Музыкально – координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Топоева Татьяна Константиновна

Статья на тему "Музыкально-координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati_1.docx22.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – координационные игры как метод преодоления

речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения. Музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкально – координационных игр, при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы, чище и грамотнее становится речь.

Большое место в музыкальном развитии детей дошкольного возраста  отводится музыкальным коррекционно-двигательным  играм, воспитывающим наблюдательность, устойчивость внимания, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.

Такие игры оказывают положительное влияние на исправление речевых нарушений; способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно - развивающий процесс, который состоит из 2 основных направлений:        

 1. Развитие эмоциональной сферы, коррекция и воспитание вербальных процессов: памяти, слуховое внимание, зрительно-пространственная ориентировка, моторика.       

2. Коррекция речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и речи и т.д.   

Свою работу мы начали с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Особая роль в преодолении речевых нарушений на музыкальных занятиях с детьми отводится развитию двигательной деятельности. Большое значение имеют игры с музыкальным сопровождением. В процессе такой работы у детей происходят  позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности.    

Практика показала, что систематическое использование музыкально – координационных игр способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Предложенные упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым координировать движения и речь.

Логопедические задачи: Четкое произношение и закрепление в свободной речи звука Р. Чёткое соответствие речи и движения. Работа над мимикой лица.

Музыкальные задачи: Отработка правильного дыхания на коротких, но напевных музыкальных фразах, открывающих возможность для модуляции голоса.

Кот сибирский,                                       Дети сжимают правую ладонь в кулак.

Кот – царапка                                         Сжимаем левую ладонь в кулак.

Учит деток танцевать,                           Сжимаем и разжимаем кулачки.

Ну-ка, детки,                                           Правую ладонь поднимаем вверх и

                                                                  сжимаем в кулак.

По команде                                             Сжимаем левую ладонь в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять                    Сжимаем и разжимаем кулачки.

Грациозно, незаметно                            Поочерёдно гладят правой и левой рукой ушки:

Надо лапки поднимать                          по два раза правой, по два  раза левой.

Левой, правой,                                       Поочерёдно махи кистями рук.

Левой, правой,                                       Поочерёдно махи кистями рук.

Раз, два, три, четыре, пять.                   Хлопки в ладоши.

Логопедические задачи:  Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи: Выполнение движений в ритм музыки.

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.

И.П. – Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

1-8 такты – Движение руками вперёд-назад, имитируя пилку дров.

9-10 такты – Опускают броском руки вниз.

11-12 – Меняются местами друг с другом на бегу.

В процессе работы с детьми на музыкальных занятиях используем  художественное слово:  прозу, стихи, русское народное творчество.

Таким образом, использование музыкально-координационных игр в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста способствует развитию чувства ритма, музыкально-ритмических движений, улучшению речи. Успешная коррекция речевого недоразвития показывает положительную динамику у детей с разными речевыми нарушениями, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи данной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ НАРОДОВ ЯМАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная методическая разработка является подспорьем в работе с детьми в районах Крайнего Севера в качестве регионального компонента на музыкальных занятиях....

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровь...

Консультация для педагогов на тему: «Музыкально подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей , направленной на сохранение и укрепления здоровья детей....

Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природ...

Нейропсихологические игры для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Перед тем как приступить к нейропсихологическим упражнениям с ребенком, убедитесь, что он в хорошем настроении. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.  Начинайте...

Музыкальный фольклор как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР -  Как средство развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ,интересный позновательный матерьял для музыкальных руков...