Детский сад № 365» г.о. Самара)

адрес: 443042, Самарская область, г. Самара, ул. Флотская, д. 15 а

тел/факс: 2212831, e -mail.: mdou_365@mail.ru

«Комплект учебно-методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ в образовательной организации в  соответствии с требованиями ФГОС ДО»

                                                                    Выполнила: воспитатель

Недобежкина Ольга Олеговна

Самара, 2020

Характеристика

на воспитанника

Тимофея М., 08.06.2016 года рождения.

     Проживает  Тимофей  по адресу:

     Детский сад Тимофей посещает с августа 2019 года, поступил во вторую младшую группу №6. Мальчик сложно адаптировался к детскому саду,  долго не оставался на дневной сон. Длительного перерыва в посещении сада не было до периода объявления самоизоляции (с 29.03.2020г по настоящее время).  В этот период почти не выполняет задания воспитателей дома.

     Проживает  Тимофей  совместно с мамой, папой, является единственным ребенком в семье.  Семья полная, благополучная, экономически стабильная, неконфликтная, культурная.  В  семье взаимоотношения строятся на теплой, доброжелательной основе, взаимного уважения, совместного переживания радости и горя. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя, а также няня, которая сидит с ним с его 4-х месячного возраста.

    Физическое развитие мальчика в основном соответствует возрасту. Нет нарушений движений, основные движения и чувство равновесия почти сформированы, нет быстрой утомляемости, осанка не нарушена, ребенок  активен, но с ловкостью проблемы. Тимофей болеет не часто (в основном ОРВИ, была ангина гнойная и трахеит, переболел ветрянкой). Аппетит не очень хороший, очень любит салат со сладкой морковью и свеклу, много пьет воды, днем засыпает одним их последних, после пробуждения спокойно лежать в кровати не будет, обязательно разбудит соседей по кроватям. У мальчика ведущая рука правая, движения рук точны и согласованы. Общая моторика в норме, координация движений почти не нарушена.

   Познавательная сфера: Тимофей любознателен и проявляет интерес к окружающему миру, но плохо сформирована мотивация к НОД, ждёт практической помощи со стороны педагога, если есть затруднения в выполнении работы, но не старается выполнять задания сам, не проявляет аккуратность в работе. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Восприятие и наглядно-действенное мышление сформированы удовлетворительно (Тимофей целеустремленный, наблюдательный, но немного ленивый  в обучении, не всегда точно понимает суть, умеет сравнивать предметы, но выявляет трудность толковании ситуаций со скрытом смыслом). Тип памяти смешанный, хорошо запоминает события и цифры.

    Речевое развитие: обращенную речь понимает, со взрослыми вступает в разговор. Наблюдается отставание в развитии речи. Речь ребенка нечеткая, особенно когда говорит быстро, но понятная. Отмечается недоразвитие лексико-грамматической стороны речи: недостаточная развитость словаря, грамматические ошибки (нарушение образования множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением), недоразвития звукопроизношения (нарушения в образовании шипящих звуков, смягчение звуков). Может составить рассказ по картинке, если есть затруднения, то с помощью наводящих вопросов. Предложения использует полные, распространенные. Речь интонационно оформлена, громкость голоса зависит от ситуации, чаще речь спокойная, не громкая, но быстрая.

   Элементарные математические представления: Тимофей уверенно считает в пределах 10, соотносит количество предметов с числом (до 5), воспринимает предметы по величине и формы цвета, также доступны понятия: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, высокий/низкий, длинный/короткий, широкий/узкий.

   Мальчик знает свое имя, фамилию, имена родственников, свой адрес (город, улица, номер дома, квартиры), может определить день/ночь, в остальном путается.

   Игровая деятельность: интерес к игрушкам проявляет, правила игры понимает, но не выполняет их. В коллективных играх почти не  участвует,  не со всеми играет. С другими детьми в конфликты вступает. Играет всеми игрушками, которые есть в группе, особенно любит конструктор и машины. К новым игрушкам в группе проявляет интерес, придумывает сюжет в игре, использует предметы-заменители.    Игрушки за собой не убирает.

