Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)
материал по теме

Арнаутова Людмила Викторовна

 

Актуальность

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами изобразительного искусства позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

Цель: разработка и апробация системы работы по изобразительной деятельности с целью  коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Объект: процесс коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Предмет: изобразительная деятельность детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknaya_itogovaya_rabota_hripkipro.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности

(Выпускная итоговая работа)

                               

Выполнила:

Арнаутова Людмила Викторовна,

воспитатель высшей категории

МДОУ Детский сад №20 «Дельфин»

г.Саяногорск

Научный руководитель:

Кошелева Л.Ю.,

Канд.педагогических наук

                                                      Абакан 2009

                                                       Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы использования изобразительной деятельности как средства  коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития………………………………………. 5

        1.1.Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития……………………………………………………. 5

        1.2.Использование изобразительной деятельности как средства  коррекции  нарушений у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………. 7

        1.3.Особенности изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития………………………………………. 9

Глава 2. Организация системы работы по изобразительной деятельности с целью  коррекции нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………. …………..12

      2.1.Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………12

      2.2.Сравнительный анализ результатов исследования коррекционно-развивающей работы средствами изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития……………18

Заключение……………………………………………………………….. .23

Литература……………………………………………………………….....24

Введение

В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.

Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, т. к. организм очень несовершенен и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале коррекционной работы грозит обернуться бедой. В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые (В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, В.Г.Лутонян, С.Г.Шевченко и др.), исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной и практической деятельности.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Каким образом помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира? Необходимо помочь им раскрыть его и полноценно ввести в окружающую действительность. Одним из таких средств является изобразительное искусство, которое используется не только как средство художественного развития, но может являться и средством коррекции нарушений развития у детей.

Актуальность

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами изобразительного искусства позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

Цель: разработка и апробация системы работы по изобразительной деятельности с целью  коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Объект: процесс коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Предмет: изобразительная деятельность детей с ЗПР.

Задачи:

–исследовать особенности влияния изобразительной деятельности на развитие и коррекцию познавательных процессов у детей с ЗПР;

–разработать систему работы по обучению навыкам изобразительной деятельности у детей с ЗПР;

–апробировать систему работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с ЗПР.    

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

   теоретические: анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования;

   эмпирические: формирующий эксперимент в форме коррекционно-развивающей работы;

интерпритационные: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием математической статистики.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1.  Теоретико-методологические основы использования изобразительной деятельности как средства  коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития

1.1.Психолого-педагогические особенности детей с задержкой

психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их от детей с нормальным психическим развитием.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР  освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, И.Ю.Кулагина,Т.Д.Пускаева и др.). В.И.Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г.Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Явное отставание отмечают при анализе  мыслительных процессов. Отставание выражается в несформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П.Артемьева, Т.А.Фотекова, Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени). В исследованиях многих ученых (И.Ю.Кулагина, Т.Д.Пускаева, С.Г.Шевченко) отмечается специфика познавательной деятельности детей с ЗПР; недостаточность словесного опосредования, например, нарушение вербализации, изменение способов общения, бедность социального опыта (Г.В.Грибанова, Л.В.Кузнецова,Н.Л.Белопольская), несформированность общей и мелкой моторики.

При изучении личностных особенностей детей с ЗПР  раскрываются проблемы в мотивационно-волевой сфере. Психологи отмечают слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С.Певзнер). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение развернуть совместную игру в соответствии с игровым замыслом (Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович). Сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику и у них снижен интерес к игре и игрушкам. Само стремление к игре нередко выглядит как способ ухода то затруднений в занятиях, обучении. Желание играть возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности.

 Итак, проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:

-внимание неустойчивое, неравномерная работоспособность; ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности; недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое.

-многие из детей испытывают трудности в восприятии (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; мало испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов, однако, их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности.

-у детей ограничен объем памяти  и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;

-отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении.

-нарушения  речи преимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, словообразование; проблемы в связной, сопровождающей деятельность, грамматической стороне речи.

Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.

 

1.2. Использование изобразительной деятельности как средства  коррекции  нарушений у детей с задержкой психического развития

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.

На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные ученые Л.С.Выготский, А.И.Граборов,Е.А.Екжанова, Т.С.Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности -  это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:

-разработка коррекционно - направленной системы художественного развития, формирование основ художественной культуры;

-разработка содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства;

-осуществление средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.

