Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. 

Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заинтересовано в подготовке и развитии каждого ребенка, и с этой целью разрабатываются и реализуются всевозможные программы и технологии, следует отметить тот факт, что в одинаковых условиях одного и того же дошкольного учреждения успехи детей оказываются неодинаковыми. Речь идет о детях с задержкой психического развития (ЗПР).

В настоящее время существуют специальные дошкольные организации, в которых осуществляется воспитание, обучение и развитие детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с ЗПР. Перед педагогами таких детских учреждений стоит нелегкая задача преодоления задержки в развитии. Очевидно, что традиционные методики и технологии, применяемые в работе с обычными детьми, не принесут того же эффекта.

Нами проанализирована возможность развития творческих способностей у детей с задержкой психического развития средствами художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческие способности24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Общеизвестно, что в дошкольном возрасте наблюдается наиболее интенсивное развитие психики ребенка. Всего за несколько первых лет жизни ребенок успевает овладеть всеми видами человеческой деятельности, усваивает в первые 4 года половину всей освоенной за жизнь информации, овладевает речевой функцией, научается строить отношения со сверстниками и взрослыми.

В целом приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Это в свою очередь определяет степень готовности ребенка к школьному обучению.

Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заинтересовано в подготовке и развитии каждого ребенка, и с этой целью разрабатываются и реализуются всевозможные программы и технологии, следует отметить тот факт, что в одинаковых условиях одного и того же дошкольного учреждения успехи детей оказываются неодинаковыми. На фоне успешных детей все чаще можно обнаружить категорию детей, которые к окончанию дошкольного возраста не достигают показателей школьной зрелости. Заметить это можно не только в последний год пребывания в детском саду, а гораздо раньше. Речь идет о детях с задержкой психического развития (ЗПР).

В настоящее время существуют специальные дошкольные организации, в которых осуществляется воспитание, обучение и развитие детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с ЗПР. Перед педагогами таких детских учреждений стоит нелегкая задача преодоления задержки в развитии. Очевидно, что традиционные методики и технологии, применяемые в работе с обычными детьми, не принесут того же эффекта.

Заметим, что проблема воспитания и обучения детей с ЗПР не нова. В настоящее время можно обнаружить достаточно исследований (М.Ю. Рау, Н.Ю. Берякова и др.). В последние десятилетия эта проблема стала особенно актуальной, что обусловлено значительным увеличением количества детей с задержкой психического развития. Педагогическому и медицинскому сообществу еще предстоит разобраться в причинах и тенденциях такого явления, но ясно одно этим детям уже сейчас требуется продуманная системная помощь [2, 5].

На сегодняшний день установлено, что дети с ЗПР обладают следующими особенностями, определяющими их успешность в познавательной и других видах деятельности:

- пониженная работоспособность на фоне быстрой истощаемости и неустойчивости внимания;

- недостаточная продуктивность и произвольность памяти;

- сниженное восприятие;

- плохо развитые двигательные навыки и способности;

- отставание в развитии мышления;

- нарушение развития речи, дефекты звукопроизношения, малый словарный запас;

- недостаточно сформированные навыки самоконтроля и саморегуляции;

- ограниченная общая осведомленность и бедность представлений;

- недостаточно сформированные общеучебные умения;

- заметные трудности в овладении письмом и развитии мелкой моторики рук;

- различные отклонения в поведении.

Все это в комплексе значительно затрудняет и замедляет общее психическое развитие ребенка. Вследствие обозначенных особенностей дети испытывают значительные трудности в освоении программного материала, в овладении навыками поведения и формировании мировоззрения. Особенно это сказывается на таких высших проявлениях психики как мышление и воображение.

Однако, все выше изложенное не означает, что дети с задержкой психического развития не способны развиваться и творчески самореализовываться.

Дошкольный возраст предоставляет широкие возможности для развития благодаря пластичности психических процессов, и грамотно построенная коррекционно-развивающая программа способна обеспечить гармонизацию развития благодаря оптимальному сочетанию средств, методов и технологий, учитывающих особенности таких детей.

Практика показывает, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональной окрашенности, занимательности и наглядности получаемого продукта располагает огромным потенциалом как в развивающем отношении, так и в коррекционном [1, 3]. Кроме того, подобная деятельность обладает психотерапевтическим действием, снимая напряжение, снижая страхи и барьеры. Поэтому нам представляется логичным максимально задействовать детей  с ЗПР в художественно-эстетической деятельности с целью развития их творческих способностей.

Художественно-эстетическая деятельность погружает ребенка в атмосферу радости и покоя, наполняет его жизнь понятным и интересным ему содержанием, позволяет самоутвердиться, найти поддержку и понимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, обеспечивает возможность проявить свои желания и потребности, а значит, проявить и осознать собственное «Я» [4, 6].

Реализуя творческие способности, ребенок благодаря внутреннему регулированию развивает произвольность внимания и восприятия, совершенствует моторику и речь, оттачивает навыки коммуникации. В психологическом же отношении радость творчества, получение реального результата, признание окружающих приводит к тому, что нормализуется эмоциональный фон, что положительно сказывается на поведении и саморегуляции [3].