    Конструктивная и графическая деятельность: проявляет интерес к конструктивной деятельности из строительного материала, конструктора. Навыки лепки не сформированы, любит аппликацию. Умеет обыгрывать постройки. На занятиях работает по образцу. Обычно не проявляет высокую работоспособность, мальчик не усидчив и не старателен.

    Личностные особенности: эмоциональные реакции не всегда адекватны, проявляет инициативу в игровой деятельности на прогулке (игры с мячом, с песком).  Свои вещи очень оберегает, но делится (по настроению). Любит, когда его хвалят, расстраивается на замечания, иногда даже проявляет капризность и истеричность в ответ на замечания.  На контакт с детьми идет трудно. Родителей не слушается, они предпочитают идти с ним на компромисс, во всем договариваются с ним, правда не всегда получается, с няней часто вступает в конфликты.

    Ребёнок обладает почти всеми необходимыми по возрасту навыками самообслуживания: умеет пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, пользоваться ложкой, самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, но очень часто ленится и ждет, когда ему помогут взрослые.

   В основном мальчик очень капризный и плаксивый, может проявить спокойствие и доброжелательность. Часто отказывается что-то делать, так как боится, что у него не получится, но от помощи не отказывается. Не стесняется незнакомых людей.

Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.

МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК

коррекционная игра на развитие умения вступать в контакт с окружающими

Цель:  

  • Развитие кинестетических ощущений.
  • Развитие умения сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт.
  • Учить преодолевать брезгливость (к краскам)

Оборудование:   Цветные краски с кисточкой, игрушечные цыплята.

Ход игры:                                                                                                        

Педагог показывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к ним в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие они привыкли клевать зернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышки и накормить цыплят. В ходе игры  педагог подбадривает и хвалит ребенка.

ТЕТРИС

коррекционное упражнение на развитие логического мышления

Цель:

  • Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами.
  • Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
  • Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.

Оборудование:                                                                                               

  Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной  и квадратной формы различных размеров и цветов.

Ход упражнения:                                                                                         

Педагог показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители» - геометрические фигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках пустых мест. Педагог помогает складывать, показывая метод проб и ошибок, а также обращает внимание детей на правильное расположение фигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка.

БАБОЧКА

дидактическая игра на развитие движений пальцев

Цель:

  • Учить детей застегивать пуговицы.
  • Развивать мелкие движения рук.
  • Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
  • Развивать целенаправленность действий с предметами.
  • Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
  • Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.

Оборудование:                                                                                               

 Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы).

Ход игры: 

Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать точно такую же бабочку. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками.

ЗАМОК «МОЛНИЯ»

упражнение на развитие навыков самообслуживания

Цель:

  • Учить детей застегивать замки – молнии.
  • Развитие ручной умелости.
  • Воспитание навыков самообслуживания.
  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения рук.
  • Учить различать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на значимый признак.

Оборудование:                                                                                              

  Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки – молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие), качества (железные или пластмассовые)

Ход упражнения:                                                                                       

 В ходе упражнения педагог объясняет детям назначение замка – молнии и показывает, как им пользоваться. Вместе с детьми отрабатываются движения застегивания и расстегивания замка. Возможна отработка движений по словесной инструкции, когда педагог просит застегнуть замок синего цвета и т.п. При проведении упражнения каждое действие проговаривается: «Я застегиваю железный замок», «Я расстегиваю длинный пластмассовый замок синего цвета» и т.п.

АКВАРИУМ

дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета

Цель:

  • Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого.
  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.

Оборудование:

        На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.

Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком)                                

Вначале ребенок рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.

ЁЖИК

дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук

Цель:

  • Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
  • Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
  • Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.

Оборудование:         

Вырезанный из картона ёжик, по всей спине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.

Ход игры:        

Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках.

Возможны следующие варианты игры:      

 - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом;                                                               

 - выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок;                                                              

  - свободное творчество детей.

«Дотронься до...»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция.

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты

  1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»
  2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»
  3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.
                           «Как это можно использовать» 

Цель:  развитие воображения у ребенка.   
Ход упражнения:

Педагог называет обычный предмет. Например «книга».  Ребенок придумывает как больше способов ее использования.