1.3.Особенности изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

 Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:

-воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

-развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

-формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

-формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

-развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

-развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

Глава 2. Организация системы работы по изобразительной деятельности с целью  коррекции нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.1.Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс  коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития

Понимая актуальность проблемы коррекции нарушений у дошкольников с ЗПР в нашем детском саду комбинированного вида №20 «Дельфин» впервые в 2006 году была укомплектована группа детей  с 3-х летнего возраста. Дети в количестве 12 человек были направлены городской ПМПК с диагнозом «Задержка психического развития» различной этиологии. У детей наблюдаются последствия многократного наркоза после операций: 2 ребенка были рождены с врожденной косолапостью, 1 ребенок с «волчьей пастью» и «заячьей губой». Имеются дети с гидроцефалией мозга, ММД, тяжелыми наследственными заболеваниями, с депривацией (2 опекаемых).

 Ранее формировались группы старшего дошкольного возраста, что по нашему мнению задерживало своевременную коррекционную помощь.

Организуя группу младшего дошкольного возраста, мы полагали, что система ранней коррекционной помощи будет способствовать целенаправленному формированию психических функций у детей, предупреждению вторичных отклонений, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы. Укреплению и охране здоровья детей, уменьшению общесоматической ослабленности, а также тому, что это обеспечит возможность более эффективной подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, сохранности их здоровья.

Каждый специалист, осуществляя свое направление работы, тесно взаимодействует с воспитателями группы. В результате первичного диагностического обследования, мы выяснили наиболее уязвимые стороны познавательного развития: восприятие, внимание, память, мелкая моторика рук.

Мы определили для себя цель провести исследование влияния изобразительной деятельности на весь коррекционно-развивающий педагогический процесс.

Работу распределили на три этапа:

-подготовительный;

-технологический;

-завершающий.

При разработке определили цели каждого этапа, ожидаемые результаты, обозначили мероприятия по их реализации.

Основной задачей первого этапа стали выявление, комплексное обследование знаний, навыков, умений по рисованию, лепке, аппликации. На этом этапе руководствовались важнейшим диагностическим принципом качественного анализа результатов продуктивной деятельности. При проведении педагогической диагностики использовали метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот метод позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития.   Ребенку предлагалось нарисовать «Дождик», «Ниточки», « Воздушный шарик» и т.п. Из пластилина предлагали вылепить «Карандаши», «Колобок». Во второй младшей мы наклеивали готовые формы «Пирамидка», «Овощи в банке». Это  оценивалось по следующим критериям: как понимает ребенок речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашами, красками, пластилином, кистью, ножницами и другими средствами изображения предмета; анализ способов выполнения рисунка, поделки; отношение к процессу деятельности; итоговый результат.

Предложенные выше задания проводились на протяжении нескольких дней. Полученные результаты фиксировались в трех позициях: не справился ни по подражанию, ни по показу - «низкий уровень»; справился с заданием по показу или подражанию - «средний уровень», если задание выполнено самостоятельно - «высокий уровень».

Обследование познавательных процессов проводил учитель-дефектолог по определенным методикам, которые позволяют выявить уровень развития того или иного процесса. Данные результатов были предоставлены нам на момент обследования в сентябре 2006 года.

                                                                                                            Таблица 1

Результаты диагностики уровня развития познавательных процессов на начальном этапе исследования (%)

Вторая младшая группа

Уровень

низкий

средний

высокий

Восприятие

89 %

11 %

0 %

Внимание

86 %

14 %

0 %

Память

87 %

13 %

0 %

Мышление

100 %

0 %

0 %

Речь

92 %

8 %

0 %

Моторика

87 %

13 %

0 %

 Таблица 2

Результаты диагностического обследования знаний, навыков и умений по изобразительной деятельности на начальном этапе (%)

Вторая младшая группа

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Рисование

90 %

10 %

0 %

Лепка

100 %

0 %

0 %

Аппликация

92 %

8 %

0 %

       Исходя из данных диагностического обследования, мы сделали вывод, что уровень развития детей практически находится на низком уровне. Чтобы решить данную проблему, мы решили выработать определенную систему работы с детьми по развитию изобразительной деятельности.

Используя данные, полученные в ходе педагогического обследования, разработали программу по обучению навыкам и умениям в изобразительной деятельности, направленную на коррекцию нарушений у детей с ЗПР.

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Избранные методы должны соответствовать:

  1. общей цели и задачам;
  2. специфике вида деятельности;
  3. возрастным и психическим особенностям детей.

На первом этапе был составлен перспективный план развития изобразительной деятельности по рисованию, лепке и аппликации. В плане все занятия были ориентированы на лексические темы, по которым занимается учитель-дефектолог.

На втором, технологическом этапе работы, реализуется система коррекционного воздействия средствами изобразительной деятельности. При этом учитываем, что ее эффективность зависит от взаимодействия, преемственности, конкретного и четкого распределения целей и задач, методов коррекционной работы с каждым ребенком.

