Главные вкладки

    Музыкально – координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Томочакова Татьяна Константиновна

    Статья на тему "Музыкально-координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_stati_1.docx22.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкально – координационные игры как метод преодоления

    речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения. Музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкально – координационных игр, при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы, чище и грамотнее становится речь.

    Большое место в музыкальном развитии детей дошкольного возраста  отводится музыкальным коррекционно-двигательным  играм, воспитывающим наблюдательность, устойчивость внимания, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.

    Такие игры оказывают положительное влияние на исправление речевых нарушений; способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями.

    Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно - развивающий процесс, который состоит из 2 основных направлений:        

     1. Развитие эмоциональной сферы, коррекция и воспитание вербальных процессов: памяти, слуховое внимание, зрительно-пространственная ориентировка, моторика.       

    2. Коррекция речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и речи и т.д.   

    Свою работу мы начали с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

    Особая роль в преодолении речевых нарушений на музыкальных занятиях с детьми отводится развитию двигательной деятельности. Большое значение имеют игры с музыкальным сопровождением. В процессе такой работы у детей происходят  позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности.    

    Практика показала, что систематическое использование музыкально – координационных игр способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

    Предложенные упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым координировать движения и речь.

    Логопедические задачи: Четкое произношение и закрепление в свободной речи звука Р. Чёткое соответствие речи и движения. Работа над мимикой лица.

    Музыкальные задачи: Отработка правильного дыхания на коротких, но напевных музыкальных фразах, открывающих возможность для модуляции голоса.

    Кот сибирский,                                       Дети сжимают правую ладонь в кулак.

    Кот – царапка                                         Сжимаем левую ладонь в кулак.

    Учит деток танцевать,                           Сжимаем и разжимаем кулачки.

    Ну-ка, детки,                                           Правую ладонь поднимаем вверх и

                                                                      сжимаем в кулак.

    По команде                                             Сжимаем левую ладонь в кулак.

    Раз, два, три, четыре, пять                    Сжимаем и разжимаем кулачки.

    Грациозно, незаметно                            Поочерёдно гладят правой и левой рукой ушки:

    Надо лапки поднимать                          по два раза правой, по два  раза левой.

    Левой, правой,                                       Поочерёдно махи кистями рук.

    Левой, правой,                                       Поочерёдно махи кистями рук.

    Раз, два, три, четыре, пять.                   Хлопки в ладоши.

    Логопедические задачи:  Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи.

    Музыкальные задачи: Выполнение движений в ритм музыки.

    Запилила пила,

    Зажужжала, как пчела,

    Отпилила кусок, наскочила на сучок,

    Лопнула и встала.

    Начинай сначала.

    И.П. – Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

    1-8 такты – Движение руками вперёд-назад, имитируя пилку дров.

    9-10 такты – Опускают броском руки вниз.

    11-12 – Меняются местами друг с другом на бегу.

    В процессе работы с детьми на музыкальных занятиях используем  художественное слово:  прозу, стихи, русское народное творчество.

    Таким образом, использование музыкально-координационных игр в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста способствует развитию чувства ритма, музыкально-ритмических движений, улучшению речи. Успешная коррекция речевого недоразвития показывает положительную динамику у детей с разными речевыми нарушениями, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи данной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ НАРОДОВ ЯМАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Данная методическая разработка является подспорьем в работе с детьми в районах Крайнего Севера в качестве регионального компонента на музыкальных занятиях....

    Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

    Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

    Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе также используются игровые методы и приёмы для коррекции речевых нарушений у дошкольников. В данной работе предла...

    Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

     Сегодня мы хоти познакомить вас с методом Су-Джок-терапии. Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой ...

    Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции

    В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...

    МУЗЫКАЛЬНО – КООРДИНАЦИОННЫЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ПРЕОДАЛЕНИЯ РЕЧЕЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

    Музыкально-координационных игр в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста способствует развитию чувства ритма, музыкально-ритмических движений, улучшению речи....