«Буквы»

Цель: развитие воображения у ребенка.
Ход упражнения:

Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета.

«Кто назовет больше признаков»

Цель: развитие мышления у ребенка.

Ход упражнения:

Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
                                         «Нарисуй фигуру»

Цель: развитие памяти ребенка.

Ход упражнения:
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
                                   «Выкладывание по памяти»

Цель: развитие памяти у ребенка.

Ход упражнения:
Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти.

«Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия»:

проводятся в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

Конспект

занятия для детей 4 лет с ОВЗ.

 Тема: «Насекомые».    

 Составила: воспитатель Недобежкина Ольга Олеговна   

 Цели:

 Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Насекомые»
  • упражнять в подборе глаголов, обозначающих действие насекомого
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, согласование прилагательных с существительными)
  • формировать диалогическую речь
  • формирование фонетико-фонематического восприятия      

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательную активность
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление
  • развивать тонкую и общую моторику
  • развивать умение отгадывать загадки

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: магнитная доска, 4 индивидуальные магнитные доски, бабочка  на стержне, 4 вертушки «Божья коровка», 4 ободка на голову, карточки насекомых, цветок из деталей на магните, панно «Поляна ромашек», набор фигурок насекомых, материал для декора на магните « Насекомые», бабочки из картона с символами гласных звуков.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

В.: Ребята здравствуйте.  

Дети здороваются.  

В.: А теперь давайте встанем в круг и проведем игру «Какое у тебя настроение?»

Игра «Какое у тебя настроение?». Дети называют свое настроение (веселое, хорошее, доброе, радостное), берясь за большой палец правой руки друг друга (получается башня).

 Играет музыка «Песня бабочек».

 В: К нам в группу залетела большая, красивая бабочка. Она рассказала мне историю о веселом цветочке. (Воспитатель показывает детям на магнитной доске цветок – только стебель и листочки). Подул сильный ветер и сорвал все лепестки с него. У вас хорошее настроение, а как вы думаете, какое настроение у цветочка?        

Ответы детей

В: Мои друзья насекомые нашли лепестки. Как вы думаете,  мы можем помочь вернуть лепестки?

 Д.:

В.:  Правильно. Но насекомые приготовили для нас  задания. Как вы думаете, а мы сможем  их выполнить?

 Д.:    

II. Основная часть.

 В.: Подумайте и назовите,  каких насекомых вы знаете.

1. И.Т. Хоровод. Упражнение « Подумай и назови». Дети передают бабочку и называют насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, стрекоза, божья коровка, муха. «Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку (которую приготовил воспитатель).

В.: Молодцы.  Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому мы пойдем в гости.  

2.Загадка. 

В.: Он работник настоящий,

      Очень, очень работящий.

      Под сосной в лесу густом

      Из хвоинок строит дом.

 Д.:

 Дети находят муравья в траве.

В.: Муравей предлагает сыграть в игру « Угадай, кто это?»

 Игра «Угадай, кто это?» Воспитатель одевает ободок на голову ребенка и вставляет в него карточку насекомого. Остальные дети рассказывают, что делает это насекомое, а ребенок отгадывает картинку. Аналогично проводится игра с другими детьми.

 Муравей - ползет, тащит, трудится, строит дом.

 Пчела  – летит, жужжит, жалит.  

 Бабочка – порхает, летает, машет крыльями, шевелит усами.

 Кузнечик – прыгает, стрекочет, летает. 

« Муравей» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

3. В.: Попробуйте отгадать еще загадку:

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

Д.:

 В.: Правильно. Кузнечик так ловко умеет прятаться в траве, поэтому предлагает вам  найти насекомых на поляне цветов. Как называются цветы?

 Д.:

Игра «Куда спрятались насекомые?»  На магнитной доске «Полянка ромашек»  с насекомыми. 

 В.: Ребята, посмотрите  внимательно на полянку и скажите:

 Тимофей, бабочка, где сидит?

 Р.:.

В.: Дима, стрекоза, куда летит?

Р.:

В.: Тимофей, пчела, откуда отлетела?

 Р.:

В.: Ксюша, бабочка,  где кружится?