Главной особенностью коррекционной работы стал комплексный подход при формировании определенных навыков у детей. Он предполагает следующее:

  1.  планирование по спирали - на каждом последующем этапе усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;
  2. построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  3. проведение занятий интегрированного характера, что позволяет решать несколько разноплановых задач;
  4. реализацию индивидуально - дифференцированного подхода, что предполагает при единой целевой установке различные способы выполнения задания каждым ребенком;
  5. преемственность в работе всех педагогов: на аналогичном материале в рамках одной темы каждый из специалистов решал общие и специфические задачи;
  6. использование игровой мотивации на всех занятиях;
  7. продолжительность занятий определялась состоянием детей в данный день и степенью сложности материала.

Основными формами обучения навыкам изобразительной деятельности мы избрали занятия, игры, коллективное творчество. Отличительной чертой таких занятий с детьми является то, что они решают как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Средствами коррекционно-развивающего обучения мы определили:

-рисование с использованием различных материалов (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, фломастеры, мел);

-лепка (пластилин, соленое тесто, глина);

-аппликация (бумага, ткань,природный материал).

Определили технологии изобразительной деятельности:

-рисование по точкам,

-волшебные пятна (кляксография),

-рисование  на обоях, на асфальте, на стекле,

-пластилиновая живопись,

-графическая музыка (рисование под музыку),

-печатки, трафареты, раскраски,

-экспериментирование с материалами,

-работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала,

-работа с бумагой (различной текстуры), тканью, природным материалом

-коллажи с разными материалами.

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях, в совместной деятельности используем следующие методы и приемы:

  1. рассматривание образцов (картины, иллюстрации, фигурки);
  2. чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки
  3. показ способов изображения, поэтапный показ действий;
  4. индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения;
  5. игры, танцевальные паузы, физминутки;
  6. поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения;
  7. выставки детских работ, поделки для малышей, подарки для сотрудников и близких людей.

Непременной частью занятий изобразительной деятельностью стали дидактические игры на развитие познавательных процессов «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Угадай на ощупь» и т.д.

Таким образом, в процессе обучения рисованию, лепке и аппликации мы осуществляем развитие и коррекцию восприятия (цвет, фактура форма, величина), памяти (объем, длительность, устойчивость), внимания (концентрация, переключаемость, произвольность), мышления (мыслительные операции- анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи  (активация и обогащение словаря, развитие сопровождающей речи), воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность),  моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений), личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность).

Для более успешной реализации коррекционной работы в группе мы создали предметно-развивающую среду:

-«полочка красоты», где находятся образцы искусства;

-«уголок  умелых ручек», где в доступном месте находятся различные материалы и инструменты для изодеятельности;

-«уголок исследователя», где дети могут экспериментировать с материалами, исследовать их свойства;

-«экран творчества» - это рамка 100 х 50 см на стене с рулоном обоев, где дети могут заниматься крупномасштабным рисованием;

-«выставочный уголок», где родители и гости нашей группы могут познакомиться с работами детей.

Также в группе достаточно дидактических пособий, настольных игр типа «Собери букет», «Контуры», «Цвета», имеется аудиотехника, микроскоп.

В процессе нашего формирующего экспериментального исследования мы периодически проводим контрольную диагностику (сентябрь, май). Результаты  позволяют нам проводить коррекцию нашей программы, изменять методы работы с детьми.

        На третьем, завершающем этапе, мы предполагаем провести заключительный анализ результатов и на его выводах  систематизировать и скорректировать наработанный материал, обработать наиболее оптимальные для развития детей методики, уточнить модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР

2.2.Сравнительный анализ результатов исследования коррекционно-развивающей работы средствами изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

На данный момент наш формирующий эксперимент находится еще на технологическом этапе, так как наша программа рассчитана на четыре года обучения. Как  уже упоминалось выше,  периодически проводится промежуточное диагностическое обследование с целью выявления уровня динамики, корректировки индивидуальных программ развития детей.

 Последнее промежуточное обследование познавательных  процессов, умений и навыков изобразительной деятельности  проведено в сентябре 2008 года.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня развития познавательных процессов на промежуточном этапе исследования (%)

Старшая группа (начало учебного года)

Уровень

низкий

средний

высокий

Восприятие

50%

50%

0%

Внимание

48%

42%

10%

Память

30%

60%

10%

Мышление

44%

56%

0%

Речь

39%

49%

12%

Моторика

30%

60%

10%

            На промежуточном этапе исследования для подведения определенных итогов эффективности  нашей целенаправленной работы по изобразительной деятельности с детьми с целью коррекции нарушений мы провели сравнительный анализ, где использовали те же методики, что и на начальном этапе, но уровень заданий ориентировался на более возросшие возможности детей. В рисовании задания были направлены на выявление сформированности предметного и сюжетного рисунка, элементов творчества, например «Домик для трех медведей», «Зима в лесу». В лепке определялась передача образа, состоящего из нескольких частей: «Гусеничка», «Зайчик». В аппликации также определялось составление предметного изображения из нескольких частей, но здесь  уже учитывалось владение ножницами -  вырезывание несложных форм путем срезания углов: «Строим дом», «Снеговичок».