Стоит заметить, что многие ученые считают, что наиболее интенсивно воображение развивается с 5 до 15 лет. Если в дошкольный период не создать условий для его развития, то эта функция психики затухает, и в дальнейшем наверстать упущенное уже вряд ли удастся. Такое положение приведет к обеднению личности, затруднению развития мышления, снижению интереса к окружающему, в том числе и к миру искусства [1, 3, 4].

Развитие творческих способностей дело непростое, особенно в отношении детей с задержкой психического развития. Здесь требуется целенаправленная системная работа. Необходимо обеспечить не просто возможность самостоятельной работы, нужно научить сознательной поисковой деятельности, обеспечить свободу сознательного выбора.

Проявлением творческой свободы можно считать оригинальность, неповторимость созданных ребенком художественных образов. Это и определяет ценность продуктов творческой деятельности.

Творческие способности проявляются в умении трансформировать ранее приобретенные образы и представления в новые формы, образы, объекты, в способности увидеть новое в привычном, необычное в обычном.

На наш взгляд особенно эффективной в этом отношении можно считать аппликацию. Этот вид изобразительной деятельности позволяет значительно расширить знания детей об окружающем, поскольку предполагает знакомство с различными материалами, их особенностями. В процессе занятий аппликацией дети развивают сенсомоторные функции, так как в практической деятельности усваивают представления о форме, размере, цвете, пространственных отношениях и т.д. Тренируется ручная умелость, формируются изобразительные навыки. Кроме того, появляется возможность самостоятельно планировать и реализовывать задуманное, проявить творческое начало. Желание получить результат заметно нормализует эмоционально-волевую сферу.

Безусловно, все это только тогда приносит положительный результат, когда каждое действие ребенка сопровождается поддержкой со стороны взрослого. Педагогическое воздействие при этом преимущественно должно быть опосредованным, регуляция и контроль со стороны педагога должны создавать атмосферу творчества, психологической защищенности.

В своей работе занятия аппликацией я сопровождаю игровыми упражнениями и приемами, стимулирующими проявление творческих способностей и фантазии: «Что ты видишь?», «Дорисуй картинку», «Чего не хватает?», «Придумай название», «Выложи рисунок» и др.

Довольно хорошо зарекомендовали себя и соревновательные моменты. Я предлагала детям описать какой-то предмет, придумать для него определение, сказать, какой он. Выигрывает тот, кто придумает больше. Использую и командные игры. Например, игра «Дизайнеры». Дети делятся на команды. Каждая команда получает одинаковый набор фигур из цветной бумаги, листы белой бумаги. Предлагается создать орнамент, рисунок или картину (зависит от темы занятия). Получившиеся «продукты» обсуждаются. Затем устраивается голосование. В процессе таких упражнений дети кроме практической предметной деятельности осваивают и коммуникативные навыки, учатся творить совместно.

Стоит заметить, что на первых порах детям было трудно создать оригинальные образы, придумать что-то свое. Поэтому сначала необходимо показать механизм создания нового образа, уделить время обогащению представлений, так как новые образы формируются на основе известных. Для этого предлагалось выполнять такие упражнения как «Восстанови вторую половинку», «Сделай наоборот», «Разбери и собери», «Только не делай, как я» и др.

Очевидно, что любые занятия в том числе и аппликацией не могут сами по себе принести высокий результат, необходимо использовать и другие виды деятельности, которые в свою очередь помогут и в аппликации. К таким видам можно отнести рисование, лепку, конструирование, ритмику и прочие.

Нами замечено, что при целенаправленной работе по развитию творческих способностей приводит к тому, что дети начинают самостоятельно проявлять их в обыденной жизни или в ходе других занятий, интегрируя полученные навыки работы. Так дети предлагали использовать в аппликации природный материал, бытовые предметы, ткань и многое другое. Это свидетельствует о проявлении творческих способностей, формировании мотивации к творчеству, что в сою очередь способствует освоению мира и в конечном итоге развитию психики.

Мы пришли к выводу, что интеграция на занятиях различных видов деятельности (художественно-эстетической, познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой) позволяет обеспечить наиболее полные представления детей об окружающем, активизировать мышление, стимулировать интерес и мотивацию, развивать творческие способности, нормализовать эмоциональные проявления, стабилизировать поведенческие реакции. Это в полной мере соответствует заложенному в ФГОС ДО интегративному подходу.

Литература:

  1. Березенкова Т. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников [Текст]  / Т. Березенкова. - М.: Учитель. – 2016. – 234с.

  2.  Берякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н.Ю. Берякова. – М.: Феникс, 2015. – 98с.
  3. Кузнецова, С.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. [Текст] / С.В. Кузнецова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).
  4. Поборцева, О. Kumon. Развитие мышления. Творческие способности [Текст] / О. Поборцева, А. Степанов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 80с.

  5. Рау, М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР [Текст] / М.Ю. Рау. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 342с.

  6. Скворцова, В. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]  / В. Скворцов. - М.: Феникс, 2009. – 224с.