Р..:

В.: Никита, божья коровка, где ползет?

Р.:

 В.: Артем, кузнечик,  где сидит?

 Р.:

Л.: Тимофей, муравей,  где спрятался?

Р.:

 «Кузнечик» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

4. В.: Послушайте и отгадайте следующую загадку.  

 Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела). -Дети договаривают.

Речь с движением.

                      Пчелиный улей (Е. Карельская).

Что за дом-кубышка?                 (Сжать  кулачок на левой руке и придать лицу      удивленное выражение.)

 Кто живет там? Мышка?          (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)

Нет! Что вы, что вы!                  (Возмущенно помахать руками.)

Живут в том доме пчелы.          (Потрясти кулачком, поднести его к уху, «пожужжать».)

Пчелы летают.                             (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями; пожужжать.)                                                      

Деток в домике считают:           (Снова сжать кулачок на левой руке.)

Один, два, три, четыре, пять… (По одному разжимать пальцы левого кулачка.)

Мы не будем им мешать.          (Завести руки за спину – «спрятать» .)                           

Пчелки мед соберут                   (Постучать указательным пальцем павой руки по                        подушечкам пальцев левой руки.)  

И Тимофею (и Диме и т.д.) дадут.    ( Указательным пальцем правой руки провести по каждому пальчику левой руки от основания до кончика.)  

«Пчела» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

5. В.: Молодцы, но есть еще загадка, попробуйте отгадать.

 Загадка.  

Всех жучков она милей,

Спинка алая у неё.

На спине кружочки -  

 Черненькие  точки.  

 Д.:

В.: Правильно. Посмотрите, какие красивые вертушки приготовила для вас божья коровка. Давайте подуем на них. Постарайтесь не надувать щеки и не поднимать плечи.

 Упражнение  «Ах, какая божья коровка!» Воспитатель раздает каждому ребенку вертушку «Божья коровка». Дети дуют на нее.

В.: Ребята, посмотрите и скажите, божья коровка какая.

Д.:.

 В.: А теперь  вдохните носиком и  скажите про нее: « Ах, какая милая (добрая, красивая.)»

«Божья коровка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

 6. В.: А такую загадку попробуйте отгадать.

 Загадка.

У нее четыре крыла,  

Тело тонкое, словно стрела,

 И большие, большие глаза.  

Называют ее …(стрекоза). – Дети договаривают.

 «Стрекоза» дает лепесток, дети называют его цвет и   кладут в корзинку.    

 7. В.:  Внимание, еще загадка.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

 Д.:

«Бабочка» дает лепесток, дети называют его цвет и кладут в корзинку.

8. В.: Молодцы.  Мы собрали все лепестки. Давайте поместим их вокруг середины цветочка. Ребята, как вы думаете, цветочек каким теперь станет?

 Д.:

 Дети прикрепляют «веселую» серединку цветка на магнитную доску  и вокруг нее лепестки.

В.: Давайте мы тоже улыбнемся ему. Покажите, каким он был грустным. А веселым?

Молодцы. Надо помогать друг другу, и тогда у всех будет хорошее настроение.

 III. Итог занятия. 

И.Т. Рефлексия.  

В.: Дмитрий, какое хорошее дело мы сегодня сделали?

Д.:

 В.: Тимофей,  вспомни, у кого мы  были в гостях?

Д.:

В.: Никита, у кого больше всего понравилось? Почему?  

Д.:

Сюрпризный момент.

 В.: Хорошо. Вы справились со всеми заданиями. Веселый цветочек благодарит вас за то, что снова с лепестками, в хорошем настроении. Он хочет подарить вам «стрекоз»  на магните.

 Д.:

В.: До свидания ребята!

Ребята прощаются.

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ в соответствии с предъявленной характеристикой.

 «С детьми играть – ум, разум, душу развивать!».

Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательной возможности игры. Играть с детьми можно везде.

Игры:

«Съедобное - несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н - р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н - р, морковь - морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

«Обзывалки»

Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.

Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н - р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! ( Ты – яблоко!, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)

Использованная литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  2. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
  3. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.

Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....

Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности....

Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...

Памятка-буклет Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Освещен вопрос особенностей участия родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...