                                                                                                             Таблица 4

Диагностика уровня освоения знаниями, умениями и навыками по изобразительной деятельности на промежуточном этапе (%)

(старшая группа)

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Рисование

58 %

35 %

7 %

Лепка

50 %

44 %

6 %

Аппликация

35 %

55 %

10 %

Гистограмма 1

Результаты сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов у детей на начальном и промежуточном этапах исследования

(средний показатель)

Начальный этап

Промежуточный этап

Гистограмма 2

Результаты сравнительного анализа знаний, умений и навыков изобразительной деятельности на начальном и промежуточном этапах исследования (средний показатель)

Начальный этап

Промежуточный этап

После анализа полученных результатов видно, что показатели развития и коррекции способностей детей намного улучшились, и эти результаты   свидетельствуют об эффективности коррекционной  работы. Использование системы методов, приемов, средств организации деятельности детей с использованием ситуации успеха и разнообразных способов развития  и коррекции нарушений позволяют  значительно повысить уровень развития познавательных процессов , навыков и умений в изодеятельности .

Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику развития и коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мы полагаем, что наша дальнейшая работа в системе поможет нам в перспективе достичь полноценного развития детей и успешно подготовить их к обучению в школе. Обеспечить детям успешную социальную интеграцию.

Заключение

В  нашем исследовании  рассмотрены  различные подходы к определению понятия «развитие и коррекция нарушений у детей с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности».

       Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования  показывает, что вовлечение ребенка с проблемами в развитии в изобразительную деятельность способствует развитию и коррекции нарушений, а также развивает интерес к творчеству. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, и эмоциональную сферу ребенка.

На основе изученной литературы мы разработали программу использования средств изобразительной деятельности в целях развития и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста.

В результате систематической изобразительной деятельности, проводимой с детьми  нашей группы, у детей развиваются восприятие, мышление, внимание, память, моторика. Развиваются  познавательные интересы к окружающему миру, обогащаются представления. В ходе исследования подтверждено предположение, что успешное  развитие и коррекция нарушений средствами рисования, лепки и аппликации зависит от создаваемых условий и умелого использования системы методов и приемов, обеспечивающих комплексное воздействие.

Таким образом, поставленные в нашем исследовании цели и задачи  на промежуточном этапе достигнуты. И мы думаем, что дальнейшая наша работа приведет к достижению полноценной цели нашего исследования . Это еще раз доказывает эффективность проводимой нами коррекционно-развивающей работы.

        

                                                        Литература

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.-М.: Гном-Пресс,2002.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности.-СПб.:Детство-Пресс,2003.
  3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности.-М.:Просвещение,1995.
  4. Григорьева Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников.-М.:Академия,1997.
  5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.-СПб.:Каро,2006.
  6. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. -М.: Столетие,1998.
  7. Колдина Д.Н. Лепка/Аппликация с детьми 3-4 лет.-М.: Мозаика-Синтез,2007.
  8.  Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет.-М.: Мозаика-Синтез,2007.
  9. Кузнецова Г.В. Рисуем дождик. Коррекционно-развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности. -М.: Гном-Пресс,2002.
  10. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти,2002.
  11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.-М.: Владос,1997
  12. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР.-М.:Владос,2003.
  13. Ульенкова У.В.  Дети с задержкой психического развития. -Нижний Новгород,1994.-228с.
  14. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников.-М.: Академия,1999.
  15. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР.-М.,1990.
  16. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова. -М.: Академия,2001.
  17. Аппликация в детском саду/ А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева.-Ярославль.: Академия развития,2002.
  18. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/Под ред. К.С.Лебединской.М.1982.-125с.
  19. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству./С.М.Вайнерман, А.С.Большев и др.-М.:Владос,2001.
  20. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения/ Г.А.Кузнецова, В.В.Колесникова и др.-М.:Баласс,2004
  21. Рисование с детьми дошкольного возраста.Нетрадиционные техники/ Под ред. Р.Г.Казаковой.-М.: Сфера,2007.
  22. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании.Хрестоматия./ Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.-М.: Гном и Д,2001.
  23. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»//М.: Школьная Пресса.
  24. Журналы «Дефектология»//М.: Школьная Пресса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако,  для правильного планир...

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития"...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной деятельности

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития  в экспериментальной деятельности (планирование)...

Музыкальный фольклор как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР -  Как средство развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ,интересный позновательный матерьял для музыкальных руков...