Музыкальный фольклор как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
консультация по коррекционной педагогике

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР - 
 Как средство развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ,
интересный позновательный матерьял для музыкальных руководителей, учителей логопедов и воспитателей, других педагогов которые работают с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_folklor_korrektsiya.docx17.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность.

Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение.

Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни и хороводы — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.

2.На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке.

Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление.
С детства у нас в доме звучат русские народные песни, частушки, колыбельные песни.

3. Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивают личность ребенка.

4. Вся коррекционная работа проводится в тесной взаимосвязи учителя - логопеда, воспитателя и музыкального руководителя, физ-инструктора.  В коррекционной работе педагогов используются разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, попевки, сказки, игры-драматизации, народные подвижные игры, логоритмические игры, игры-хороводы, пальчиковые игры, музыкально-ритмические игры.
Всеми участниками коррекционной работы фольклорные произведения используются на разных этапах образовательной деятельности:

в организационных моментах

во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики

чтение и рассказывание в сопровождении наглядного материала

в развлечениях и досуговой деятельности

5. В современных семьях, к сожалению, знают всё меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия. Этому способствует особая интонационная организация (выделение голосом гласных звуков, медленный темп, удобные паузы для дыхания…), 
Колыбельные песни вызывают чувство психологического комфорта.

6. На музыкальных занятиях происходит формирование правильного звукообразования и связанное с ним такое качество, как напевность. Дети сначала поют распевки с различной интонацией и звукоподачей,а затем переходят к песням с выражением грусти, радости, удивленияи т. д. используя игровые и танцевальные импровизации.
Формированию напевности способствует исполнение русских народных хороводных песен: «А я по лугу», «Я на горку шла», и др.

7. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее интересными для детей являются считалки.
Считалка-небольшой стишок, форма жеребьёвки, при помощи которой определяют кто водит в игре. По силе эстетического воздействия на детей они, можно сказать, не знают себе равных. «Видимо, какие-то плодоносящие зёрна скрыты в этих неувядаемых произведениях»,  - писал основоположник теории детского фольклора В. Г. Виноградов.

Главная особенность считалки - чёткий ритм. Например:

«Шли бараны по дороге
Промочили в луже ноги
Стали ноги вытирать:
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей!»

 «За морями, за горами
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни»

8. На занятиях и развлечениях также активно используются закличкии приговорки. По происхождению они связаны с календарными обрядами. Закличка- это песенка, обращённая к природе (дождю, радуге, солнцу, и др.), животным с просьбой, или требованием. Они произносятся хором нараспев. В отличии от закличек приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу - заговор, обращённый к живому существу (птичке, мышке, улитке и др.) Просьба состояла в том, чтобы взлететь, обменять выпавший зуб на новый, показать рожки…

«Дождик, дождик пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку»

«Божья коровка
Полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Чёрного и белого
Только не горелого»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако,  для правильного планир...

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития"...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...